Леший. Фантазия времен князя Владимира Введение

Никита Ломоносов
Обращение к читателям!

Не знаем с чего начать, когда почти впервые обращаемся к многочисленной публике, причем даже не имея понятия о том, заинтересует ли кого-либо предложенное на рассмотрение и какой реакции ожидать, насмешек или понимания!

Прошлый, несколько иного рода опыт, предоставлял нам много первого и единицы второго!

Начнем с цитаты из одной вещи, которая сейчас только на четверть готова появиться на свет: «К сожалению все более приходишь к грустному убеждению, что наш современный, в достаточно высокой степени технологичный мир, еще непримеримо далек от многих простых истин. Открывающаяся перед нами реальность такова, что, размышляя обобщенно, наряду с точностью в одном плане, обнаруживается полная неопределенность в другой области».

Продолжая мысль скажем, что в настоящее время много говорится о небывалом скачке эволюции, развитии космических, компьютерных технологий и медицины, то есть определенных секторов науки, что все это наполняет человечество чувством ожидания прихода светлого будущего. Однако в то же время ведется не мало споров об отсутствии элементарной человеческой нравственности, необходимости ее обретения в религии, в поисках счастья обращения к Богу, которого мы потеряли, служению истине, о наказании за достижения науки в виде предстоящего конца света, и т.д.

Удивляешься, как порой некоторые современники, изображая неподдельную серьезность, утверждают о ценности этих понятий и необходимости творить добро и истину. По их мнению, естественно, они непременно следуют этому, а если не совсем, то стремятся к совершенству. Потом с интересом наблюдаешь, как в то же время эти самые же люди показывают яркие примеры обратного, причем даже не осознавая этого. Приходишь к мысли, что подобное непоследовательное поведение есть следствие явного непонимания связи между всеми указанными понятиями.

По нашему мнению, и мы намеренно взяли различные понятия (можно привести еще более на первый взгляд отстраненные друг от друга), связь эта определенно есть и именно она помогает открыть глаза на происходящее.

Долгие годы, поначалу даже не осознанного поиска, затем более систематичного чтения и изучения разнообразной литературы, на наш взгляд содержащей искомую информацию, ее сравнительный внутренний анализ сквозь собственные переживания, насколько они вообще способствуют объективному пониманию реальности, привели к необходимости изложения наших сложившихся представлений о невидимой взаимосвязи окружающих нас подобных, и не только перечисленных, явлений. 

Так появилось нечто вроде романа, исторической фантазии на извечные философские темы - «Леший».

Используя вновь цитату, уже из самого «Лешего», можно сказать, что «… к нам приходит понимание того, что затронутая тема настолько многообразна, разносторонняя и в то же время взаимосвязана с многими другими понятиями, что здесь нельзя обойтись без некоторых повторений. Это неизбежно, если мы желаем увидеть мир во всей его непростой откровенности».

И действительно, поиски не зависимо от нас навели на интересные размышления о сущности Бога и Дьявола, их борьбе на арене мироздания, о скрытых в них понятиях Добра и Зла, в различной степени символизирующихся человечеством на протяжении всей его истории, о религии как одной из форм этих представлений, сопутствующих ей религиозной мистике, магии и суевериях, о столкновении язычества и христианства, а затем религии и науки в целом, о месте самого человека в бесконечном круговороте этих титанических мировых начал.

Кто интересуется подобными темами, приглашаем в наше путешествие. Насколько это получилось правдиво, судить Вам!

                ЛЕШИЙ
                (Фантазия времен князя Владимира)


                …покуда длится наш искус в подлунном царстве, тут же по      
                соседству с нами и вокруг нас существует некий призрачный      
                мир, устои которого недоступны людскому разуму, ибо наши             
                органы недостаточно тонки и чувствительны, чтобы   
                воспринимать его обитателей.      
                Вальтер Скотт

               
             ВВЕДЕНИЕ

     В 1760 году, на заседании Академической конференции в Санкт-Петербургской Академии наук, академик Михайло Васильевич Ломоносов представлял на суд научной аудитории свой «Краткий Российский летописец». При этом со всей своей кипучей энергией, которой многие не только завидовали, но и опасались, профессор химии смело утверждал:

     - Только ведая об истоках, можно постигнуть смысл дел настоящих и устремлять ясный взгляд в будущее!

     Трудно не согласиться со словами великого русского ученого. Однако, возможно даже смысл этих простых слов для многих будет носить неоднозначный характер. Принимая их в конкретном контексте и ни в коем случае не отступая от принятых путей, ведущих к определению истины, мы попытаемся оправдать свое понимание на некотором примере. Но прежде, нежели ради этих намерений мы окунемся в дивный мир старины, скажем несколько вступительных слов относительно того, что именно мы вкладываем в смысл высказывания великого холмогора применительно к нашей истории.

Для предстоящего в относительной степени исторического путешествия мы выбрали примечательный во всех отношениях далекий Х век. Это славное в истории России время правления князя Владимира, получившего в народе прозвание Красное Солнышко, как никакой другой период в истории Древней Руси известен нам по народному эпосу.

Однако прежде всего, говоря с оглядкой назад и современным языком, эпоха князя Владимира являет собой время поистине грандиозных исторических потрясений. Принятие православного христианства нашими языческими предками как ничто другое отложило свой отпечаток на неповторимый русский характер и более чем решающе повлияло на ход последующих исторических событий.

Само собой разумеется, что на фоне такого яркого и поучительного материала обнажаются многие обычно скрытые человеческие страсти. Это явление закономерно во все времена. В своем глубоком смысле большие потрясения, которые можно сравнить с масштабными кризисами, обнажают старые, ранее скрытые противоречия и накапливают новые, более актуальные, в то же время ввиду своей новизны по своей природе мало изученные.

Если умело использовать имеющиеся или полученные косвенными методами данные, можно попытаться с определенной долей вероятности приблизиться к пониманию самого начала истории духовного подъема нашего народа на стыке вновь привнесенных реформ. Именно на этом сломе, словно хирург по разрезу изучает строение тканей, мы можем увидеть много примечательного в поведении наших предков касательно суеверий.

Понимание подобных древних истоков во многом будет вспомогательным материалом для освещения темных пятен современности. 

Начнем с утверждения, что и в нашем современном и научном времени есть место для проявлений, которые однозначно можно подвести под остаточные признаки язычества. Сразу их опознать весьма сложно, так как они искусно скрываются в вводящим в заблуждение саване современности. Множество суеверий, старых примет и мотивов поведения, окружающих нас до сих пор, не единственное тому подтверждение. Если они существуют и поныне, что говорить о тех диких временах?

В мифологии, которую в своем высшем понимании возможно приравнять к современным заблуждениям, пусть даже и научным, скрыто достаточно причин поведения древних людей.

Понятие одинаковой причинности того и другого дает нам тонкий ключ к определению взаимосвязей древних времен  и современности. Эта нить и связывает наши времена глубокими корнями. Подобные заблуждения, действуя не зависимо от нашего сознания, приводят современников ко многим ошибочным и роковым последствиям. Не подозревая и не зная подобных связей, а порой просто не желая спускаться в подобные глубины, мы сознательно идем на поводу определенных стереотипов. Тем самым мы не оставляем себе выбора и подчас готовим печальную судьбу.

В языческие времена подобное положение вещей имело более непоправимые последствия по причине более мощного воздействия суеверий на слабое сознание человека. В то же время тогда это влияние было практически не ощутимо, так как во всех своих несчастьях люди обвиняли невидимые божественные силы. Напротив, сейчас становится все более размытым факт наличия некоего высшего начала и соответственно акцент смещается на наше личное участия в своей судьбе. Однако слабое понимание действия глубочайших внутренних мотивов часто мешает нам направить нить жизни по иному, более приемлемому руслу.

Итак, при обобщенном размышлении приходит понимание того, что ошибочное влияние на мышление и поступки человека созданных им же многочисленных фантазий, вышедших из самой реальности, что обычно и происходит в отдаленные исторические времена, при более глубоком взгляде на них пролагает путь к более верному пониманию причин поступков человека в настоящем. Это в некотором роде сравнение позволяет нам прийти к важному видению механизма порой кажущихся странными действий в настоящем, а также значение их рокового влияния на будущее.

Наша история, призванная определить эту закономерность, не может не опираться на древние свидетельства описываемого времени. Несколько слов о их значении для нашего повествования.

Современными исследователями установлено, что известные нам сохранившиеся летописи в ходе исторических событий перерабатывались множество раз в угоду тем или иным властителям. По этим причинам сведения в этих единственных источниках того времени в достаточной мере искажены. В основной части они снабжены актуальными политическими предубеждениями более поздних эпох, а отчасти и вовсе на фольклорных мотивах. Вследствие этого часто на первый план выдвигаются фигуры, не имевшие основополагающего значение в описываемой исторической ситуации, корректировалась причинность описываемых событий, добавлялись вымышленные, смещались истинные акценты.

Таким образом, сведения древних летописей вследствие их поэтической размытости лишь отчасти могут претендовать на четкое изложение истинных исторических событий и не могут восприниматься за объективное изложение фактов. Все дошедшие до нас древние источники в большей степени нужно принимать за народное фольклорное произведение. Именно поэтому предпринятое нами повествование будет носить еще более вымышленный характер, так как опираться приходится лишь на существующие мифы.

Согласимся, что отчасти это упрощает нашу задачу.

С другой стороны, современный исследователь в любом случае не в состоянии полностью окунуться во внутреннее состояние древнего человека, он может только попытаться воссоздать его в рамках известного и искомого.

Таким образом, не претендуя на полную историческую достоверность и исходя из имеющегося современного знания, мы не побоимся предпринять интересную попытку хотя бы отчасти реконструировать дух тех смутных времен. Нам прекрасно понятно, что в желаемой мере это почти невозможно, однако в таком вопросе любая искренняя фантазия может быть расценена как приближение к интересующей нас теме.

С другой стороны, как нам кажется, автор даже волен в некоторой степени искажать незначительные моменты прошлого для более яркого и наглядного изображения искомых целей картины. Само собой разумеется, это никоим образом не должно влиять на понимании именно тех моментов, ради которых повествование вообще было предпринято.

Возникает вопрос о возможности хотя бы в приближении воссоздать дух той далекой эпохи.

Наша основная цель, как мы ее себе представляем, является чисто описательной и психологической. В изучении внутренних мотивов поведения людей того времени и описания их причинности мы постараемся приблизиться к присущему той эпохи историзму. Оперировать в нашем случае наиболее эффективно на примерах веры, суеверий и примет, легенд и сказаний. Именно эти продукты духовного создания человечества, которые по своей сути являются производными психологии, будут служить отправной точкой для наших размышлений.

Таково общее понимание нашей задачи, исходя из смысла слов Ломоносова, с которых мы и начали эту историю. А теперь, как мы и обещали, постараемся подтвердить наши догадки и выводы на конкретном, в силу убедительном примере.