Ими гордится школа
– Ой, что у нас случилось! – спешат сообщить последние новости мои шестиклассники, влетая в кабинет истории.
– У нас такое случилось! Мельников Васька, он под самый потолок полез и свалился оттуда!
– Он сейчас в кабинете у директора.Его туда математичка утащила…
– Что значит, утащила? Что с ним? Он... жив?
– Да живой он,живой, а что с ним сделается! Ну, поволокла прямо, он ведь упирался! Он стенд уронил!
– Какой стенд?
– Ну, стенд с отличниками и медалистами «Ими гордится школа»! На втором этаже. Как грохнулся на всю школу! Техничка два урока стекло с пола собирала!
– Для него вообще ничего святого не существует! – тихо возмущаются отличники. Их совсем немного в классе, и голоса их слышны слабо.
–Ой-ой! Ну, надо же–святого! Икона, что ли! Много из себя строите!– кричат троечники, их намного больше, они дружнее, и орут они громко.
– Васька ещё зачем-то с фотоаппаратом возился, а потом уже на этот стенд полез, скамейку притащил, на скамейку стул взгромоздил…
–Да это не его фотоаппарат,Женькин.
– Наверное, Наташку захотел переснять.
Все хохочут. Отличница Наташа вертит пальцем у виска.
–Так! Хватит! Устроили балаган! Сидите спокойно, готовьтесь к письменному опросу, сейчас приду.
Я собираюсь идти к директору, всё же я Васькин классный руководитель, но
тут распахивается дверь, и на пороге появляется «герой дня»
– Здрассти,– красный, взъерошенный, как воробей, а впрочем, такой, как всегда.
– Здравствуй, Мельников, проходи, садись.
– Не-е,Галина Алексеевна, мне только портфель забрать!– радостно сообщает
Васька. – Меня, это, исключили! На три дня пока. Завтра с мамой в школу. Стенд будем восстанавливать.
– Послушай, Вася, зачем ты это сделал?
– А что я такого сделал?
– Стенд свернул!
– Да он сам! Если бы не Элеонора!
– Мельников!
- Ну, это, Элеонора Вячеславовна. Да он на двух гвоздях держался. Я только
залез, а она как заорёт! Я чуть не свалился, хотел удержаться, ухватился, а он, стенд этот, такой тяжеленный и,представляете, – всего на двух гвоздях, да ещё и ржавых! Вместе с ним и рухнули. Да я,Галина Алексеевна, сам чуть не убился!
– Бедненький! Ты можешь объяснить, зачем ты туда полез, на этот стенд?
Молчит Васька, ухмыляется и ещё исподтишка другу своему, Смирнову Женьке, кулак показывает.
Странная эта дружба: Женька весь такой чистенький, на скрипке играет, в художку ходит, шахматы, английский, фотографией занимается, ещё и учиться успевает на «отлично». И Васька… болтается по улице до вечера, учится кое-как. Из всех кружков и секций его быстро выгоняют, за поведение.
Однажды пришли Смирновы родители в школу, им конечно интересно, что за мальчик встречает и провожает их сына из музыкальной школы и таскает за ним скрипку. Нет, он на Евгения плохо не влияет, скорее наоборот. Вот Женю недавно в ансамбль скрипачей взяли. Они считают, из-за этого мальчика. Очень сына вдруг начала нахваливать преподаватель по скрипке: чувствуется,говорит, что Женя занимается в полную силу, чувствуется, говорит, что за ним дома следят. А никто и не следит, как работали родители целыми днями, так и работают. Порадовались за сына- растёт, значит, ребёнок, умнеет. А недавно мама как-то раньше времени домой с работы пришла- у порога растоптанные чужие кроссовки, а из комнаты музыка, Евгений занимается. Сыграл пьесу, вроде чистенько сыграл.
– Нет,– слышится из-за дверей,– плохо. Два раза сбился, начинай сначала!
И Женька послушно заиграл. Постояла, послушала, вошла в квартиру. Мальчишка этот в кресле сидит, бутерброды наворачивает, а Женька перед ним у пюпитра стоит со скрипочкой, играет. Живая музыка! А они c отцом ещё радовались: у сына аппетит появился. Нет, им, конечно, не жалко для ребёнка, но хотелось бы знать, что это за мальчик, что там за семья, и вообще.
И вообще…
– А-а, забыл,– переминается с ноги на ногу Василий, – директриса
сказала, чтобы Вы тоже, это, к ней зашли. На перемене.
– Ну,это само собой, – вздыхаю я,– садись на место, готовься к уроку.
– Так я же исключён!– возмущается Васька.– Мне за мамой идти!
– Успеешь, мама на работе. Ты, Мельников, с завтрашнего дня исключён,– говорю
я самым противным учительским голосом,– а сейчас у нас письменная проверочная
работа, так что садись.
На следующий день Василий с мамой приходят в школу. Мама у Васи – пожилая уставшая женщина, работает на заводе. Конечно, ни о каком восстановлении стенда тут и речи не может быть. Трудовики будут восстанавливать. На малый педсовет пригласили всех учителей, обучающих Василия, и каждый записал в дневник задание по своему предмету на эти три дня, чтобы,значит, не скучал Василий. Красивым разборчивым почерком заполнили они растрёпанный дневник, а Васька не ожидал такого – сначала растерялся, потом обиделся, а потом аж запыхтел от злости.
– И всё же, зачем ты туда полез?– мне на самом деле интересно. Васька молчит, как партизан. От Смирнова вчера тоже ничего не смогла добиться.
– Ничего плохого Вася не хотел, это случайно он стенд разбил, и, если бы Элеонора Вячеславовна не закричала так неожиданно и громко, ничего бы и не случилось.
– Ну,а полез-то он туда зачем?!
– Так просто,– улыбается Женька.
Закончилась большая перемена, закончился «малый педсовет», учителя разошлись по классам. У меня «окно», можно проверить дневники. Расстроенного Василия мать отправила домой,смешно сказать– учиться, сама заторопилась на автобусную остановку. Зарплату на заводе хоть и не платят по несколько месяцев, а с работы отпросилась всего на пару часов. Через несколько минут она вернулась, вошла в кабинет:«Можно? Я знаю,Галина Алексеевна, Вы не будете смеяться,– говорит смущённо,– я знаю, зачем он наверх полез, они успели сфотографироваться,Женя вот вчера распечатал снимки, а Василёк… – она порылась в сумке и достала аккуратно завёрнутую в газету фотографию. На фоне стенда «Ими гордится школа» перед фотографиями отличников и выпускников школы, награждённых золотыми и серебряными медалями, круглое озорное лицо Василия Мельникова, ученика 6-в класса. Василёк… Ну, и что ты будешь с ним делать…
Новосибирск 1996 год