Управление культуры

Лев Ольшанский
НАТ. УЛИЦА МЕГАПОЛИСА ДЕНЬ

Заснеженные улицы города. По проезжей части дороги движется легковой автомобиль чёрного цвета. Свернув направо, автомобиль останавливается у многоэтажного дома с широким крыльцом. Под козырьком здания висит табличка с надписью «Управление культуры Российской Федерации».

Из салона автомобиля торопливо выходит ШОФЁР и услужливо открывает заднюю дверь.

Из автомобиля выбирается АМБАРЦУМЯН - грузный пожилой человек восточной наружности - и не спеша, степенно следует к зданию.
 
Из-под козырька здания навстречу спешит СОЛОУХИН - моложавый, седовласый мужчина высокого роста. На нём – отглаженный костюм; шапки нет.

СОЛОУХИН
(радостно)
Тигран Вахтангович! Какими судьбами к нам?!

Амбарцумян кивает головой в знак приветствия и снисходительно подаёт свою большую, пухлую руку.

Солоухин обхватывает её обеими руками и, почтительно согнувшись, нежно, словно баюкая, трясёт её.

Оба поднимаются на крыльцо и подходят к двери. Солоухин пропускает вперёд Амбарцумяна и заходит следом.

ИНТ. ЗДАНИЕ ХОЛЛ ДЕНЬ

Амбарцумян и Солоухин подходят к лифту. Солоухин нажимает на кнопку.
 
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
(ЗК, испуганно)
Замминистра приехал! Сам!

Двери лифта открываются. Амбарцумян и Солоухин заходят внутрь лифта; двери закрываются.

ИНТ. ЗДАНИЕ КОРИДОР ДЕНЬ

Солоухин и Амбарцумян выходят из лифта и подходят к двери с табличкой «Начальник Управления культуры РФ».
Солоухин открывает дверь и пропускает вперёд Амбарцумяна, после чего входит в кабинет. Дверь закрывается.

ИНТ. ЗДАНИЕ КАБИНЕТ СОЛОУХИНА ДЕНЬ
   
Амбарцумян расстёгивает пальто. Солоухин помогает гостю раздеться и размещает на вешалке его пальто и шапку.

Амбарцумян усаживается в мягкое кресло, стоящее рядом с широким полированным столом; садится и Солоухин.

СОЛОУХИН
Коньяк, виски?

АМБАРЦУМЯН
Чай!

В кабинет входит СЕКРЕТАРША - женшина средних лет – с подносом, на котором размещены два стакана чая с лимоном в позолоченных подстаканниках, печенье и несколько чашечек с мёдом и повидлом.

СОЛОУХИН
(отхлёбывая из стакана)
Я внимательно изучил вчерашнюю речь министра культуры, Тигран Вахтангович!

АМБАРЦУМЯН
И что вы из неё для себя извлекли?

СОЛОУХИН
Массовость, доступность, никакого академизма! И – поменьше самодеятельности!

АМБАРЦУМЯН
(одобрительно)
Совершенно верно! Мы, работники культуры, не имеем права отрываться от жизни и навязывать народу то, что ему чуждо!
Далее: сегодня культура должна окупать себя!
И если, скажем, содержание Оперного театра обходится государству в несколько сот миллионов рублей в год, а доходов – ноль, то на что нам такая «культура»?! Правильно, Владимир Николаевич?

СОЛОУХИН
Совершенно верно, Тигран Вахтангович!

АМБАРЦУМЯН
Как совершенно правильно высказался Аарон Абрамович, людям неинтересны разные фуги с прелюдиями и увертюрами, они их просто не понимают! С другой стороны, народу также не нужны всякие там «Разлюли-малина» да «Ах вы, сени» - они неинтересны людям! Народное творчество – давно прошедший этап, и тратить на его восстановление средства – всё равно, что пытаться реанимировать труп! И это не только бесполезно, но и преступно! Повторяю ещё раз: пре-ступ-но! Понятно вам, господин Солоухин?

СОЛОУХИН
Как не понять!

АМБАРЦУМЯН
(вздыхает)
Вот такие вот дела!

Амбарцумян, барабаня пальцами по столу, глядит в окно, за которым видны унылые многоэтажные здания.

АМБАРЦУМЯН
Какие у вас в этом плане имеются наработки, господин Солоухин?

Развернув монитор компьютера, Солоухин вставляет в устройство диск.

СОЛОУХИН
Извольте посмотреть и оценить сами, Тигран Вахтангович!

На осветившемся экране появляются четыре певицы – МАША, ДАША, САША и ГЛАША. На певицах - узкие полоски цветной материи чуть пониже и повыше талии.
Под музыку певицы начинают весело танцевать и петь, соблазнительно виляя телами.

МАША, ДАША, САША, ГЛАША
(задорно)
И как же ты оценить не смог
Сокровища меж моих стройных ног!
И не нужны мне твои слова -
Его другому я отдала!

МАША
(в зрительный зал)
А теперь – дружно, все вместе!
Ла-ла-ла-ла-ла!..

Амбарцумян, глядя на экран, чуть заметно шевелит губами.

На экране монитора певицы в танце кружатся на подиуме.
 
Маша выдёргивает из-под узкой полоски материи, изображающей стринги,  пучок тёмных, курчавых волос и швыряет его в зрительный зал.

Публика – как юноши, так и девушки – визжа от радости, бросается в драку за обладание этим бесценным  даром.

Даша вынимает из-под стрингов влажный пакет, из которого тут же начинает капать на пол что-то красное, и также бросает пакет в зал.

Зрители визжат от восторга.

ДАША
(звонко)
Покупайте прокладки «Олма» -
И почувствуешь себя дома!

Саша и Глаша стягивают с себя стринги, под которыми, однако, оказываются стринги ещё меньшего размера. Саша и Глаша размахивают снятыми с себя тряпочками.

Зрители восторженно кричат и в экстазе подпрыгивают на месте.

САША
(радостно)
Что за чудо – бритва «Жилетт»!
И волос в этом месте нет (можешь потрогать, если не веришь!)!

Выставляет вперёд лобок.

ГЛАША
Ну, а если ты не дурак,
Становись под мой красный флаг!
 
Зрители приходят в неистовство; слышатся свист и крики.

АМБАРЦУМЯН
(недовольно)
Дальше!

СОЛОУХИН
Вы не досмотрели до конца, Тигран Вахтангович! Это же «Честные давалки»! Группа, прогремевшая на всю Европу!

Солоухин нажимает кнопки компьютера.
 
На экране монитора: на сцену выскакивает ПЪЕРО - бесполое существо в одеянии, напоминающем собой цветную простыню, и тонким, писклявым голосом начинает петь под музыку.

ПЪЕРО
Зачем же ты меня не поняла,
Свою любовь другому отдала!

На сцене появляется второй певец – БУЛЬБУЛЬЕР - с взъерошенной причёской фиолетового цвета и присоединяется к Пьеро.

ПЪЕРО И БУЛЬБУЛЬЕР
(вместе)
Теперь я вечно буду тебя ждать,
Грустить в тиши, молиться и страдать!..
Ла-ла-ла-ла-лала!
Ла-ла-ла-ла-лала!..

В ЗТМ

ИЗ ЗТМ

Зрительный зал взрывается от восторга. Слышатся громкие выкрики.
   
ПЕРВАЯ ЗРИТЕЛЬНИЦА
Рома! Полюби меня!

ВТОРАЯ ЗРИТЕЛЬНИЦА
Плюнь в меня, Рома!

ТРЕТЬЯ ЗРИТЕЛЬНИЦА
Майкл, милый, пописай на меня!

СОЛОУХИН
Мужской дуэт «Поющие сперматозоиды»! А вот – следующий номер!
 
На  экране появляется худая, полуобнажённая девушка - Мальвина. Под медленную музыку Мальвина сбрасывает с себя всё своё небогатое одеяние и начинает кружить вокруг вертикально торчащего муляжа мужского фаллоса, прижимаясь к нему различными частями тела и издавая сладострастные стоны в такт музыке. Чем дальше, тем громче её стоны и тем непристойнее движения.

АМБАРЦУМЯН
(мрачным голосом)
Ещё что у вас?
   
На подиуме в сопровождении ДЕВУШЕК ИЗ ПОДТАНЦОВКИ появляется БИГ МАГ -  мускулистый, загорелый молодой человек.

БИГ МАГ
(речитативом)
Я – нормальный пацан,
Я имею «БМВ»,
Мне глубоко плевать,
Кто что скажет обо мне.
Я научился летать
Наяву и во сне,
Я хочу побывать
Хоть однажды на Луне.

ДЕВУШКИ ИЗ ПОДТАНЦОВКИ
(подпевают)
А-а-а-а-а!..

Пританцовывая под музыку, Биг Маг стягивает с себя и отбрасывает в сторону футболку и джинсы, оставшись в кружевных плавках розового цвета, украшенных рюшечками и бирюльками.

Биг Маг оглядывает визжащую от восторга публику и, выбрав кого-то, тычет в его направлении пальцем.

На подиум, минуя дюжих охранников, поднимается ДЕВЧУШКА лет 16. Смущённо улыбаясь, девчушка на шатких ногах приближается к Биг Магу.

БИГ МАГ
(продолжая)
Меня девушка любит –
Ведь я крутой ди-джей.
Когда-нибудь, быть может,
Я женюсь на ней.
Ячейку общества
Мы с ней создадим,
Ракету построим,
На Луну улетим.

Девчушка опускается на колени. Зажмурив глаза, сладострастно открывает розовый ротик с сахарными зубками.

АМБАРЦУМЯН
Достаточно! Всё правильно – в духе требований нашего времени, идеологически выдержано! Для показа вполне сойдёт!

Амбарцумян глядит в окно, неторопливо барабаня пальцами по столу.

АМБАРЦУМЯН
Что, так и будем в молчанку играть, Владимир Николаевич? Знаете, прекрасно вы знаете, что именно я хочу увидеть у вас!
   
Просияв, Солоухин меняет диск и нажимает на кнопки.

На экране монитора: на фоне светлых берёз появляется ДЕВУШКА в КОКОШНИКЕ и в длинном голубом платье до пят.

Начинают звучать арфы, под звуки которых на сцену выходит ещё несколько ДЕВУШЕК и запевают нежными, серебряными голосами.

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА В КОКОШНИКЕ
Во поле берёзка стояла!

ВТОРАЯ ДЕВУШКА В КОКОШНИКЕ
Во поле кудрявая стояла!

ВСЕ ДЕВУШКИ
Люли-люли стояла,
Люли-люли стояла!..

Амбарцумян, прикрыв лицо ладонью, внимательно слушает.

В ЗТМ

ИЗ ЗТМ

На экране – смешанный хор. Дружно начинают играть балалайки, сильными голосами запевают МУЖЧИНЫ.

МУЖЧИНЫ
Светит месяц, светит ясный!
Светит полная луна!..

К мужчинам дружно присоединяются девушки.

ДЕВУШКИ               
Осветила путь-дорожку
Вплоть до Сашиного двора!..

В ЗТМ

ИЗ ЗТМ

На экране появляются две певицы – ТАМАРА и ЛЮБОВЬ.
Музыкального сопровождения нет.

СОЛОУХИН
Тамара и Любовь Прохоровы!

ТАМАРА
(задумчиво поёт)
Позарастали стёжки-дорожки…

ЛЮБОВЬ
Там, где ходили милого ножки!

ТАМАРА, ЛЮБОВЬ
(на два голоса)
Позарастали мохом-травою,
Где мы ходили, милый, с тобою!..

СОЛОУХИН
Достаточно, Тигран Вахтангович? Переключить?

Амбарцумян протестующе машет рукой.

ТАМАРА, ЛЮБОВЬ
...Если забудет, если разлюбит,
Если другую мил приголубит,
Я отомстить ему поклянуся,
В речке глубокой я утоплюся…

В ЗТМ

ИЗ ЗТМ

Солоухин нажимает на кнопки, экран монитора гаснет. Амбарцумян продолжает сидеть, прикрыв лицо рукой.

АМБАРЦУМЯН
(грустно, с заметным акцентом)
Кох, Чубайс, Боос, Райкин, Петросян.., Амбарцумян, в конце концов! Где же русские? А, Владимир Николаевич?
В этом году я побывал в родной Армении… Представляете, Владимир Николаевич, страна с четырёхтысячелетней историей – и ни разу, нигде я не слышал родного напева! Нигде! Ни одного! Представляете?
   
Амбарцумян отнимает от лица ладонь, и Солоухин видит слёзы, которые одна за другой градом катятся из глаз Амбарцумяна.

АМБАРЦУМЯН
(глухо)
Из всех окон, отовсюду, я только и слышал, что два последних хита - «Лизни меня меж ног» Лауры да «Потрогай меня за живое» в исполнении Белого Сокола…
И не знают, несчастные, что «Белый Сокол» - это 20-летняя любовница знаменитого продюсера, а Лаура – 70-летняя старушка!..
Компьютер и, главное, деньги могут всё!.. Да! Вот так!..

Амбарцумян достаёт из внутреннего кармана свёрнутую газету.

АМБАРЦУМЯН
(продолжая)
Вы почитайте только, что пишут в сегодняшних газетах!

Амбарцумян в негодовании хлопает газетой по столу.

АМБАРЦУМЯН
(продолжая)
«Дам лизнуть. Киса, 14 лет», «Красиво лишу девственности. Артур»… Ну, что это такое, Владимир Николаевич!?.. У меня – просто нет слов!.. А за концерт – спасибо!

Амбарцумян подаёт руку Солоухину и, вместо того, чтобы обменяться рукопожатием, неожиданно подносит руку Солоухина к своим губам.

АМБАРЦУМЯН
(растроганно)
Спасибо вам, Владимир Николаевич! Знаю, прекрасно знаю, как вы, рискуя своим положением, своей должностью, находите и выращиваете народные таланты! За этот самый диск нас с вами, Владимир Николаевич, могут без разговоров уволить с работы!.. Так и продолжайте! Финансовую подпитку этих… голубых и розовых… сократите вчетверо! Они и за бесплатно рады трясти своими…

Амбарцумян, не договорив, презрительно хмыкает.

СОЛОУХИН
Ну, а как же…

АМБАРЦУМЯН
(перебивает)
Я всё подпишу, не беспокойтесь! По ТиВи не показывайте – рано пока, запросто могут запретить и разогнать!.. Мне же и придётся разгонять.
(усмехается)
По долгу службы...
Растите таланты в клубах, Дворцах культуры! Берегите их, Владимир Николаевич!..

Солоухин смущённо опускает голову.

АБАРЦУМЯН
(продолжая)
Да, кстати, между нами, сколько вы потратили на подпитку народной культуры в этом году? Понимаю, что это – Ваша тайна, но всё же?

СОЛОУХИН
Тысяч 150, ну, может быть, 200..
АМБАРЦУМЯН
(смеётся)
Ой, лукавите вы, Владимир Николаевич!
А то я вас не знаю! Признайтесь честно: небось, с полмиллиона украли у государства? А?

Солоухин, впервые за всё время разговора, улыбается открыто и радостно.

СОЛОУХИН
Может, и с полмиллиона, а может, и два миллиона? Кто докажет, Тигран Вахтангович?

АМБАРЦУМЯН
(задумчиво)
Два миллиона – на всю огромную страну?!

Поднявшись с места, Амбарцумян направляется к выходу.

АМБАРЦУМЯН
(продолжая)
Материальное обеспечение народной культуры увеличишь в 10 раз!
(стоя на пороге)
В 10 раз! Я проверю! Не выполнишь – в порошок сотру!

ИНТ. ЗДАНИЕ КОРИДОР ДЕНЬ

Амбарцумян по коридору направляется к лифту; его голос гулко отдаётся по всему зданию. За гостем спешит Солоухин.

АМБАРЦУМЯН
(продолжая)
Ты меня знаешь! Повторяю: сотру в порошок! Уволю! Выгоню к чёртовой матери!..
   
Работники управления культуры, случайно оказавшиеся в коридоре, в страхе разбегаются по кабинетам.


                Конец