Леший Глава 6

Никита Ломоносов
6
МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ

Избавившись наконец от оцепенения и придя к некоторому твердому решению, путник обратил задумчивый взгляд в сторону купца.

- Добрый день! – ответил он, только сейчас внимательно рассмотрев торговца. – Ваше выгодное предложение любопытно, но в настоящее время меня мало интересует предложенное. Мое имя Пересвет, я князь из древлянских земли. Могу узнать, как мне величать вас?
- Все называют меня старик Лазарь, – отвечал купец, нарочито уверенно сделав еще шаг вперед, - хотя, как вы можете видеть, на самом деле я и не такой уж старый. Просто меня наградили таким прозвищем за смекалку, изворотливость, ну и, конечно, будет не скромно упомянуть, за мудрость. Я тысяцкий великого нашего князя Владимира!

При последних словах, которые торговец особенно подчеркнул, путник нахмурился.
- Ну вот и поладили, мы с вами уже знакомы! Этот первый шаг будет нам в помощь, я уверен в этом! Раз так, не буду настаивать, если оружие вам не угодно! Возвращаться к этому вопросу мы не станем! Отчего попусту терять наше время, не правда ли? Но, как я разумею, раз вы остановились именно перед моим товаром, вас непременно привлекло нечто другое. Может быть эти ли белокожие русалки, или вам в походе нужен крепкий и верный слуга? Поверьте, вы непременно сможете здесь найти все, что вам необходимо!

Угодливая улыбка осветила лицо тысяцкого Лазаря.

Словно охотник, загнавший дичь в умело расставленные силки, купец в радужных надеждах ожидал ответа путника. Его возбужденное лисье чутье предчувствовало верную удачу, нужно было лишь не упустить ее из рук. Вероятно торговец относился к определенному типу людей, которых ничто не может остановить на пути к наживе. Обычно для обогащения они не брезгуют ни ложью, ни лестью, ни даже унижением. Золото для таких людей наивысшая награда.

При этом, как это ни покажется необычным, в соответствии со своей лживой совестью люди подобного склада считают себя особенными по отношению к другим людям. Они представляют себя наиболее прозорливыми, дальновидными и считают себя во многом правдивее остальных. Более того, видимо из склонности скрывать свои же недостатки, они имеют привычку обвинять других в сребролюбии. Нередко по этой причине они даже воображают из себя жертв обмана, хотя сами только и выжидают мгновения, как бы обойти ради выгоды любого, кто встал на их пути.

- Послушайте, уважаемый Пересвет! – продолжал торговец с прежней улыбкой. - Вам ли вешать голову от грусти в вашем юном возрасте! Вам, воспитанным в древлянской земле, в этой колыбели бесстрашных воинов, которая славится еще со времен князя Мала! Весь мир открылся перед вами, вам стоит только захотеть, и многие радости жизни будут у ваших ног. Я пожил на свете примерно вдвое более, но немного завидую вашей юности. Ведь только представьте, молодость являет нам само целое состояние! Уж поверьте мне, юноша, я то многое перевидал! Мне ли не знать, что бывает необходимо такому статному воину в его далеком путешествии!
- Постойте, Лазарь! – перебил резко Пересвет. – Мне думается мы сможем найти с вами общий язык.

- Я уверен в этом! – подхватил купец, но путник снова спросил:
- Скажи мне, кто эта несчастная женщина у столба? Какого она роду, из какой страны?

Такого неожиданного вопроса Лазарь явно не ожидал.

Тысяцкий сразу изменился в осанке. Его веселое поведение в мгновение исчезло. Добродушная улыбка постепенно сошла с его лица, уступив место холодному спокойствию.Лицо Лазаря приняло серьезный вид человека, который начал понимать, что поворот событий принимает характер совершенно не входящий в его ожидания. Крошечные глаза торговца забегали в разные стороны, в них почувствовалось холодное дыхание проснувшейся подозрительности.

- О женщины, женщины! – пытаясь тянуть время, загадочно протянул Лазарь и снова обратил взор к небу, словно ища там поддержки. - Как и вы, дорогой князь, впрочем, как наверное и все настоящие мужчины, мы имеем слабость в преклонении перед этими нежными созданиями. Тем более, когда такой статный и смелый мужчина, вроде вас, повстречает прекрасную диву, могу поклясться самой Ладой, он не сможет овладеть обычным спокойствием! Свой красой женщины превращают самого яростного воина в нежного и послушного раба! Прекрасные девы созданы для нашей любви, но и к погибели, думается мне! Будьте осторожны, князь! Но я вижу, такому бравому воину не кстати подобные сомнения! Прошу вас, посмотрите на моих прелестниц! Нежнее восточной кожи вы вряд ли отыщите в наших краях! А у этой, согласитесь, какие алые губки! Это словно вишни, которые одним своим видом искушают мужчину! А эти ручки, тонкие точеные, их ласки не сможет забыть никто! А вон тот изгиб талии и грациозные движения, будто перед вами извивается дикая кошка. В моем распоряжении самые лучшие и поистине редкие цветы, источающие молодость, грацию и неповторимую свежесть! Выбор за вами, дорогой князь! Уверен, вы не можете ошибиться!

Более чем вероятно, но для большей уверенности Лазарь намеренно предпочел говорить погромче. Отчасти это говорило об изменениях его первоначально вкрадчивой и дальновидной тактике.  Теперь купец приобрел непонимающий намеков князя вид и всячески искал лазейки по избежанию понимания истинной сути интереса Пересвета.

Настал волнующий момент молчаливого раздумья.
Обладая мы даром читать мысли других людей, вот что мы узнали бы из размышлений тысяцкого Лазаря в данный момент.

«Откуда взялся этот молокосос. Мне очень хотелось бы проведать, отчего этого древлянского князя привлекла именно она? Странно все это! Неужели они были знакомы теперь он смог узнать ее? Если согласиться с таким предположением, интересно, при каких обстоятельствах они могли быть знакомы? Мне всегда было чуждо чувство страха, но сейчас осторожность подсказывает мне надвигающуюся опасность! Кто ведает, что на уме у этого человека. Не сможет ли его прихоть расстроить все мои начинания! Нет, этого допустить никак нельзя, уже столько совершено. Любая мелкая оплошность может стоить мне головы. Итак, просто нужно скорее и тише избавиться от этого проходимца! Священные небеса, отчего я не послушал старуху! Она оказалась права, когда опасалась за ее безопасность?
Между тем притворное непонимание Лазаря поселило в душе князя удивление, смешанное с досадой. Недоумение Пересвета навеяло в нем следующие подозрения:
«По всей видимости этому хитрецу совсем не по душе разговор о пленнице! Сомневаться более нельзя, не пристало не доверять божественному провидению! Таким образом оно подсказывает мне верную торопу моего пути. Мне не дают покоя неугомонные мысли о  спасении этой женщины, не будем перечить внутреннему зову. Теперь ясно как день, что для сопутствия дальнейшей удачи мне необходимо вырвать незнакомку из рук этого хамелеона! Коли это принесет мне удачу, к чему сомнения. Ради этого смело можно пожертвовать многими условностями!».

- Удивительно ваше нежелание разуметь то, что именно мне по душе, - спокойно произнес князь, обращаясь к Лазарю. – Мне не интересны другие девушки! Я имел в виду ту, которую сейчас вы пытаетесь спрятать за спиной. Кто эта обессиленная девушка, покрытая лохмотьями и  в изнеможении прислонившаяся к столбу! Как она попала к вам, что произошло с ней? Вы ее продаете, тогда назовите свою цену? Уверен, мы сговоримся с вами!
Осунувшееся от злости лицо Лазаря, который не находил себе места, говорило скорее о том, что тысяцкому переставал нравиться оборот сложившейся ситуации, нежели о понимании собеседника. Торговцу была явно неприятна тема пленницы и наверное в глубине души он уже корил себя за привлечение внимание такого назойливого покупателя.

Тем не менее Лазарь собрал все имеющееся терпение. Хотя его и оставалось все меньше, он, все же, стараясь оставить на лице приветливую улыбку, процедил сквозь едва сдерживаемый гнев:
- Весь товар я вам уже показал, дорогой князь! Вот, прошу, он перед вами. Вы не представляете мое огорчение, но помочь вам более я ничем не могу. Это моя женщина, она не продается! Я ни в коем разе не могу продать ее, или выменять на что-либо!

- И все же вы не ответили на мой вопрос! - нетерпеливо проговорил Пересвет. – Кто эта несчастная? При всем уважении к слуге государя, мне ни малейшего интереса нет до ваших планов. Мне сдается, Лазарь, вы что-то умалчиваете от  меня. 

- И не думал, князь, поверьте!
- Ваше упорство наводит на всяческие подозрения.
- То же самое я могу сказать и вам! Какого черта она вам сдалась?
- Так кто эта незнакомка? Может это христианка, которую вы приготовили на умилостивление богам? Во мне нет и капли душевного влечения к вере Владимира, я это и не скрываю! Но, примите мои слова верно, спокойно смотреть на страдание невинного существа в этой смутной борьбе жизненных законов я не намерен!

- Это ваше право. Со своей стороны я волен делать с принадлежащими мне холопами что вздумается! – отвечал Лазарь уже более твердо.
Понимая, что в растерянности от неожиданно оборота дела он попытался уйти от ответа и тем самым сделал непростительную ошибку, подав Пересвету повод для подозрений, Лазарь продолжал еще более строгим тоном:

– Послушайте, молодой человек, мне перестает нравиться ваше непонятное упорство. С какой стати мне давать вам отчет о судьбе своих холопов? Успокойтесь и оставим этот разговор. Он не нравится мне, а также совершенно ни к чему вам. Если вас это успокоит, могу добавить, что эта женщина уже продана! Я уже получил половину барыша за ее голову и не вам со своими странными причудами лишать меня остальной части прибыли!

- Я оплачу ее вам, договорились?

- Еще раз говорю, здесь я вам не помощник. С ваших же слов я понял, что вы преданы великим богам, наблюдающим за нашими поступками.  Значит вы должны понимать всю лежащую на мне ответственность, когда я обременен честным словом. Вы что же это, ради своей прихоти желаете нарушения мною же данного обещания? Это святотатство, молодой человек, не заставляйте меня совершать преступление!

- Значит вы не признаете за преступление такое отношение к женщине, пусть даже она будет рабыней?

- Оставим в стороне никчемную жалость! В наши времена если не ты, так тебя на следующем торге могут представить в виде товара! Прошу вас, следуйте своей дорогой и не мешайте мне торговать свой жалостью! Вы даже не знаете, кто эта женщина! Может быть смерть под пытками для нее слишком большое прощение за все злодеяния, которые она совершила? Вы ничего не знаете, тогда отчего хотите изменить положенный ход вещей! Вы обычный проезжий, поэтому у вас нет совершенно никаких прав так необдуманно вмешиваться в дела обычных людей. Не хочу показаться грубым, но все происходящее не должно вас касаться! У вас своя дорога, у меня своя и откуда вам знать, что уготовано нам богами.

- Не прикрывайтесь великими силами в своих грехах, Лазарь!

- А вы не применяйте наглость для достижения своих странных причуд! Как вы отнесетесь к тому, что мне взбредет в голову влезть в ваши планы и против воли склонить вас к тому, чего вы не желаете! Опомнитесь, князь, не играйте с огнем. И вообще, что вам за дело до этой женщины? Прошу вас, выбирайте любую другую! Ежели нет, тогда вовсе прекратим этот разговор, он и так затянулся. Проезжайте с миром, не мешайте другим выбирать товар, который действительно продается!

Выведенный из себя и недовольный упорством Пересвета, последние слова Лазарь проговорил почти угрожающе.
Как по обыкновению случается со многими при встрече с неожиданной преградой, в свою очередь над путником брала верх необузданная настойчивость в желании выкупить незнакомку из рук Лазаря.

Продолжая наблюдать за мыслями двух противоборствующих сторон, мы можем в нескольких словах отобразить представление сложившейся ситуации.
Вот какими были размышления Лазаря:

«Вот теперь здесь не может быть никаких сомнений. Становится ясно, что этому выскочке определенно что-то известно! Конечно, он не просто так остановился здесь. Что ожидать от него? Скорее всего этот князь один, тогда не стоит ожидать более серьезных попыток с его стороны. Если нет, тогда дело другое! Во всяком случае, нужно постараться выудить у него побольше, рискованно иметь дело с незнакомцем. Кто может ведать, откуда взялся этот Пересвет? Не сам ли покойный муженек послал его для отмщения?».

В это же время Пересвет думал таким образом:

«Подобная скрытность в отношении простой пленницы весьма странна! Уклончивость и скрытность этого хитреца все более утверждает меня в необычности происходящего. Не зря мне дано было указание свыше о помощи несчастной женщине. Сомнений быть не может, воля всевидящих отцов направила меня в Старую Руссу. Согласно их велению мне суждено было очутился на торге, в этом моя судьба. Теперь, когда мне стал вполне ясен божественный путь, надежда на непременный успех задуманного мною в будущем не может не сбыться!».

В этот поистине напряженный момент сплетения вполне обычных с виду поверхностных движений и скрытых желаний, внешних лукавых действий и внутренних, истинных порывов, именно во время этого странного столкновения в многоликой толпе двух столь разных людей, каждый из которых преследовал свою собственную цель, в это самое мгновение, которое непременно подготавливало еще скрытую доселе ужасную бурю, не сулящую участникам описанной сцены ничего хорошего, именно сейчас, когда страсти накалились до самого предела и готовы были вырваться во что-то определенное, будто поняв причину происходящего и стараясь поставить все на свое место, героиня этой ожесточенной борьбы подняла голову.

В одно мгновение перед мысленным взором Пересвета вновь проблеснул образ склоненной березы, соединившийся с омерзительным образом вернувшейся с того света упырихой.

Слышала ли женщина разгоревшийся вокруг нее спор?
Понимала ли она, что в данный момент речь идет именно о ней?

Об этом было сложно судить по выражению ее отрешенного лица. Тем не менее, по всей вероятности девушка собрала последние остатки своих сил и подняла голову именно тогда, когда на глазах у многочисленных зевак буквально решалась дальнейшая линия ее жизни.

Неясным, затуманенным и словно неземным взором женщина постаралась окинуть окружающую ее картину и осознать происходящее вокруг.