Леший Глава 1

Никита Ломоносов
1
ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ  БОГОВ

Наша история начинается в один из первых дней октября 997 года.

Пугающие своей бескрайностью леса Новгородских земель, которые до сих пор славятся изобилием чистейших озер, в те времена были более пустынны, нежели в любые другие дни. По рассказам умудренных странников, люди опасались шаловливых и грозящих всяческими неприятностями выходок нечистой силы.

В силу этих причин редко кто осмеливается в это время бродить по лесным дубравам.

Глубокий лес даже в наше время вызывает у людей далеко неоднозначные чувства.

Лесной мир до сих пор озаряет наши души смутным чувством преклонения перед величием природы, ее могуществом и вечностью. Даже современный человек, оказавшийся в лесу, в глубине души ощущает беспомощность своего существования по сравнению с величием природы.

Естественно, что полудиких людей далеких времен лес и вовсе пугал своей необъяснимой магией. Прежде всего люд остерегался причудливых существ, которыми наши предки населили лесные чертоги.

Возможно в ходе нашей истории и нам удастся поближе прикоснуться к этому дивному, совсем не похожему на наш, волшебному миру.

Однако в тот день, с которого начинается наша история, разгула нечистой силы в Новгородских землях опасались далеко не все. Примерно в послеполуденный час, словно в противоречие всеобщей боязни злых духов, на одну из полян соснового леса, верхом на коне выехал молодой человек.

На самом краю поляны перед ним предстала печально склонившая свои ветви береза. Словно чем-то пораженный в этой обычной картине, путник остановился.

Его лицо выражало явное беспокойство. Глубоко вздохнув аромат осенних трав, путник поднял голову и посмотрел на голубые небеса. Возможно в их влекущей глубине оторопевший витязь искал поддержку всесильных богов в понимании того странного чувства тревоги, которое появилось в его груди.

Витиеватые облака, пробивающиеся сквозь листву деревьев, медленно плыли по небесным просторам. Причудливые очертания непостоянных небесных спутников сами собой приносили на ум диковинные, порой неземные образы. Среди них молодой человек вдруг с удивлением начал различать огромный жезл, который держало в мощных руках исполинское божество. Казалось оно свысока наблюдало за крохотным путником, в замешательстве остановившемся у березы.

Постепенно видоизменяясь в небесном пространстве, приобретая определенную и законченную форму, в глазах всадника наконец отразилась величественная картина воина, пронзенного копьем и пылающего в жгучем огне.

- Это знак всемогущего Святовида! – прошептал путник, глаза которого вспыхнули от восхищения.  – Мне ясно твое предзнаменование, о бог справедливости! Я вижу твою весть, верую в нее и благодарен тебе! Крепким копьем, силой справедливого оружия, мне предначертано в битве отвоевать великую правду! Справедливость насильно отнята у обездоленного народа, его благоденствие невозможно без нее, ее следует вернуть людям! Во всех происходящих на наших землях и в наших городах несчастьях повинен он! Сколько горестей еще приготовлено народу принятым им новым законом? Во избежания продолжения братоубийственных кровопролитий, нужно остановить эту бесовскую силу. Как человеку, непосредственно пострадавшему от богомерзкого влияния, мне суждено покарать виновного во всех этих прегрешениях. Вся моя жизнь, как мне это видится, все мои устремления, яркие и порой не совсем важные события, встречающиеся на моем пути, люди и мысли, внушенные ими, все это отмечено божественным промыслом и непременно подготавливало меня к судьбоносному деянию.

Мое рождение и вся жизнь направлена на свершение великого правосудия по воле самих богов! Те тайные обряды, в которые посвятили меня мои сородичи, возродили во мне частицу мирового знания, которое приблизило меня к исполнению самой правды. Именно поэтому я полон уверенности, что внутри меня пылает скрытая сила справедливого огня.

Мне придется принести в жертву этого злобного упыря, людское благо будет восстановлено. О вы, всесильные боги, не оставляйте меня на выбранном пути и посодействуйте мне в благородном замысле. Вы всецело на стороне наших предков, с вашей поддержкой меня ждет удача в схватке с иноземной силой!

Почти загробная тишина леса, изредка прерываемая криками прячущихся в листве птиц, ревом диких животных, еще более успокаивала своей монотонностью и наполняла мысли о могуществе невидимых сил природы. Такое спокойствие словно убаюкивает путника и тем не менее заставляет быть на стороже.

Именно тишина и неопределенность располагает ко всему неожиданному и зловещему.

Рокот многовековых деревьев нашептывал одинокому путнику немыслимые шорохи. Быть может они пытались сообщить мрачную тайну, свидетелями которой они были?

Кто познал язык растений, чтобы читать в них?

О чем верещат дивные птицы, в мгновение срываясь с мохнатых веток елей? Может они предупреждают о чем-то важном, еще не познанном этим миром? Кто изучил говор птиц, чтобы понять это?

- Что за невиданные чудеса! – проговорил всадник, озираясь по сторонам. - Ничего не понимаю! Только что я был на этой поляне, совсем напротив печальной березы, и вот я снова здесь! Как мне удалось вернуться с выбранного пути вновь на это место? Уж не лесной ли дядюшка пытается заморочить и сбить меня с толку? Чем я неугодил ему, в чем провинился? Может мысли мои не угодны лесовому?

Вдруг вдоль высокого кустарника, росшего за пресловутой березой, стремительно промелькнула тень, снова исчезнув за кустами. Приглушенный звук шагов, смешанный со странным, едва слышным звоном, донесся со стороны кустарника.

Заинтересованный всадник успокаивающе погладил вздрогнувшего коня и замер в ожидании.

- Эй, кто здесь, отзовись! – крикнул молодой человек. - Выходи, покажись, кто ты есть на самом деле! Если сам Белбог, прошу твоего благословенья на выбранный мной путь! Если злобный Чернобог, отчего морочишь, скажи! Ответь, зачем хочешь расстроить мои планы? Если ты не желаешь знакомиться со мной, дай проехать, важное дело не терпит замешательства!

С этими словами путник на ходу переодел перчатки с правой руки на левую.
В те времена это была обыкновенная мера предосторожности против лиходейства лешего.

Всадник объехал кругом поникшей березы. В это время он снова с неприятным чувством ощутил, как изнутри некая сила влечет его к одинокому дереву, склонившему ветви. Словно злой демон привлекал его к печальной березе, невидимые путы точно притягивали его к дереву.

Кругом никого не было видно, но наш путник испытывал невыразимое чувство, когда ясно понимаешь чье-то присутствие.

Направив коня к пролеску, он собрал все свое внимание. Затаив дыхание, обнажив острый меч и весь напрягшись от ожидания неизвестного, путник готов был с непоколебимой решимостью сразиться со всей нечистой силой, которая вознамерилась бы преградить ему на путь к намеченной цели.

Прорезав корпусом лошади кустарник, словно речную гладь кормой лодки, заблудившийся молодой человек выехал на скрытую по другую сторону поляны. Конь вдруг громко фыркнул и остановился, словно увидя перед собой саму Смерть.

На сухом пне сидел седой старик. Он пригнулся к земле, словно ища что-то в ее недрах. В руках его была сучковатая палка и лукошко, к поясу привязан колокольчик.

«Это лесовик! – подумал молодой человек. - Попробуем не сердить его. Может быть ему нужна какая-либо помощь, не будем противоречить старику. Если он в хорошем расположении духа, то возможно поможет указать дорогу!».

Громче он прибавил:

- Добрый день, почтенный старец! Не ты ли пугаешь здешних прохожих, сбивая их с выбранного пути?   

Старик поднял и повернул голову в ту сторону, откуда услышал голос. Его грустные глаза, поросшие густыми, белыми бровями, были устремлены на путника.

Однако в них ощущалась странная мертвенная холодность и прямодушное спокойствие.

«Вряд ли этот старик, - подумалось путнику, - может причинить зло, хоть нечистая сила и хитра на всяческие выдумки».

- Может нужна помощь, не обидел ли кто тебя? Не видел ли ты, кто здесь путает разум проезжих? – добавил он вслух.

- Нет, мне не нужна помощь, добрый путник, - ответил старик, - но мне думается, добрый совет гораздо нужнее тебе! Меня никто не обижал, что возьмешь с бедного немощного старика! Здесь я никого не видел. Даже если здесь кто и есть, кроме нас, я вряд ли смогу его увидеть. Я ведь слеп!

Словно увидев перед собой ядовитую змею, всадник отшатнулся.