На водных просторах

Артем Кресин
                НА ВОДНЫХ ПРОСТОРАХ
         С чего все началось? Трудно придти к истоку,из которого возникла идея -обзавестись собственным транспортным средством на воде. Была тяга к природе, было желание посидеть с удочкой на берегу реки или озера, походить по лесу, собирая грибы и ягоды. И,конечно же,любое общение с природой подразумевало близость воды. Если копнуть глубже, можно вспомнить о жизни в годы войны в детском доме,эвакуированном из блокадного Ленинграда на Волгу.Там мы, двенадцатилетние босоногие мальчишки,целые дни проводили на берегах этой реки и ее мелких притоков. Научились прекрасно управляться с веслами, как на небольших лодчонках, так и на крупном пароме, предназначенном для перевоза двух или даже трех запряженных конных повозок.

Если копнуть еще глубже, и напрячь память можно вспомнить, как на подмосковной даче меня пятилетнего отец вытаскивал  на утренней заре из кровати, и мы бежали на берег какой то  речушки, где проводили  целый день с удочками в руках. Детство проходило в пионерских лагерях, а это походы в лес, на реки, на озера. Трудно из всего этого выявить точку возникновения искры, подпалившей мое желание стать владельцем собственной моторной лодки. Думаю, что это сумма воспоминаний.

Молодость прошла очень загружено. С шестого класса начал совмещать работу с учебой в вечерней школе. Было четыре года нормальной жизни, когда учился на дневном отделении техникума. Конечно, и в этот период  не обошлось без воды. Каникулы я проводил у мамы, работавшей в больнице города Тихвина.
В те времена это был тихий городок, окруженный лесами, реками и озерами. Через город протекает река Тихвинка. Эта река входила в Мариинскую водную систему, через которую проходили мелкие суда из Невы в Волгу и обратно. Эта система была задумана еще Петром Великим, и действовала до ввода Волго-Балта  в 1965 году.  Сторожем в больнице был большой любитель рыбной ловли Евстигней  Родионыч, с которым мы подружились на этой общей страсти.  Когда у него образовывалась пересменка на два – три дня, мы с ним уезжали  на попутных машинах - лесовозах за двадцать – тридцать километров от Тихвина на, известные ему, реки и озера. Там  ночевали либо у костра, либо в копне сена. Варили уху из пойманной рыбы и под ночным небом, при сполохах костра вели бесконечные беседы.
После техникума опять напряженная работа, совмещаемая с учебой в институте. В этих условиях было не до прогулок, хотя в летние месяцы выходные дни использовались для походов к лесным полянкам и речным перекатам.

Но вот институт окончен. Осталась только работа, хотя и напряженная. Но после многих лет совмещения работы с учебой, эта жизнь казалась отдыхом.  В институте познакомился  с таким же любителем лесов и вод Гришей. Связывала нас не только рыбная ловля, но в данном рассказе существенна именно эта сторона.  Освободившись от учебных забот, мы стали вместе  свой досуг посвящать выездам на рыбалку.

Ну что делать, если человек не может удовлетвориться существующим положением. Казалось бы, катайся по водоемам рыбачь и получай удовольствие,  так оно и было определенное время. Но со временем мы увидели, что на любом водоеме, наши  возможности при ловле с берега очень ограничены. У нас на глазах большинство любителей, приехав на место, садились в лодку, а многие еще и с
мотором. Мы видели, что им становятся доступны любые бухточки, островки, омуты, камышовые заросли и другие прелести переборчивого рыбацкого вкуса.

Вот тут то и зародилось желание иметь свою лодку. Но для осуществления  этой проблемы, требовалось решить задачи, состоящей из системы уравнений со
многими неизвестными. Нужно выбрать водоем. Нужно найти место, где эта лодка будет надежно сохранена. Однако здесь возникает опасение, придется привязать себя к какому-то определенному водоему.  А если  он надоест?  А это вполне возможно, поскольку мы не столько любители рыбной ловли, сколько любители красивой природы. И как ни прекрасно будет выбранное нами место,  когда-нибудь у нас может возникнуть желание поменять его. Но и  это все были пока теоретические рассуждения, поскольку  места хранения  нам  еще никто не предложил ни на одном водоеме. С самого начала мы с Гришей объединились в обоюдном желании стать владельцами будущей лодки, и не только владельцами, но и совладельцами. Поэтому все обсуждения, все предложения, все варианты мы горячо обсуждали вдвоем, при этом сам процесс обсуждения и планирования этой идеи доставлял нам удовольствие.  Я приобрел несколько книг по водномоторному туризму,  мы стали читать журнал «Катера и Яхты», где кроме описаний конструкций мелких судов, рассказывалось о путешествиях по водным путям, то есть мы стали входить в незнакомый нам ранее мир, и он нас заворожил.

Однажды, гуляя по берегу Фонтанки, мы увидели маленький катерок, пришвартованный к набережной. В нем возился мужчина. Мы подошли и завели с ним разговор. Он оказался очень словоохотливым и, с удовольствием, рассказал нам, что это его собственный катер, он его построил самостоятельно, ходит на нем в Финский залив на рыбную ловлю,  а отпуск проводит на Ладоге. Так мы впервые увидели живого владельца собственной моторной лодки, у которого все наши проблемы были уже решены. Кстати, хочется подчеркнуть, забегая вперед, что, в отличие от автомобилистов, лодочники всегда  были чрезвычайно приветливы и разговорчивы как с новичками, так и между собой. Наше желание  стало приобретать видимые очертания. Нужно приобретать катер с каютой, чтобы при длительных выездах, была возможность  ночлега внутри его. Место стоянки должно быть в Ленинграде. Это даст возможность разнообразить места отдыха. В нашем распоряжении окажется весь бассейн северо-запада: вся «Маркизова лужа» Финского залива, Нева, Ладожское озеро с впадающими в него реками, а это Волхов, Свирь, Сясь. Открываются возможности прохода на озеро  Ильмень с реками Мста и Ловать, по Свири на Онежское озеро. Число неизвестных в поставленной задаче резко уменьшилось.  Требовалось теперь выбрать конструкцию катера и уровень его обитаемости. Во вторую очередь нужно было найти место хранения судна, как на воде, так и на берегу в зимнее время.  Немаловажная проблема заключалась в том, чтобы раздобыть деньги на покупку лодки. Мы были молоды, и зарплата у нас была невелика.

Когда главные вопросы были решены, наши задачи стали более конкретными. Самостоятельно строить катер нам не под силу, поскольку нет  соответствующей квалификации, нет  стапеля, нет источника добычи материалов. Значит, мы должны будем покупать готовый катер, безусловно, с предстоящей модернизацией, в соответствии с нашими вкусами и потребностями.
Конструкция моторки может быть двух видов. Первая – глиссирующая  или скоростная лодка, которая позволит быстрее добираться до места, но тогда нужно будет высчитываться в каждом килограмме груза, лишая себя многих необходимых
в дальнем походе предметов. Кроме того, глиссирующая конструкция ограничивает движение судна на волне.
      
       Вторая конструкция – водоизмещающая или медленная лодка, при этом увеличивается  время движения до цели, но можно брать с собой любые необходимые  вещи, чем резко повышается комфортность жизни в длительном походе. Добавим - лодка с водоизмещающими обводами лучше принимает волну.  Решение было принято, лучше будем терять скорость, но приобретем удобство. Оставалось найти подходящую продающуюся моторную лодку, и найти место ее хранения, на чем мы и сконцентрировали наше внимание. Весь период размышлений и поиска рядом со мной был Гриша.

В очередное лето, мы решили организовать мальчишник, то есть поехать на лоно природы без жен, и посвятить все наше время рыбной ловле. Компания подобралась  прекрасная: Гриша с девятилетним сыном Илюшей, брат Гришиной жены Веня и я. Сняли на месяц квартиру  поселке Гвардейское, расположенном в пятнадцати  километрах от Выборга. Дом на самом берегу большого озера, окруженного со всех сторон лесами. Описание этого отдыха заслуживает отдельной повести, все было необыкновенно хорошо: чудная веселая компания, обильные рыбалки, корзины ягод и красота окружающей нас природы. Но был маленький недостаток – у нас не было постоянной лодки. Каждый раз мы ходили по соседям и выясняли, кто из них нам сегодня позволит воспользоваться его лодкой. Были дни, когда мы вынуждены рыбачить с берега. Этот факт еще более меня убедил, что нужен собственный водный транспорт.

Мой компаньон наоборот после этого отпуска, охладел к приобретению собственного судна,  как мне кажется, из-за противодействия его жены Софы. Осуждать его я не имею права, поскольку, если бы моя жена была против этой идеи, я бы также мечту о собственной лодке отбросил. По моему счастью Муся  не только не возражала, но даже когда я остался один, уверено сказала – приобретай лодку самостоятельно. Жизнь доказала ее правоту – хозяин у лодки должен быть один. В дальнейшем мы узнали много случаев, когда лучшие друзья, становясь совладельцами общей собственности (машины, лодки, дачи и пр.), превращались в недругов.

Теперь я уже в одиночку продолжал свои поиски нужного мне варианта. Одновременно я раздобыл «Правила Судоходства», и начал их изучать, поскольку для управления лодкой нужны «ПРАВА» подобно управлению автомобилем. Вскоре, я нашел место хранения будущего судна, это был самодеятельный Ленинградский Клуб Водно-Моторного Туризма – ЛКВМТ, расположенный на стрелке Крестовского острова рядом с Гребным каналом. Быть членом этого клуба мне захотелось не только для получения места стоянки будущего катера на воде и на суше, но и для того, чтобы быть среди опытных туристов – водномоторников. Я понимал, что включаюсь в совершенно новую  для меня область увлечения, и без доброжелательных соседей – консультантов мне будет очень трудно. 

С самого начала, и это оправдалось и в дальнейшем,  мне понравилась атмосфера сохранения морских традиций в клубе. Это объяснялось тем, что
большинство членов клуба, ранее служили на флоте, и пришли в клуб, чтобы продлить  связь с морем и с морскими традициями. Сторожка клуба называлась
вахтой, на ее стене висел колокол, называемый рындой, в соответствии с морскими традициями, на ней отбивали склянки. Начальник клуба назывался капитаном, его помощник боцманом, сторожа вахтенными. Общие работы именовались авралом. Во время различных встреч и перекуров можно было наслушаться массу рассказов о морских обычаях и происшествиях.          

И вот наступил момент, когда я стал владельцем  судна  на базе морской шлюпки – четверки ЯЛ-4,  которую я разыскал по объявлению в этом же клубе и
купил.  Для хранения судна я вступил в члены  описанного выше ЛКВМТ.  На моей лодке была готовая каюта, в которой могли устроиться на ночлег до трех  членов команды.  Прежний хозяин использовал лодку для однодневных выходов в залив на рыбную ловлю. Передо мной же стояла задача - подготовить лодку для дальних и длительных походов. На судне нужно было установить надежный стационарный бензиновый двигатель, тросовую систему рулевого управления, подготовить места для хранения припасов, установить аккумулятор для элементарного освещения. Непростой задачей был выбор типа двигателя, покупка его, и монтаж  внутри катера. И это при полном отсутствии опыта работы с двигателями внутреннего сгорания. Однако, «глаза боятся, а руки делают». Начал работы ранней весной 1964 года.    На все эти работы ушло лето. К концу июля лодка была спущена в воду и опробована в районе устья Невы.
 
      Было решено идти в первый лодочный поход в этом же году. Мы с Мусей за неделю предшествующую началу отпуска загрузились продуктами, залились бензином, укомплектовались  запасами одежды, посуды и прочего инвентаря. Таким образом, ко дню  начала нашего отпуска в пятницу наше маломерное судно было полностью готово к отходу. Вечером, любовно погладив  корму  лодки, мы отправились на последний ночлег домой, с тем, чтобы вернуться на базу рано утром в субботу, отдать швартовые, нажать  стартер, и начать долгожданное плавание.

Ночью в нашей уютной квартире мы были разбужены завыванием ветра за окном. Выглянув в окно, мы увидели,  гнущиеся, под напором ветра,  деревья, и  разбушевавшуюся стихию. Это лишило нас спокойного сна. Представлялись волны идущие из залива, проникновение этих волн на акваторию нашей водной базы, наши бьющиеся друг об друга лодки и, апофеоз страхов, наша посудина с пробитым бортом, со всем походным снаряжением лежит уже на дне. Рано утром, наскоро позавтракав, побежали вместе на базу. На трамвае подъехали к главному входу в Центральный Парк Культуры и Отдыха.  Далее до базы нужно было пройти около полутора километров пешком по берегу Средней Невки. Этот участок реки был полностью открыт со стороны залива, и мы видели, как по реке катятся  высоченные волны. Да и нас самих ветер нас буквально сносил. Все это усиливало наши страхи, и заставляло, несмотря на ветер идти быстрее. Рядом с нами бежали наши знакомые по базе, также обеспокоенные за свои катера. Когда мы, наконец,  добежали до места,  мы облегченно вздохнули – все было в порядке, наша посудина прекрасно держалась на воде, и ждала свой экипаж. О выходе в плавание в этот день не могло быть и речи.  Мы оба еще раз  поняли, что,  вставая на стезю
водного туризма,  должны быть готовы, к любым сюрпризам водной стихии и 
уметь преодолевать препятствия, возникающие на водных просторах. Данное происшествие никаких неприятностей, кроме задержки отплытия, нам не причинило, но вода нас предупредила, что к ней нужно относиться серьезно.

       Мне это событие запомнилось еще потому, что во все последующие годы, в первой половине августа, обязательно возникало подобное ненастье, сопровождающееся резким понижением температуры, ливнями, грозами, сильными ветрами и, соответственно высокой волной не только на морях, но и на реках, и на озерах. Охватывает эта непогода, наверное, весь северо-запад Европы.  Уже по прошествии многих лет, в 2005 году, когда  давно был  заброшен водный туризм,
мы находились на отдыхе в Литве. Лето было очень знойным. В первой половине августа прошли ливневые дожди с резким похолоданием и сильными ветрами. Продолжалось ненастье всего три дня.

Итак, убедившись в полной исправности нашего судна, мы вернулись домой, отложив отплытие до улучшения погоды. На следующий день стихия успокоилась, ветер стих, выглянуло солнце. Это было воскресенье. Мы спокойно выехали утром из дома на базу. Еще раз осмотрели всю оснастку. Проверили сохранность продуктов. Завели мотор, отвязали швартовые концы и отплыли. Все для нас внове. Первый раз под собственным мотором мы идем посреди широкой Невы. Стараемся выполнять все требования Правил Судоходства. С надеждой смотрим на новый мотор – не подведи! Наслаждение испытываем необыкновенное, мы двигаемся, мы управляем своим движением, мы равноправные участники движения на великолепной Неве, мы рассматриваем город со стороны воды, хотя привыкли наоборот, смотреть на воду со стороны берега. Надежный бурун от винта за кормой, две волны, расходящиеся от носа,  рокот мотора, успокаивают – все идет нормально. Так проходим под Литейным мостом, Охтинским, мостом Александра Невского, Финляндским мостом, впереди уже показался Володарский мост. Пойдут чередой года, мы многократно будем ходить этим маршрутом, он станет нам привычным, даже незаметным, как пешеходу знакомая тропа. Но в тот раз для нас все было впервые, и потому каждая незначительная деталь врезалась в память.

И вдруг наступает тишина, останавливается двигатель. Полная растерянность. Лодка сначала останавливается, а затем начинает двигаться в обратном направлении по течению. Попытки вновь завести мотор -  безуспешны. Находимся около стенки какого то завода. С помощью весла причаливаем к стенке. Пытаемся успокоиться и начать  разбираться в произошедшем. Двигатель заклинило, вал недвижим. Выход один – возвращаться. Это решение облегчается тем, что двигаться нужно вниз по Неве, то есть по течению, вода сама понесет нас в сторону «дома». Между тем уже темно, наступает ночь. Решаем сплавиться по течению до Обводного канала, зайти туда, на ночлег, а по утру сплавляться до базы. Так и сделали, на веслах по течению спустились до места ночлега, зачалились, подготовили спальные места и отошли ко сну. На утро опять вышли в Неву и двинулись к базе.  Через шесть – семь часов наш бесславный поход завершился у того причала, от которого отошли только вчера. При дальнейшем разбирательстве выяснилось - в редукторе сгорел игольчатый подшипник, что
привело к заклиниванию вала. Стало ясно, что лодочный поход в этом году сорван. Ремонт двигателя решили отложить на будущее, а пока заняться организацией данного отпуска. Поскольку у нас с собой было все для автономного плавания, мы
укомплектовали наши рюкзаки и, прямо с базы,  поехали на вокзал и по железной дороге на реку Мста, в Новгородскую область, где была дача нашего родственника.

Вся последующая зима была посвящена ремонту двигателя и дальнейшей модернизации катера. С первыми мартовскими оттепелями по выходным стал ездить на лодку. Работ было запланировано очень много. Было решено сделать моторный отсек, то-есть мотор отделить от остальной части судна, стационарно установить аккумулятор, бензобак и ящик для инструмента.
Самая трудоемкая ежегодная работа заключалась в необходимости обскрести всю старую краску с корпуса, определить надежность деревянного
набора, ликвидировать места загнивания, прогрунтовать  всю древесину горячей олифой, проконопатить все швы, прошпаклевать и покрасить корпус лодки как снаружи, так и изнутри. На все эти работы ушли месяцы с марта по июль. К отпуску катер был спущен на воду и опробован. В этом году лодка получила название «ИВА». В это название, которое произносилось как «Ивушка», была вложена суть красоты водных путешествий, поскольку на берегах любого ручья, речушки, озера всегда свешивает свои ветви к воде  это милое дерево.      

Важным фактором в  подготовке и проведению путешествий, было появление у меня прекрасного партнера, им оказался двоюродный брат Петр.
Он никогда прежде этим не занимался, но это был человек, который необыкновенно умел приспосабливаться к любой меняющейся обстановке. Он неплохо владел столярным ремеслом, что было особенно необходимо при выполнении  различных работ, связанных с ремонтом и реконструкцией на деревянной лодке. С его помощью были сделаны небольшой камбуз, и отдельные отсеки для посуды и обуви. Самое главное, на него можно было всегда полностью положиться.  Мы с ним провели несколько походов, во время которых еще больше сдружились. Практически у нас никогда не было никаких  разногласий. Итак, на начало августа было намечено наше отплытие в месячный поход. Как и в прошлом году, в начале августа произошла задержка  на один день из-за  штормовой обстановки.


Несмотря на то, что оба участника похода не имели никакого опыта в водном туризме, наш первый  поход полностью удался и оправдал все наши надежды. Мы успешно прошли Неву, ознакомились с ладожскими каналами и, наконец, перед нами красавица Свирь. В устье Свири мы обошли имеющиеся там протоки, и окончательно встали лагерем в устье реки Шоткуса, при впадении ее в Свирь. В этом походе было все:  прекрасные рыбалки, грибные походы, ягодные сборы, беседы у костра и множество знакомств с опытными  туристами водномоторниками. Благодаря их советам и собственным синякам мы постепенно  набирались драгоценного опыта, который  помог нам  подготовиться к последующим походам. Поскольку это был наш первый в жизни поход, все события, происходившие с нами, были очень запоминаемы. Весь этот месяц  мы провели на природе, готовили пищу на костре, стирали вещи в реке и сушили на солнце. И дождливое ненастье, и знойные дни, и утренняя роса, и  ночные холода,
и комариные шабаши, и ползающие змеи,  и  прыгающие лягушки – все это была наша среда  обитания. Однажды мы ловили рыбу в Ладоге,  и на нас навалился туман, с тех пор я всеми своими потрохами понимаю, что такое оказаться в открытой воде  без компаса, когда совершенно неизвестно, куда идти, где берег, а
где открытое море. В ладожских каналах мы попадали в заторы рассыпавшихся плотовых гонок. Многократно садились на мель, и сами себя сталкивали на глубину. Мы поняли, что и на речном просторе при ветре может разгуляться волна, кидающая твою лодку как скорлупку. Однако мы все это в открытой борьбе со стихией преодолели, и это давало нам право на  чувство уверенности в своих силах и в своих возможностях.   

Как то раз, в конце похода, разжигая из сырых веток костер, я спросил Петра – «а ты не забыл, что в жизни существуют паркет, отделанные кафелем, туалеты с унитазом, со сливным бачком, газовая плита с духовкой, электрическая
лампочка с выключателем и даже телевизор»? Он засмеялся –« а, ведь и верно, уже забыл».

На обратном пути, на ладожских каналах, в селении Кабоны, мы остановились на ночлег, погода  была дождливая с признаками начинающейся осени. Мы с Петром в плащах крепили лодку к причалу. Вышел из ближайшей избы мужик, посмотрел на нас и говорит –«и что вас несет в этакую мокрятину?  Ведь наверное свои квартиры имеете, не бездомные поди. Да я, чтобы после армейской казармы, из своей хаты куда-нибудь……?!»  Да, подумали мы – вот она мудрость народная.

А когда мы вошли по Неве в Ленинград и на окраине увидели трамвай, то помимо воли возникло мгновенное удивление – «смотри-ка, оказывается, где то и трамваем люди пользуются».  Вот такое полное отключение  от той жизни, которую мы повседневно ведем весь год,  отказ от всего привычного и общение с природой один на один и было целью приобретения лодки, всех работ по подготовке ее к походу, и самого похода.

Затем было еще много походов, двадцать лет наши отпуска проходили  в плаваниях, изучены  все низовье  Свири, южный берег Ладоги, ладожские каналы. Был интереснейший поход по маршруту река Волхов, Новгород, озеро Ильмень, порожистая река Мста почти до железнодорожной станции Мстинский Мост.

Для всесторонней оценки владения собственным маломерным судном, нужно  отметить  и обязанности. Если раньше мы начинали выезжать на рыбную ловлю с  момента таяния снега, то теперь я практически до самого отпуска занимался подготовкой судна к плаванию. Начинал этим заниматься почти в марте месяце. Но и в этом были некоторые плюсы. Например, в  марте, в выходной день я просыпаюсь дома. За окном пасмурная погода, небо грозит разразиться дождем. Даже из-под теплого одеяла  вылезать не хочется. Тем не менее, подымаюсь, завтракаю, подготавливаю сумку с термосом,  бутербродом, необходимым инструментом и материалами, кряхтя, выхожу из дома в эту мерзкую погоду. Прыгая через лужи, добираюсь до метро, затем пересаживаюсь на трамвай и выхожу на Крестовском острове. Поеживаюсь от сырости и холода иду на лодочную базу, ругая себя за упрямство, выгнавшее меня из уютного дома.  По пути немножко разогреваюсь, погода становится менее мерзкой.

       На базе переодеваюсь, разчехляю лодку и начинаю работать. Рядом работают мои соседи, и мы дружески подтруниваем друг над другом. Через пару часов разогреваюсь настолько, что  холода как и не бывало, ветер с залива бодрит, с удовольствием вынимаю  принесенный с собой завтрак, с  большим удовольствием поглощаю его. С удивлением вспоминаю свое зябкое состояние в начале дня. В конце дня разогретый и довольный возвращаюсь домой, поглощаю, подготовленный Мусей, обед. С удовольствием думаю о поездке на лодку в следующие выходные дни.

С большим удовольствием вспоминаю своих одноклубников. Занятие водномоторным туризмом не требовало больших средств, но требовало больших затрат труда. Радости, получаемые от отдыха на воде, тоже на очень своеобразного любителя - непрерывные хлопоты, кормление комаров, постоянная сырость, превышение количества ненастных дней, соответствующие нашему северо-западу.

         Естественно отбор таких любителей и определял состав членов клуба – в основном это были романтики, любители природы, которые хотели померяться с ней силами. Профессиональный состав был самый разнообразный. Основу составляли ветераны,  как военного, так и торгового флота. Были и писатели,  и художники, и преподаватели и, по большей части работники, промышленности от рабочих до инженеров.  Все были очень доброжелательны друг к другу, рады были оказать помощь, как советом, так  и конкретными делами, как одолжить инструмент, поделиться  краской и другими материалами. А каких я встретил там специалистов своего дела - из ничего создавали прекрасные конструкции, многих без преувеличения можно  было смело назвать лесковским «ЛЕВШОЙ».      

            Вспоминается еще одно доброе чувство. Целый месяц я провожу на «Ивушке». На ней передвигаюсь, на ней сплю, на ней ловлю рыбу, и даже когда разбиваю лагерь на берегу, прыгаю в нее каждую минуту, по разным надобностям. В ненастную погоду поздно вечером промокший, продрогший, предельно усталый, наведя порядок в лагере на берегу, я забирался в нее, переодевался во все сухое, залезал в спальный мешок и убаюканный ее покачиванием согревался  и засыпал. Дорога домой занимала три – четыре дня, в течение которых вообще ее не покидал, нас обоих трепали волны, поливали дожди, донимали осенние холода. И вот я добираюсь до базы. Выгружаю лесные дары, беру такси, и еду домой, где меня ждет комфортабельная квартира, горячий душ, вкусный ужин и мягкая удобная постель, в которую я ложусь под шум дождя за окном. И вдруг я вспоминаю, что моя «Ивушка», которая делила со мной все невзгоды  целый месяц, стоит на холодной воде, поливаемая дождем,  мной преданная и брошенная. Мозгами понимаю всю абсурдность своих мыслей, но меня  начинает мучить чувство вины перед ней. 

Ну, уж если я признался в одной абсурдности, не могу не сказать и о другой. Как я вспоминал, первый поход сорвался из-за поломки двигателя. Все последующие походы, я все время чувствовал свою полную зависимость от него. Мне даже страшно было представить, насколько плохо мне будет, если он меня подведет вновь, где-нибудь вдали от дома. Во время движения мои уши были все время на моторе. Мое основное внимание при подготовке уделялось мотору. Мной было приобретено максимально возможное количество запасных частей к нему. И надо сказать, что он в пятнадцати походах  меня больше никогда не подвел. И,
отсек, с любовью гладил теплые цилиндры двигателя, затем наклонялся и целовал его.

Отправляясь в лодочный поход, мы брали с собой почти все необходимое на весь месяц. В течение всего плавания нам нужно было может быть пару раз подойти к какому-либо магазину  за свежим хлебом и сливочным маслом, и
однажды на шоссе проголосовать самосвалам, для покупки у них бензина. То есть наше плавание было практически полностью автономным. Как у улитки весь дом у нас был при себе. Для ночлега нам подходил любой берег, приткнувшись к которому мы устраивались на ночлег, Иногда не нужен был и берег, отходили от судового хода, выставляли топовый огонек, для мелких суденышек, и ложились спать, на якорной стоянке. Нам совершенно не нужна была цивилизация. Как шутил один мой знакомый – мы полностью «отвязывались от социализма». И вот такая независимость, и полная свобода от всего давала душе полное отдохновение.
Несколько отпусков я не находил напарника, и отправлялся в поход в одиночку.   И должен сказать, что именно в этих условиях у меня был самый лучший отдых, поскольку не должен был ни с кем ничего согласовывать, ни под кого подстраиваться, все делать только в соответствии с собственным желанием. Такого чувства полной свободы мы в жизни не имеем.       

Пятнадцать навигаций прослужила водоизмещающая моторная лодка, наша милая «Ивушка» базе ЯЛ-4. Наступило время ее старения, причем как физического, так и морального. Она  была нами  куплена далеко не новой, уже успела до меня выработать свой ресурс  в советском военно-морском флоте, затем послужить неизвестный срок у моих предшественников. Ежегодная обшкрябка, грунтовка и покраска деревянного корпуса, занимающие два - три месяца, начали надоедать.   Кроме того, при накоплении  некоторого туристского опыта,  захотелось скорости. На существующей лодке порядка восьми дней из отпуска уходило на дорогу туда и обратно.  По указанным причинам, через пятнадцать лет мы перешли на дюралевое глиссирующее судно типа «Прогресс» с двумя подвесными моторами «Нептун» по 23 лошадиных силы в каждом. Последующие пять походов мы с Мусей провели на этой скоростной лодке.

А дальше появились объективные причины, Наши лучшие места в низовье Свири отвели под заповедник, с запретом даже высаживаться на берег. Появилась возможность приобретения автомашины. По этим причинам, а также по причине возраста мы отошли от водномоторного  туризма и перешли в автотуризм. Но время, проведенное на воде, вспоминаем до сих пор с наслаждением.
И эти двадцать походов считаю лучшим украшением моей отпускной жизни.