Заботы директора

Виктор Некрасов
 На фото: в центре-директор школы Хлуднева Валентина Андреевна,
          слева-дочь Некрасова Людмила Васильевна, справа-зять Некрасов Виктор Иванович.

 Рассказывая о жизни, хочется охватить  как можно больше её составляющих.  Об учебном процессе я уже немало писал, да и  всем он знаком не понаслышке. А что было ещё? Чем жила школа, её руководство
кроме самого учебного процесса?


     Уже в начале сентября в большинстве сельских школ, а грешили этим и городские, начинались сельскохозяйственные работы. Так называемая помощь в уборке урожая шефам.  А шефы затем чем-то помогали школе: определённой суммой на спецсчёт,  туристическими путёвками по городам СССР, краской или ещё чем – то для нужд школы. Вариантов много, но адекватны ли были взаиморасчёты? По-моему, никто не подсчитывал. Одно знаю точно, удовольствия от этой трудовой четверти не получали ни ученики, ни учителя. К работе привлекались, как правило, ученики старших классов.
 

    Нашей школе отводилось сорок гектаров посевов сахарной свёклы. В июне  выходили на прополку свёклы. Здесь работали ученики 7,8, и 10 классов, а 9 и 11 – сдавали выпускные экзамены. У  детей были так называемые трудовые книжки, и  учителя каждый день  отмечали в них  число отработанных часов. Это была производственная практика. Для каждого класса она была строго определенной. Так, для 10-го класса она составляла 100 часов. То есть двадцать дней по пять часов в день. Для младших классов она была, соответственно, меньше.

 Учителя также брали с собой тяпку и помогали отстающим или на равных с учениками  пололи свёклу. Нелегко было!  Удивляюсь, как это дети выдерживали, причём безропотно. Разве сегодняшние ученики  выдержали бы такую нагрузку? Ни за что! Думаю, что и учителя  не  пошли бы на свёклу. А тогда, как ни трудно, работали и никакой дополнительной оплаты не требовали. После прополки следом шла проверка, или букетировка. И так почти весь июнь. Ученики 5 и 6 классов работали на пришкольном участке и делали видовую прополку зерновых. В колхозе отводилось поле для уборки на семена, скажем, пшеницы. В посевах частенько, как антенны, встречались колосья ржи. Вот их и надо было постричь ножницами, чтобы семена при уборке были только пшеничными. Дети становились вблизи друг от друга, проходили по полю  и  стригли эти  колосья.


    Осенью  ребята работали на доочистке свёклы. До распада СССР в стране так и не были сконструированы свеклокомбайны, способные убирать свёклу без затрат ручного труда. Чего уж там говорить о пропашной технике для прополки и букетировки. Вот поэтому-то и использовался ручной, неэффективный труд  свекловичниц и учеников. Мало того, в колхозе  засевали столько свёклы, что привлекали дополнительно по сто и более свекловичниц из  Западной Украины. Доочистка свёклы велась ножами, которые дети  приносили из дома.  То ли Бог отвёл, то ли дети были спокойные, уравновешенные, дисциплинированные, но никто и никогда никого не порезал. Два-три урока с утра и часов на пять на свёклу. И так до октябрьских праздников. А потом нагоняли пропущенные уроки, уплотняли программу, проводили дополнительные занятия.  И, как ни странным сейчас покажется, дети  знали учебный материал, успешно сдавали выпускные экзамены и поступали в престижные ВУЗы. Двадцать лет всего прошло с тех пор, как рухнули колхозы, ушли в прошлое сельхозработы, и кажется невероятным то, что  я  вкратце описал.
               

               Новую школу строили ударными темпами. Руководил стройкой прораб Махначёв Николай Яковлевич. Это был очень опытный строитель, толковый руководитель и в то же время большой любитель горячительных напитков. Он был участником  Великой Отечественной войны, имел много боевых наград и в праздники с гордостью  надевал  костюм со своим заслуженным  «иконостасом».  Среднего роста,с «будулаевской» с проседью шевелюрой, с живыми карими глазами и усами а-ля Чапаев, он  очень впечатляюще выглядел среди сельских жителей. Похоронив  рано ушедшую жену в Добринке, он  прижился у воспитательницы школьного интерната Анны Семеновны Мухортовой, ставшей вскоре Махначёвой. Непосредственно строителями самого здания была бригада каменщиков из Западной  Украины под руководством  очень  строгого батьки Господаренко Василия Ивановича.  Это были глубоко верующие католики, отличающиеся огромным трудолюбием, знанием своего дела и, я бы сказал, воспитанностью. Здание они построили очень качественно, быстро и, будем надеяться, на многие десятилетия.


               Отделку, столярные и сантехнические работы вели разные бригады из г. Усмани, Грязей и Добринки. В целом работы были выполнены неплохо, но к сантехникам  имелись  большие претензии по поводу так и не сданным  в эксплуатацию тёплым туалетам, а также системе отопления, которая  и до сих пор не прогревает отдельные помещения на должную температуру. Валентина Андреевна не хотела ставить свою подпись под актом приемки школы  в эксплуатацию до устранения всех недоделок, но под давлением  районного начальства и обещанием  устранить все погрешности, всё же была вынуждена подписать акт.
       

    Всё время, пока шло строительство новой школы, Валентина Андреевна Хлуднева посещала еженедельные планёрки у председателя колхоза, который и финансировал  стройку. Здесь уместно отметить, что являясь депутатом Верховного Совета СССР, Алексей Фёдорович Астанков был членом  бюджетного комитета и,  используя  своё  членство в нём, привлекал огромные средства из госбюджета  на различные стройки в колхозе, в том числе и на школу.  Впоследствии долг перед государством составил  десятки миллионов рублей,  однако после развала СССР он был списан, а всё построенное в селе стоит и служит людям. А это десятки жилых домов для селян, здание больницы, школа, административное здание колхоза и сельского Совета, Дом культуры, столовая и много других объектов.


 Директор школы постоянно посещала саму стройку, вникая во  многие специфические проблемы.  Нередко приходилось выезжать на всевозможные совещания в райисполком и облоно. Уже в ходе строительства завозили  оборудование и мебель для новой школы. Большую помощь в этом вопросе директору оказывал завхоз Анцилевич Виктор Алексеевич. Во время войны он был политработником авиаполка,  а в мирное время руководил крупным колхозом, возглавлял верхнематрёнский сельский Совет и, выйдя на пенсию, устроился завхозом в школу. Его опыт, связи, авторитет и коммуникабельность принесли огромную пользу для школы. Он был не просто завхозом, а на уровне заместителя директора по хозяйственной части. За школьным оборудованием и мебелью неоднократно ездил и я.  У школьного водителя Сафонова Николая Петровича со времён войны болели ноги, и он  не мог иногда выезжать в рейс. Поездка же не терпела отлагательств, и Валентина Андреевна просила меня подменить водителя. Много других вопросов  решала  директор школы, и всё это, несомненно, отразилось на её здоровье  в будущем, а пока все готовились к торжественному открытию новой школы.