Бедный Рюрик

Валерий Ланин
Бедный Рюрик

Первоначальный  проект памятника "Тысячелетие России" представлял собой опрокинутую Шапку Мономаха, что само по себе логично: памятник планировалось воздвигнуть  на пожертвования народа, то бишь пустить шапку по кругу.
Однако народ пожертвовал только одну треть от сметной стоимости монумента, и основную сумму в 400 тыс. руб. добавило царское правительство.
Этот факт можно понять как нежелание подданных его величества платить сверх того, во что оценивается изготовление монумента одному-единственному варягу, ведь первоначально, за пять лет до "миллениума", речь шла только о скульптуре одногоРюрика; окончательный же проект вобрал в себя более сотни персонажей, включая ангелов.

Первую премию в четыре тысячи рублей худсовет присудил двадцатитрёхлетнему живописцу и карикатуристу Микешину. Не хило. На  рубль, и это уже ни для кого из миллионов освобождённых от крепостной зависимости крестьян не было секретом, можно было купить кормилицу, т.е. корову.
Работая над эскизом, Микешин включил в композицию второго яруса одну коровью голову, но император Александр Второй посоветовал ему этого не делать, - досточно Велеса по левую руку от Рюрика... Рюрик как Велесов внук типа. Как Боян в Слове о полку Игореве.

Вторую премию в одну тысячу рублей разделили между собой академик Горностаев и архитектор Антипов. Тысяча коров!

Вообще, идея увековечить варяжского гостя в бронзе носилась в воздухе со времён Нестора-летописца, но всенародно озвучить её удалось лишь в 1857 году министру внутренних дел Ланскому. В 1847 ему этого не удалось сделать, несмотря на публикации в журнале министерства внутренних дел.
Помог как всегда случай. Возвращающиеся с каторги декабристы разбудили Герцена. Герцен в Лондоне в 1857 году приступил к изданию газеты "Колокол". А шапка Мономаха, если её не переворачивать и не пускать по кругу, колоколообразна, иными словами, памятник уже не Рюрику, а тысячелетней государственности российской во всех идеологических и эстетических официальных и оппозиционных трактовках позапрошлого века  стал уподобляться новгородскому вечевому колоколу. Микешин не забыл изобразить его осколки и плачущую над ним, как над разбитым горшком, бунтовщицу Марфу Посадницу. Изобразил, естественно, на бумаге (как выпускник по классу живописи), а уж вылепили приглашённые скульптора.
Главное управление путей сообщения заключило со скульпторами контракты, по которым за лепку каждой фигуры в глине, затем за отливку её в гипсе в двух экземплярах с последующей доставкой на бронзовую фабрику было назначено вознаграждение в 4000 рублей.

Среди человеческих фигур числом стодвадцатьдевять, не считая ангелов,  не сразу обнаружишь бедного Рюрика в звериной шкуре... В круговой композиции доминирует император Петр Великий, его скульптурное изображение помещено на парадной, северной стороне памятника, обращенной к площади перед Софийским собором.