Там вдали, за рекой...

Александр Владимирович Новиков
От автора. В связи с тем,что в 2018 году узнал,за что и где мой дедушка был награждён Георгиевским крестом 4ст. планирую писать эссе или рассказ об этом, об участии полка в Ковельском наступлении и о боевом пути Литовского полка на 1 мировой войне.
-
Апрель 1916 года, Волынь,Западная Украина. После недавней атаки австрийцев затишье. Только раненые просят дать закурить или письмо написать матери. Солдаты вспоминают выбывших из строя однополчан:

-Петьку Ефимова, жаль… Эх, не повезло парню: разрывная пуля в руку попала и в плечо вышла. Жив ли он теперича в лазарете? И придумают же германы – надрезать ножом пули! Варвары! Помнишь его, Миш?
-Кто ж его не помнит! Как играл на гармонике! Смоленский! Рассказывал, как в деревне девки вокруг него ходили:ходят девчата кругом, в глаза заглядывают: Петь,сыграй, ты так хорошо играешь!

-Миш, а ты откуда будешь?
-Вологодский.
-Спой,Миш!
Миша, он же унтер-офицер Сергеев, запел с чувством:

Трансвааль, Трансвааль, страна моя,
Ты вся в огне горишь.
Под деревцем развесистым
Задумчиво сидишь.

О чем задумался детина,
О чем горюешь бур седой?
Горюю я по Родине,
И жаль мне край родной...

-Миш, а кто такой бур?
-Буры - народ в Африке. Они за свою свободу боролись против англичан.

Еще до германской войны, Михаил Сергеев успел повоевать добровольцем на англо-бурской войне, на стороне буров.

...Сынов всех девять у меня,
Троих уж нет в живых,
И за свободу борются
Шесть юных остальных.

А старший сын уже седой
Убит был на войне.
Он без молитв и без креста
Зарыт в сырой земле.

А младший сын – двенадцать лет,
Просился на войну.
Но я сказал: нет, нет, нет,
Малютку не возьмут.

Возьми, возьми, отец меня
С собою на войну,
Пожертвую за Родину
Младую жизнь свою.

Однажды при сражении
Отбит был наш обоз
Малютка на позицию
Ползком патроны принес.

Настал, настал тяжелый час
Для Родины моей.
Молитеся вы, женщины,
За ваших сыновей!


Унтер замолчал. Пригладил рыжеватые усы, поправил “Георгия”. Многое он повидал на бурской войне. Эта германская война похожа на бурскую, но всё же не такая: на ней  сражаются и умирают за свое ОТЕЧЕСТВО. И враг хитрый: пули разрывные, газы (читал в газете, как две тысячи наших погибли от газов под Сморгонью! -вечная им память!), шрапнель, "чемоданы" - снаряды тяжеленные. Задумался Михаил…

Очень действовали на нервы кровопролитные штыковые атаки: у кого нервы крепче, да сильнее руки, да вернее глаз,да кто ловчее, тот и останется жив, а Господь милует, так и не сильно ранят штыком...
Но ведь когда бежишь в окоп в котором немец или австриец ждёт с приготовленным штыком,всякое возможно. Штыковые атаки не для робких и слабых. Случалось до шести раз в сутки командиры поднимали бойцов в штыки, и далеко не каждый солдат мог это вынести, не у всех выдерживали натянутые как струны нервы, и немцы,а австрияки и подавно, драпали порой от штыка,бросали винтовки,поднимали руки. После таких боев одни заговаривались, другие давали зарок: останусь жив - уйду в монастырь.  И уходили. Многие в одночасье седели. Перед атакой всегда выдавали чистое белье, наливали по сто граммов для храбрости...

“Ребята, принимайте германского “фрукта!”
 
Это громкий голос Леши - высокого и сильного псковского парня. Прыгает в траншею и тащит пленного.

“Офицер?”
“Да! Сопит, немчура!”
-Еще бы не сопеть с кляпом во рту!

Лешу призвали на войну с самого начала, с 1914 года. Побольше бы таких: толковый, не пьет и даже не курит. Но ругается отборно. Двадцать три года исполнилось в марте. Награждён “Егорием", командир полковой разведки подал рапорт на производство в “унтеры”. Сейчас переводчика вызовут и допросят, нужно узнать планы немцев относительно наступления. Ведь и им надоело кормить вшей в окопах. Да и сколько может тянуться такая канитель – окопная война?

-Леш, у тебя милка есть?
-Откуда ж ей тут в окопе взяться? Сам знаешь, что тут кроме "Дуньки Кулаковой" нет другой! Загоготали... Конечно, они молодые и здоровые ребята и взрослые мужчины, а силу на что расходуют: таскают на пузе ящики со снарядами, пушки, да пленных через “колючку”…

-Леш, спой что-нибудь…
-Слушай.

На горизонте заря догорала,
Алый багровый закат,
А на груди у сестры умирает
Храбрый и смелый солдат.

Был коммунар на все руки от скуки,
В бой всегда шел впереди.
Красненький бантик за храбрость и муки,
Он честно носил на груди....

Алексей запел песню, которую сам написал. Трагический  конец был у нее. А была она про то, как расстреляли пленного коммунара… Почему ж ты, друг, такую грустную песню вспомнил? Вроде бы радоваться должен, воюешь славно, языка только что приволок ...Может, вспомнил молодого немчика, которого недавно убил в штыковом бою: этот Ганс или Фриц был белокурым, голубоглазым солдатиком, и когда ты его пронзил штыком, он вскрикнул и, взмахнув руками, упал навзничь, и жалобно, со смертной тоской посмотрел на Лешу так, что у того сердце зашлось... А потом немчик умер…  И как тут не переживать, ведь люто убил! Будь проклята эта война! Убивать приходится и кого? Ведь этот немец - вчерашний школьник, он и с девчонками еще не успел кадриль дотанцевать.. Учился, наверное, на инженера или бухгалтера …И вот, выпала ему доля быть убитым в бою на чужой земле, вынести муку смертную. А грустит Алексей, потому, что снится ему этот немчик постоянно и просит пощадить...

Задумался Алексей и промелькнула как комета перед ним его жизнь. Три года учебы в сельской школе – вот и вся наука. Работа в огороде. В 1902 году, в свои десять лет, он помогает в деревне строить церковь св. Михаила Архангела, подносит кирпичи. Вспоминается его папашка, вечно пьяный, братья и сестры Леши. Когда учитель уезжает в город по делам, Леша вместо него учит ребят арифметике,учитель доверяет ему. Годы идут, и в 1908 году, он уезжает в Питер, там работает на Путиловском заводе. Работа сродни деревенской: городу нужен кирпич, и вот лошадь ходит и месит глину, а он управляет ею. Что же делать, что не дает пищи для ума эта работа? Платят деньги,можно прокормиться, немного денег матери прислать,а в деревне – тоска смертная… Вот подходит его призыв и он в армии. Попадает он в Литовский полк. Там одни гвардейцы, ростом не ниже 185 см - орлы! Да и он не ниже. Постоянная муштра – строевые занятия, порой мордобой от командиров: нельзя осрамиться, скверно пройти в строю перед государем и его свитой, надо всегда быть начеку, чтобы кто-то не бросился к царю, не попытался прорваться в Зимний дворец… А сколько важных персон видел, наших и иностранных, некоторых из них он очень хорошо помнит...

Если б Леша мог с помощью звезд заглянуть в свое будущее, то увидел бы много интересного: большое наступление летом 1916 года и операция в Галиции. Запомнится Польша: ее реки, возвышенности, равнины, города, красивые женщины, и погибшие товарищи, которых не вернешь. После побед Верховное Главнокомандование отдаст генералу Брусилову (его командир - любимый генерал!) странный приказ - отступать, и это тогда, когда так успешно идут наши дела! Не зря будут говорить солдаты, что царь пожалел свою жену-немку… Ведь не так уж много оставалось до Берлина, считай, доползли до его предместьев  на пузе!  А может,другая была причина....
А потом надоест солдатам эта бессмысленная бойня: побросают винтовки, оставят позиции, станут БРАТАТЬСЯ с противником. Николай II отречется от престола, Керенский вернет Литовский полк в Питер, и Алексей снова будет охранять Зимний дворец. Вскоре начнется Октябрьская революция, и он перейдет на сторону Советов, как многие из бедных крестьян.  Его родной брат, Петр, выпалит из орудия “Авроры” по Дворцу!  Потом еще Петя будет утверждать, что холостым зарядом стрелял! Как будто я,Лёша, грохот не слышал рядом, когда бежал к Зимнему дворцу  с криком “Ура!”, бежал, чтобы арестовывать чиновников Временного правительства! Какой конфуз – арестовывать тех, кого сам лично охранял!  Но на этом всё не успокоится: начнется новая и неприятная война - гражданская, и в боях с Юденичем, под Мгой, он будет тяжело контужен, оглохнет на время, и вот госпиталь, а там - бессрочный отпуск.  Выйдя из  госпиталя, Алексей встретится в Смольном с Лениным. И тот вспомнит его по имени, угостит чаем, расспросит про жизнь в деревне, предложит вступить в партию. Но, Алексей откажется, сославшись на слабое здоровье, и на то, что большевики ломают стулья и жгут книги в помещичьих усадьбах...А книги он очень любил... Уедет Леша в деревню. А там, в Смольном, сколько людей он видел: Свердлова, Троцкого, и Александру Коллонтай, которую он лично охранял, и она ему очень нравилась. И часто видел Сталина, только он далеко не так прост, как Владимир Ильич, смотрит как рентген, словно пытается изъян разглядеть скрытый, и это не располагает к себе...
Всё это случится потом, а пока идет война, гибнут люди, вдовеют солдатские жены, сиротеют дети. Леша достал кусок грубого холста, смочил керосином, почистил штык. Кто-то из взвода принес Леше сало: он не курил и с радостью обменял на махорку. В окопе засмеялись: солдаты “травили” анекдоты. Всё почти так,как в мирной жизни. В небе загораются звезды…

Он загадал желание... Удивительно, что он до сих пор ни разу не был ранен. А что ни день – игра в "рулетку", где проигрыш - жизнь. Такая у него молодость: с разрывами гранат, свистом пуль, шрапнели, кровожадным оскалом штыков, стонами умирающих, обмякшими телами убитых… И все же, это его молодость, и он отлично знал это, когда вечером, под шум дождя, брал гитару и пел написанные им песни…
А сейчас он засыпал, под шум дождя – молодой, сильный, полный надежд. Ему снилось ему, что он скачет в разведку:

Там вдали за рекой зажигались огни,
В небе ярко заря догорала.
Сотня юных бойцов из буденовских  войск
На разведку в поля поскакала...

В отличии от песни, он вернется из всех разведок и боев. Наверное, он загадал – ПОБЕДИТЬ И ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ!
2005-2006.
P.S. На фото мой дедушка Алексей Анисимов стоит слева,руку положил на погон товарищу. Шутник!