История первая. Сказка о рыбаке и рыбке

Ольга Анцупова
И вновь – очередная поездка подарила мне новые сюжеты.
Электричка Нижний Новгород - Шахунья

…Я не сразу заметила, как знакомая мне до мельчайших подробностей «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина в исполнении моего случайного попутчика вдруг обрела несколько иную тональность.
Но – начну по порядку. Мой сосед – высокий импозантный старик – моментально привлек мое (и не только мое!) внимание, когда он с мальчиком лет пяти буквально влетел в вагон нашей пригородной электрички и, оглядев свободные места, громогласно объявил:
- Леха, дуй сюда. Садись рядом с тетей, у которой на щеке прыщ. У нее порядочное лицо и нам спокойней будет.

Как вы догадались, «тетей» с прыщом на щеке и одновременно с порядочным лицом оказалась я. Остальные пассажиры, чьи лица, по всей видимости, вызвали у старика серьезные опасения, выразили вполне объяснимое недовольство, впрочем, проигнорированное дедом, а какая-та бабка даже фыркнула:
- Тоже мне, экстрасенс нашелся! А может она только и ждет, как бы кошелек у кого стибрить.
«Она», то есть я, не стала переубеждать заинтересованно обернувшуюся ко мне публику, тем более, что старик уже решительно шагнул к моей скамейке. Дыхнув на меня перегаром и усадив своего Леху чуть ли не на меня, попутчик - опять-таки громогласно - объявил, что «пора перекусить». После этих слов мальчику был вручен порядком помятый банан и «чупа-чупс», а дед начал пить пиво, предварительно обратившись ко мне:
- Вы не возражаете?

Опорожнив три четверти бутылки, старик пристально поглядел на внука и внушительно произнес:
- Бабке о пиве ни слова!
- А тогда расскажи сказку! – тут же потребовал внук, дожевывая свой банан.
- Сколько можно! Да и не знаю я сказок – вон пусть тетя тебе их рассказывает!
Я сделала вид, что ничего не слышу, и отвернулась к окну. Через пару минут внук начал канючить на весь вагон, выпрашивая у деда сказку, пока кто-то, наконец, не выдержал:
- Да расскажи ты ему уже сказку! Надоело это нытье слушать!
- Да про что я ему расскажу? – вяло отмахнулся дед. – Я кроме, как про золотую рыбку, и не помню ничего.

- Хочу про золотую рыбку! – голосом опытного вымогателя объявил мальчик. – А то все бабусе расскажу!
Судя по выражению лица деда, старику в этот момент очень захотелось дать внуку хороший подзатыльник, но опыт подсказывал ему, что последствия такого порыва могут обойтись деду дороже, чем просто сказка.
На секунду задумавшись, старик твердо произнес:
- Хорошо, но тогда я возьму еще одну бутылку.

Ребенок победоносно улыбнулся, кивнул и приготовился слушать. Старик, отхлебнув огромный глоток пива, с отвращением на лице приступил к рассказу:
- Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу…
Я не заметила, как задремала под монотонный перестук колес электрички и не менее монотонный голос сказителя, а когда внезапно проснулась от восторженного вопля мальчика, то сразу поняла, что Пушкинский сюжет претерпел за это время удивительные изменения, как, собственно, и лицо старика, раскрасневшееся от выпитого пива и от воодушевления, с которым он продолжал свое повествование:
-  Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка и спрашивает – чего, мол, опять, приперся? Меня от дел отвлекаешь? А старик ей и говорит – мол, грымза моя уже не хочет быть простой крестьянкой, желает быть дворянкой!

- Столбовою, - подсказал старику мальчонка. – «Не хочу быть черною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!» - так старуха в сказке говорит. Деда, а «грымза» - это кто такая?
- А это твоя бабка! Она и грымза, и ведьма, - охотно пояснил внуку дед, снова отхлебнул из горлышка бутылки и продолжил, – «Ни фига себе!» – возмутилась рыбка. А не жирно ли твоей бабе будет? Может, она еще и президентом всея Руси стать захочет?
Старик внезапно расхохотался, видимо, представив старуху в роли президента. Отсмеявшись и снова хлебнув пива, он некоторое время, похоже, пытался вспомнить, на каком месте остановился в своем рассказе. Не вспомнив, старик махнул рукой и решительно продолжил вольным стилем:
- Короче! Обломилась бабка! Захотела она вместо своей деревянной избы каменный коттедж с душевой кабиной и подземным гаражом. А гастарбайтеры ей стены прямо на землю поставили, вместо того, чтобы нормальный фундамент сделать. Вот ее коттедж и пополз по швам. А кто виноват оказался?

В голосе деда появились воинственные нотки.
- Кто, я вас спрашиваю? Естественно, дед! Не рыбка эта поганая, наобещавшая по дешевке палаты каменные, не гастеры, а я! И всю жизнь я во всем виноват!..
- Деда! Сказку, - затеребил старика за рукав внук.
- Да я и рассказываю тебе сказку! – раздраженно отмахнулся от ребенка старик. – Наоралась старуха, поотбивала все свои клешни о старика и потребовала от него новые сапоги и перстни с бриллиантами. А на фига они ей? Комарам на огороде показывать? Дед-то умнее старухи оказался, как оно мужику и положено. Он своей бабе сразу сказал – мол, ты что, карга, белены объелась? Ведь насмешишь ты целое царство! Гонора у тебя больше, чем образования. Но ведь бабы-дуры. Вот и моя такая – давай ей бриллиантовое кольцо на 60-летие, и никаких разговоров! Купили ей кольцо, так она себя царицей возомнила! С соседями через губу разговаривает, огородом заниматься больше не желает, «Жигули» ее уже не устраивают – иномарку ей подавай!

Старик с сожалением заглянул в опустевшую бутылку и попытался отыскать еще одну в своей сумке. Не найдя, он обиженно замолчал.
- Деда! А что дальше было? – интерес мальчика не ослабевал.
- Дальше? – лицо старика неожиданно приняло злорадное выражение и он торжествующе выпалил, – а дальше муж этой заразы разозлился окончательно, схватил хворостину побольше, да отходил по мягкому месту старуху. А потом встряхнул хорошенько ее за шиворот, да на порог старой избушки снова усадил, старое разбитое корыто перед ней поставил и ушел к молодой и длинноногой. Вот как!
- К кому ушел? – удивился мальчик.
- Забудь! – старик настороженно огляделся и засуетился, - нам выходить, Леха! Уже Шпалозавод! Давай побыстрее.


Следующая дорожная зарисовка: http://www.proza.ru/2011/10/21/362

Иллюстрация взята с сайта - http://www.xrest.ru/original/744504/