НАТ. УЛИЦА МЕГАПОЛИСА ДЕНЬ
Заснеженные улицы города. По проезжей части дороги движется легковой автомобиль чёрного цвета. Свернув направо, автомобиль останавливается у многоэтажного дома с широким крыльцом. Под козырьком здания висит табличка с надписью «Управление культуры Российской Федерации».
Из салона автомобиля торопливо выходит ШОФЁР и услужливо открывает заднюю дверь.
Из автомобиля выбирается АМБАРЦУМЯН - грузный пожилой человек восточной наружности - и не спеша, степенно следует к зданию.
Из-под козырька здания навстречу спешит СОЛОУХИН - моложавый, седовласый мужчина высокого роста. На нём – отглаженный костюм; шапки нет.
СОЛОУХИН
(радостно)
Тигран Вахтангович! Какими судьбами к нам?!
Амбарцумян кивает головой в знак приветствия и снисходительно подаёт свою большую, пухлую руку.
Солоухин обхватывает её обеими руками и, почтительно согнувшись, нежно, словно баюкая, трясёт её.
Оба поднимаются на крыльцо и подходят к двери. Солоухин пропускает вперёд Амбарцумяна и заходит следом.
ИНТ. ЗДАНИЕ ХОЛЛ ДЕНЬ
Амбарцумян и Солоухин подходят к лифту. Солоухин нажимает на кнопку.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
(ЗК, испуганно)
Замминистра приехал! Сам!
Двери лифта открываются. Амбарцумян и Солоухин заходят внутрь лифта; двери закрываются.
ИНТ. ЗДАНИЕ КОРИДОР ДЕНЬ
Солоухин и Амбарцумян выходят из лифта и подходят к двери с табличкой «Начальник Управления культуры РФ».
Солоухин открывает дверь и пропускает вперёд Амбарцумяна, после чего входит в кабинет. Дверь закрывается.
ИНТ. ЗДАНИЕ КАБИНЕТ СОЛОУХИНА ДЕНЬ
Амбарцумян расстёгивает пальто. Солоухин помогает гостю раздеться и размещает на вешалке его пальто и шапку.
Амбарцумян усаживается в мягкое кресло, стоящее рядом с широким полированным столом; садится и Солоухин.
СОЛОУХИН
Коньяк, виски?
АМБАРЦУМЯН
Чай!
В кабинет входит СЕКРЕТАРША - женшина средних лет – с подносом, на котором размещены два стакана чая с лимоном в позолоченных подстаканниках, печенье и несколько чашечек с мёдом и повидлом.
СОЛОУХИН
(отхлёбывая из стакана)
Я внимательно изучил вчерашнюю речь министра культуры, Тигран Вахтангович!
АМБАРЦУМЯН
И что вы из неё для себя извлекли?
СОЛОУХИН
Массовость, доступность, никакого академизма! И – поменьше самодеятельности!
АМБАРЦУМЯН
(одобрительно)
Совершенно верно! Мы, работники культуры, не имеем права отрываться от жизни и навязывать народу то, что ему чуждо!
Далее: сегодня культура должна окупать себя!
И если, скажем, содержание Оперного театра обходится государству в несколько сот миллионов рублей в год, а доходов – ноль, то на что нам такая «культура»?! Правильно, Владимир Николаевич?
СОЛОУХИН
Совершенно верно, Тигран Вахтангович!
АМБАРЦУМЯН
Как совершенно правильно высказался Аарон Абрамович, людям неинтересны разные фуги с прелюдиями и увертюрами, они их просто не понимают! С другой стороны, народу также не нужны всякие там «Разлюли-малина» да «Ах вы, сени» - они неинтересны людям! Народное творчество – давно прошедший этап, и тратить на его восстановление средства – всё равно, что пытаться реанимировать труп! И это не только бесполезно, но и преступно! Повторяю ещё раз: пре-ступ-но! Понятно вам, господин Солоухин?
СОЛОУХИН
Как не понять!
АМБАРЦУМЯН
(вздыхает)
Вот такие вот дела!
Амбарцумян, барабаня пальцами по столу, глядит в окно, за которым видны унылые многоэтажные здания.
АМБАРЦУМЯН
Какие у вас в этом плане имеются наработки, господин Солоухин?
Развернув монитор компьютера, Солоухин вставляет в устройство диск.
СОЛОУХИН
Извольте посмотреть и оценить сами, Тигран Вахтангович!
На осветившемся экране появляются четыре певицы – МАША, ДАША, САША и ГЛАША. На певицах - узкие полоски цветной материи чуть пониже и повыше талии.
Под музыку певицы начинают весело танцевать и петь, соблазнительно виляя телами.
МАША, ДАША, САША, ГЛАША
(задорно)
И как же ты оценить не смог
Сокровища меж моих стройных ног!
И не нужны мне твои слова -
Его другому я отдала!
МАША
(в зрительный зал)
А теперь – дружно, все вместе!
Ла-ла-ла-ла-ла!..
Амбарцумян, глядя на экран, чуть заметно шевелит губами.
На экране монитора певицы в танце кружатся на подиуме.
Маша выдёргивает из-под узкой полоски материи, изображающей стринги, пучок тёмных, курчавых волос и швыряет его в зрительный зал.
Публика – как юноши, так и девушки – визжа от радости, бросается в драку за обладание этим бесценным даром.
Даша вынимает из-под стрингов влажный пакет, из которого тут же начинает капать на пол что-то красное, и также бросает пакет в зал.
Зрители визжат от восторга.
ДАША
(звонко)
Покупайте прокладки «Олма» -
И почувствуешь себя дома!
Саша и Глаша стягивают с себя стринги, под которыми, однако, оказываются стринги ещё меньшего размера. Саша и Глаша размахивают снятыми с себя тряпочками.
Зрители восторженно кричат и в экстазе подпрыгивают на месте.
САША
(радостно)
Что за чудо – бритва «Жилетт»!
И волос в этом месте нет (можешь потрогать, если не веришь!)!
Выставляет вперёд лобок.
ГЛАША
Ну, а если ты не дурак,
Становись под мой красный флаг!
Зрители приходят в неистовство; слышатся свист и крики.
АМБАРЦУМЯН
(недовольно)
Дальше!
СОЛОУХИН
Вы не досмотрели до конца, Тигран Вахтангович! Это же «Честные давалки»! Группа, прогремевшая на всю Европу!
Солоухин нажимает кнопки компьютера.
На экране монитора: на сцену выскакивает ПЪЕРО - бесполое существо в одеянии, напоминающем собой цветную простыню, и тонким, писклявым голосом начинает петь под музыку.
ПЪЕРО
Зачем же ты меня не поняла,
Свою любовь другому отдала!
На сцене появляется второй певец – БУЛЬБУЛЬЕР - с взъерошенной причёской фиолетового цвета и присоединяется к Пьеро.
ПЪЕРО И БУЛЬБУЛЬЕР
(вместе)
Теперь я вечно буду тебя ждать,
Грустить в тиши, молиться и страдать!..
Ла-ла-ла-ла-лала!
Ла-ла-ла-ла-лала!..
В ЗТМ
ИЗ ЗТМ
Зрительный зал взрывается от восторга. Слышатся громкие выкрики.
ПЕРВАЯ ЗРИТЕЛЬНИЦА
Рома! Полюби меня!
ВТОРАЯ ЗРИТЕЛЬНИЦА
Плюнь в меня, Рома!
ТРЕТЬЯ ЗРИТЕЛЬНИЦА
Майкл, милый, пописай на меня!
СОЛОУХИН
Мужской дуэт «Поющие сперматозоиды»! А вот – следующий номер!
На экране появляется худая, полуобнажённая девушка - Мальвина. Под медленную музыку Мальвина сбрасывает с себя всё своё небогатое одеяние и начинает кружить вокруг вертикально торчащего муляжа мужского фаллоса, прижимаясь к нему различными частями тела и издавая сладострастные стоны в такт музыке. Чем дальше, тем громче её стоны и тем непристойнее движения.
АМБАРЦУМЯН
(мрачным голосом)
Ещё что у вас?
На подиуме в сопровождении ДЕВУШЕК ИЗ ПОДТАНЦОВКИ появляется БИГ МАГ - мускулистый, загорелый молодой человек.
БИГ МАГ
(речитативом)
Я – нормальный пацан,
Я имею «БМВ»,
Мне глубоко плевать,
Кто что скажет обо мне.
Я научился летать
Наяву и во сне,
Я хочу побывать
Хоть однажды на Луне.
ДЕВУШКИ ИЗ ПОДТАНЦОВКИ
(подпевают)
А-а-а-а-а!..
Пританцовывая под музыку, Биг Маг стягивает с себя и отбрасывает в сторону футболку и джинсы, оставшись в кружевных плавках розового цвета, украшенных рюшечками и бирюльками.
Биг Маг оглядывает визжащую от восторга публику и, выбрав кого-то, тычет в его направлении пальцем.
На подиум, минуя дюжих охранников, поднимается ДЕВЧУШКА лет 16. Смущённо улыбаясь, девчушка на шатких ногах приближается к Биг Магу.
БИГ МАГ
(продолжая)
Меня девушка любит –
Ведь я крутой ди-джей.
Когда-нибудь, быть может,
Я женюсь на ней.
Ячейку общества
Мы с ней создадим,
Ракету построим,
На Луну улетим.
Девчушка опускается на колени. Зажмурив глаза, сладострастно открывает розовый ротик с сахарными зубками.
АМБАРЦУМЯН
Достаточно! Всё правильно – в духе требований нашего времени, идеологически выдержано! Для показа вполне сойдёт!
Амбарцумян глядит в окно, неторопливо барабаня пальцами по столу.
АМБАРЦУМЯН
Что, так и будем в молчанку играть, Владимир Николаевич? Знаете, прекрасно вы знаете, что именно я хочу увидеть у вас!
Просияв, Солоухин меняет диск и нажимает на кнопки.
На экране монитора: на фоне светлых берёз появляется ДЕВУШКА в КОКОШНИКЕ и в длинном голубом платье до пят.
Начинают звучать арфы, под звуки которых на сцену выходит ещё несколько ДЕВУШЕК и запевают нежными, серебряными голосами.
ПЕРВАЯ ДЕВУШКА В КОКОШНИКЕ
Во поле берёзка стояла!
ВТОРАЯ ДЕВУШКА В КОКОШНИКЕ
Во поле кудрявая стояла!
ВСЕ ДЕВУШКИ
Люли-люли стояла,
Люли-люли стояла!..
Амбарцумян, прикрыв лицо ладонью, внимательно слушает.
В ЗТМ
ИЗ ЗТМ
На экране – смешанный хор. Дружно начинают играть балалайки, сильными голосами запевают МУЖЧИНЫ.
МУЖЧИНЫ
Светит месяц, светит ясный!
Светит полная луна!..
К мужчинам дружно присоединяются девушки.
ДЕВУШКИ
Осветила путь-дорожку
Вплоть до Сашиного двора!..
В ЗТМ
ИЗ ЗТМ
На экране появляются две певицы – ТАМАРА и ЛЮБОВЬ.
Музыкального сопровождения нет.
СОЛОУХИН
Тамара и Любовь Прохоровы!
ТАМАРА
(задумчиво поёт)
Позарастали стёжки-дорожки…
ЛЮБОВЬ
Там, где ходили милого ножки!
ТАМАРА, ЛЮБОВЬ
(на два голоса)
Позарастали мохом-травою,
Где мы ходили, милый, с тобою!..
СОЛОУХИН
Достаточно, Тигран Вахтангович? Переключить?
Амбарцумян протестующе машет рукой.
ТАМАРА, ЛЮБОВЬ
...Если забудет, если разлюбит,
Если другую мил приголубит,
Я отомстить ему поклянуся,
В речке глубокой я утоплюся…
В ЗТМ
ИЗ ЗТМ
Солоухин нажимает на кнопки, экран монитора гаснет. Амбарцумян продолжает сидеть, прикрыв лицо рукой.
АМБАРЦУМЯН
(грустно, с заметным акцентом)
Кох, Чубайс, Боос, Райкин, Петросян.., Амбарцумян, в конце концов! Где же русские? А, Владимир Николаевич?
В этом году я побывал в родной Армении… Представляете, Владимир Николаевич, страна с четырёхтысячелетней историей – и ни разу, нигде я не слышал родного напева! Нигде! Ни одного! Представляете?
Амбарцумян отнимает от лица ладонь, и Солоухин видит слёзы, которые одна за другой градом катятся из глаз Амбарцумяна.
АМБАРЦУМЯН
(глухо)
Из всех окон, отовсюду, я только и слышал, что два последних хита - «Лизни меня меж ног» Лауры да «Потрогай меня за живое» в исполнении Белого Сокола…
И не знают, несчастные, что «Белый Сокол» - это 20-летняя любовница знаменитого продюсера, а Лаура – 70-летняя старушка!..
Компьютер и, главное, деньги могут всё!.. Да! Вот так!..
Амбарцумян достаёт из внутреннего кармана свёрнутую газету.
АМБАРЦУМЯН
(продолжая)
Вы почитайте только, что пишут в сегодняшних газетах!
Амбарцумян в негодовании хлопает газетой по столу.
АМБАРЦУМЯН
(продолжая)
«Дам лизнуть. Киса, 14 лет», «Красиво лишу девственности. Артур»… Ну, что это такое, Владимир Николаевич!?.. У меня – просто нет слов!.. А за концерт – спасибо!
Амбарцумян подаёт руку Солоухину и, вместо того, чтобы обменяться рукопожатием, неожиданно подносит руку Солоухина к своим губам.
АМБАРЦУМЯН
(растроганно)
Спасибо вам, Владимир Николаевич! Знаю, прекрасно знаю, как вы, рискуя своим положением, своей должностью, находите и выращиваете народные таланты! За этот самый диск нас с вами, Владимир Николаевич, могут без разговоров уволить с работы!.. Так и продолжайте! Финансовую подпитку этих… голубых и розовых… сократите вчетверо! Они и за бесплатно рады трясти своими…
Амбарцумян, не договорив, презрительно хмыкает.
СОЛОУХИН
Ну, а как же…
АМБАРЦУМЯН
(перебивает)
Я всё подпишу, не беспокойтесь! По ТиВи не показывайте – рано пока, запросто могут запретить и разогнать!.. Мне же и придётся разгонять.
(усмехается)
По долгу службы...
Растите таланты в клубах, Дворцах культуры! Берегите их, Владимир Николаевич!..
Солоухин смущённо опускает голову.
АБАРЦУМЯН
(продолжая)
Да, кстати, между нами, сколько вы потратили на подпитку народной культуры в этом году? Понимаю, что это – Ваша тайна, но всё же?
СОЛОУХИН
Тысяч 150, ну, может быть, 200..
АМБАРЦУМЯН
(смеётся)
Ой, лукавите вы, Владимир Николаевич!
А то я вас не знаю! Признайтесь честно: небось, с полмиллиона украли у государства? А?
Солоухин, впервые за всё время разговора, улыбается открыто и радостно.
СОЛОУХИН
Может, и с полмиллиона, а может, и два миллиона? Кто докажет, Тигран Вахтангович?
АМБАРЦУМЯН
(задумчиво)
Два миллиона – на всю огромную страну?!
Поднявшись с места, Амбарцумян направляется к выходу.
АМБАРЦУМЯН
(продолжая)
Материальное обеспечение народной культуры увеличишь в 10 раз!
(стоя на пороге)
В 10 раз! Я проверю! Не выполнишь – в порошок сотру!
ИНТ. ЗДАНИЕ КОРИДОР ДЕНЬ
Амбарцумян по коридору направляется к лифту; его голос гулко отдаётся по всему зданию. За гостем спешит Солоухин.
АМБАРЦУМЯН
(продолжая)
Ты меня знаешь! Повторяю: сотру в порошок! Уволю! Выгоню к чёртовой матери!..
Работники управления культуры, случайно оказавшиеся в коридоре, в страхе разбегаются по кабинетам.
Конец