Леший Глава 2

Никита Ломоносов
2
СЛЕПОЙ

История развития православного христианства и глубочайшие изменения, которые оно с навязчивостью диктата привнесла в языческое общество нашей страны, столь же мало разработана, как и вообще события тех времен. Именно поэтому в этой области нам также приходится продвигаться в сумерках дошедших до нас противоречивых сведений. Наши робкие попытки приблизиться к этим важным событиям являются лишь результатом сопоставления определенных известных конструкций.

Во времена нашей истории русскому народу только открывался еще не оконченный до сих пор путь духовного обновления. Эта невидимая борьба за становление истины тогда еще только начиналась и мало кто задумывался о последствиях этого исторического события, о его судьбоносности и закономерности. Кровавая пелена ненависти, вылившаяся в жестоких религиозных сражениях и казнях, совершенно скрыла видение того, на чьей стороне окажется настоящая победа.

В самом начале этого противостояния умирающее идолы, которым продолжал поклоняться выросший в лесах русский народ, воспряли духом и вступили в ожесточенную схватку с порабощающей религией Византии.

Тогда наши предки верили, что зрением были наделены боги света и добра. Соответственно, в противоположность им, лишенный зрения человек непременно был связан с нечистой силой и встреча с ним не предвещала ничего хорошего.

     Поэтому всадник почувствовал, как в него закралось странное предчувствие чего-то неведомого, грозного и неотвратимого. Твердым голосом, в котором чувствовалась доля осторожности, он обратился к сидящему на пне старику:

    - Тебе не кажется, странник, что в этих местах происходят дивные вещи! Послушай, уже третий раз я оказываюсь этой проклятой поляны, как будто кто-то не хочет отпускать меня от сюда! Если меня нарочно водят по округе, то мне это совсем не по нраву, ведь я спешу! Все это похоже на проделки лесного хозяина, не так ли? Ты ничего странного вокруг не чувствуешь, старик? Говорят кого боги обидели зрением, у тех очень чуткий слух!

    - В нашем мире все возможно! - с загадочной усмешкой отвечал слепой, голос которого был ровный и спокойный. – Мы имеем несчастье жить в неспокойное время, множество чудесного ожидает заезжего путника: леший, русалки, оборотни. Нужно быть настороже, чтобы не ввязаться в неприятную историю с этими существами. Но не столько этого следует опасаться сильнее всего, молодой человек. В этом мире есть существа гораздо опаснее, только мало кто задумывается о них! Если бы именно в этой области было больше необходимой ясности, тогда и в других вопросах сумрак прояснился бы светом.

- Что ты имеешь в виду, старик? Твои слова мало понятны мне?

- Порой мы размышляем и опасаемся определенных существ, нисколько не представляя себе сущность их происхождения. Все это происходит по той причине, что мы лишены важных способностей видеть действительную мощь совершенно иного рода. Наше миропонимание даже не предполагает о существовании безликих титанических существ, которые обитают гораздо ближе, нежели нам это кажется. Естественная пелена разума скрывает их от нас. Более того, мы не имеем совершенно никакого понимания сложнейшего взаимодействия одних существ с другими, эта взаимосвязь носит весьма сумрачный характер.
Упомянутые нами потусторонние духи, принадлежащие внешнему миру, входят в нашу жизнь и меняют ее, постоянно отвлекают нас, стараются сбить с выбранного пути. Именно поэтому опасны их для нас действительно велика. Существует множество способов обмануть их, возможно задобрить, если верно послужить им в обмен на покровительство. Они вокруг нас, мы знаем о их существовании, поэтому нам возможно хоть как то бороться с ними. Однако, молодой человек, поверьте мне, существуют другие исполины, гораздо коварнее как раз именно по причине того, что мы не догадываемся о их существовании. Как вы понимаете, это значит мы лишены возможности противостоять их воле! Их сила как раз и состоит в их недоступности, мы можем лишь отчасти угадывать этих существ, но никогда не иметь о них полного представления.

- Уж не имеете ли вы в виду новую веру князя Владимира, и их непонятного бога? В этом вы совершенно правы. Новые порядки, навязанные русичам, призваны отравить невнятным иноземным пониманием души русских праведников. Если так, то можете быть уверены, я не из тех, кто по неволе меняет старые убеждения. Новая вера неприятна и противна мне, как и многим другим. Мне искренне жаль тех, чья душа столь слаба, что поддалась бесовскому учению! Что касается лично меня, мои убеждения не так просто сломить, лучше смерть. Знайте, никто не может силой растоптать во мне родные и привычные устои!

- В том что молвишь, содержится лишь малая доля истины, которую вы хотели бы и можете ведать на сегодняшний день. Поверхностно следуя своим желаниям, а значит неверно истолковываем происходящее, порою мы обманываем себя и осуждаем других. Как следствие, все это приводит к непростительным ошибкам в том будущем, которое ждет нас!

Вы правы, сейчас действительно для всех нас настало нелегкое время, грядет испытание огнем и кровью. Приверженцам старых устоев силой навязывают новые законы, тем самым заставляя многих в отчаянии покидать родные села и города. Те, кто верует в Византийского Христа и пошли вслед за Владимиром, с их стороны опасаются жестокого кровопролития, которые устраивают мстительные обездоленные. По миру ходит молва, что долго так продолжаться не может. Озлобленные волхвы, пытающиеся восстановить свою попранную новыми порядками власть, замыслили изменить это нестерпимое для всех положение. Великий князь и Добрыня позорно спустили по Днепру идолов, это унизило и обозлило верующих. Народ уверен, что Владимира опоили византийским зельем, теперь он в помешательстве и не ведает, что творит. Сейчас в тайне готовится восстание, волхвами уже предсказано, что погибель Владимира скоро положит конец бесовскому пиру. Во имя всеобщего блага помраченный бесовской силой ум князя, обречен на уничтожение. Вы ведь тоже мыслите так же, правда?

- Откуда вам могут быть ведомы мои думы? - вздрогнув, ответил молодой человек.
Теперь он вынужден был вести разговор осторожно, так как странные слова старика настораживали его все более.

- Кроме того, - продолжил путник, - какой стороны придерживаетесь вы, с чем согласны и что не воспринимаете? Верите ли вы в нового бога, или в нашу победу в сражении с бесами?

- Хотелось бы мне ответить вам откровенно. По возможности я всегда стараюсь быть на той стороне, где живет правда. Но это не так просто, как представляется! - молвил старик размеренно.

Странно, но его слепые глаза, казалось обладавшие глубокой притягательной силой, старались проникнуть в самую душу молодого человека, словно были зрячими.

- Отчего не просто, - продолжал старик, -  так это и понятно. Как проведать то, кто владеет правдой? Кто-то вовсе не думает о ней, а кому то она и просто не нужна. Держаться истины значит обречь себя на вечные страдания и муки! Люди с непониманием и неприязнью приняли христианскую веру, принесенную, а может завоеванную нами из Византии князем Владимиром. А почему они бояться ее? Быть может в ней и есть правда, а мы заблуждаемся? Новый закон отпугнул простой народ, который издавна привык верить в родных деревянных идолов. Преданность им заставила слепо поднять оружие против своих кровных родственников, раскол в душах людей привел к кровопролитиям.

Однако верно ли все это, быть может эти жертвы напрасны? Возможно ли для вас мнение о том, что это сопротивление в целях защиты старых обрядов есть великий обман? Может быть более правильное решение состоит в согласии с принесенным нам Владимиром законом, который, возможно, даст нам более ценное знание? Кто знает ответы на эти вопросы?

- Я и слышать об этом не желаю, старик. По мне лучше смерть! – ответил резко молодой человек. 
 
- Действительно, смертей скоро будет достаточно! Более всего слепую людскую ненависть разжигают сами волхвы, а произошедшее недавно еще более накалило обстановку. После этого случая многие приближенные князя, последовавшие за ним в вере, опасаются за свои головы не только от рук язычников, но и от богов.

- Мне ничего не известно. Что произошло, старик?

- Я могу поведать тебе об этом, странник. Дело в том, что совсем недавно один из воевод князя Владимира, его любимец именем Могута, стал жертвой этой борьбы и поплатился за принятие новой веры своей жизнью. Князь был очень привязан к нему, как к родному сыну. Совсем недавно Могута женился, у него была прекрасная жена, которую звали Марина. Говорят, даже сам Владимир не мог отвести от нее глаз, всем известно, что князь весьма неравнодушен к девичьей красе. И вот случилось такое, что Могута пропал при странных обстоятельствах. Его изувеченное тело нашли в лесу, неподалеку от здешних мест. Естественно предположить, что скорее всего это было дело это рук озлобленных изгнанников, скрывающихся в лесу от насаждения новых законов. Такая неожиданная потеря Могуты сильно опечалила князя, он был разъярен и изумлен коварством народа, властителем которого является. Владимир не из тех государей, которые забывают подобные обиды. Конечно, ему не подобает смиренно склонив голову переносить горе и переживать такое унижение от подданных. В народе молвят, что новая вера претит насилию, но не приходится сомневаться в том, что князь непременно отомстит за смерть Могуты. Это означает, что вскоре начнется новая волна кровопролитий. Если виновные не отыщутся, Владимир не даст спокойной жизни всем тем, кто прячется в лесах. Эта вновь обостренная война между сородичам приведет к новой волне истреблений друг другом враждующих сторон. Так движимые разногласиями в принимаемых законах наши братья с еще большим остервенением станут уничтожать себя и своих детей, жен и матерей.

Стоят ли подобных жертв разногласия в принятии многих богов перед единственным? На самом ли деле обе системы миропонимания отражают истинную сущность происходящего? Неужели в смерти многих людей мы нашли верный путь к пониманию, добру и истине?

- Этого не избежать, правду необходимо отвоевывать с мечом в руке!

- Быть может такое положение вещей выгодно тому, кто его поддерживает? В подобной братоубийственной войне может всякое произойти, верно молодой человек?

- Что бы ты не говорил, старик, меня это касается в малой степени, - отвечал молодой человек, по выражению лица которого можно было увидеть, что он не совсем охотно поддерживает данный оборот беседы. – Мне чужда слабость многих отступников, я не принял новой веры, не разделяю ее незнакомых мотивов, не разумею ее хваленых преимуществ. Не смотря на это, я совершенно уверен в том, что это не может быть причиной гнева на меня князя Владимира в столь сложное для всех время.

- Значит вы не опасаетесь мести христиан?

- Я ни в чем не повинен перед ними, это ведомо моим богам. Согласись, старик, кроме личной неприязни внутри княжества, внешние враги еще более способны лишить нас покоя.

- Действительно, быть может внешний враг на время примирит братьев и приостановит внутреннюю войну.

- Именно сейчас Новгород готовится к сражению с печенегами, а потому не время выяснять, чей закон истеннее. Нет ничего постыдного, чем преклонить колени перед врагом. Я готов встать под стяги Владимира, дабы биться не за самого князя, не за его непонятную веру, от которой у нас только раздоры, но за наши селения и города, за наших матерей, жен и стариков!

- Это достойно всяческого уважения, молодой человек, - проговорил старик мотая головой, будто выражая тем самым некоторые сомнения. - Если ваши устремления действительно питаются только одной этой высокой целью, это пример истинного мужества. Однако мы часто не имеем представления о том, что порой наши внутренние, скрытые мотивы избирают общественное прикрытием для своих тайных планов. Так очень часто случается, что в нашей жизни имеется множество случаев, когда внешняя и не вызывающая никаких сомнений причина скрывает другую, более истинную, и как правило гораздо ужасную.

- Какие у вас могут быть причины сомневаться в моих устремлениях? – удивился молодой человек, покраснев при последних словах старика. – Вы говорите так неопределенно, что я готов поверить во что угодно. Что вы имеете в виду? Кто вы, быть может сам Род, могущественный источник всего сущего, который многое ведает про этот мир и которому открыто то, до чего не допускается обычный смертный? Не имеете ли вы возможность читать мысли людей, раз так открыто говорите о своих предположениях? Не пытаетесь ли вы просто запутать меня, сбить с толку и тем самым увести от уготованной мне судьбы? В таком случае какова ваша цель, не посланник ли вы самого Владимира, призванный внушить мне доверие к новой религии? Может быть вы сам леший и своими странными речами пытаетесь запутать меня в моих же убеждениях?

- Можете называть меня кем угодно, решать вам. Вы смелый молодой человек, но еще слишком не подготовлены к восприятию всей правды. Мне действительно многое ведомо в этом мире, лучше вам не перечить мне. Я не стану в чем либо обвинять вас, хотя мне известно гораздо больше, нежели вы говорите и о чем пытаетесь умолчать. Поверьте, мне известны и более тяжкие прегрешения, к тому же уже совершенные, а не только задуманные. Знайте одно, я говорю с вами только потому, что хочу помочь. В чем? Скоро вы узнаете об этом.

При данных обстоятельства вам достаточно знать, что во всем, что происходит вокруг и внутри вас, разобраться вы сможете только сами. Говорю наперед, это весьма нелегкое и болезненное предприятие, испытав которое вы станете совершенно иным человеком. Не волнуйтесь, вам будут даны указания, с помощью которых вы сможете найти верный путь. Впрочем, они сопровождают вас с самого рождения. Вам стоит только увидеть их в незначительных, но важных событиях нашей жизни. Определенно, происходящее сейчас в вашей страждущей душе требует естественного выхода. Ваша главная задача будет состоит в избежании самой главной ошибки, которая уже стремиться произвести это умиротворение. Сейчас внутренняя и внешняя реальности совершенно спутаны для вашего разума, это само по себе несет основную опасность совершить великий грех. Вырвавшаяся в мир фантазия, которую мы не можем отделить от истины, способна совершить много преступного в этом мире. Сейчас от вас скрыта возможность понимания смысла моих слов, но вы должны непременно изменить свое решение во избежание непоправимых событий. Этот нелегкий путь преобразования будет дорого стоить вам, но в конечном итоге любая плата ничто по сравнению с принесенными плодами вашего порыва. Основной путь уже выбран вами, постарайтесь не запутаться в происходящем. Только собственные осторожные и глубокие размышления позволят вам найти нужный выход в своих устремлениях.

- Ваши слова очень загадочны и действительно не понятны мне, - отвечал молодой человек. – Тем не менее, как мне кажется, в них нет ничего предосудительного. Возможно вы хотели бы помочь мне, но ваши прояснения только запутали меня. Вы говорите вам известно то, что ожидает меня на избранном пути? Смогу ли я добиться того, что движет мною с определенных пор? Быть может мои устремления приведут меня к смерти?

- Ваши мысли, как это кажется, представляют собой отголоски велений древних богов. Теперь вы не можете не доверят им, это понятно. Однако от вас до поры до времени будет скрыто понимание того, насколько важна и ответственна выбранная цель. Поверьте, она несет в себе глубокое значение не только для вас.

- Что это значит, старик?

- Послушайте одну историю, молодой человек. Однажды малый червь возомнил свою избранность и правоту. Многое убедило его в своих силах и внушило ему готовность совершить великое деяние. Этот поступок, как он был уверен, должен был принести великое счастье его сородичам. Но как только он совершил его, оно оказалось равным по действию непоправимому и тяжкому преступлению для всех, окружающих его. Не всегда мы можем верно оценить значение вынашиваемых нами поступков. Порой внутренние ощущения весьма отличны от того, что получается на самом деле. Иногда смерть одного губит множество других, а заблуждения только способствуют этому. Наши поступки очень часто носят характер поверхностных страстных желаний, которые совершенно не прошли проверку реальности. Истинная сущность подобных поступков скрыта от нас несовершенным разумом, затемненным обуревающими чувствами. Вы должны помнить об этом на протяжении всего вашего пути.

- К чему вы тратите время на слова, совершенно не понятные мне? К чему клоните своими загадками? Я начинаю верить молве о хитрости веры христиан, которая готова на любые уловки в завоевании себе сторонников.

- Возможно с вашей стороны все выглядит именно так. Но чтобы утверждать это наверное, вам необходимо сначала определить истинность выбранного пути. Начальная моя цель состоит в том, чтобы посеять в вас зерно сомнений. В этом и есть нелегкое начало пути к изменению. Ступайте, теперь вы в некоторой степени свободны от притяжения березы. Чтобы скорее добраться до Великого Новгорода, вам нужно направить своего коня в ту сторону.

С этими словами слепой встал, немного повернулся и словно был вполне зрячим показал клюкой в нужную сторону.   

- Доброго пути вам, путник, - сказал старик. –Постарайтесь не лишиться самообладания и быть осторожным на берегах озера Ильмень, который непременно встретится вам на пути. На его сумрачных берегах обитает проклятое дитя, которое преграждает путь проезжающих мимо путников. Если помыслы проезжих не чисты, их ждет верная смерть. Постарайтесь не забыть моих слов, что бы не произошло на вашем нелегком пути!

Словно выполнив определенный долг, старик медленно побрел в сторону леса.

Отойдя несколько шагов, он тихо прошептал, так что его собеседник уже ничего не услышал:

- Ступай, Пересвет, навстречу своей горькой судьбе. Что бы ты не предпринимал, ты не в силах изменить ход событий. В этом мире предрешен каждый твой шаг! Мы еще встретимся с тобой на твоем тернистом пути к правде!