жигули

Илья Соколов 2
Жигули.
Это очень дорогая машина.
И это познаёшь собственной задницей.
Жигули – жигули, до чего вы довели?
   Задумал папа машину первую купить в пятьдесят пять лет советуется со мной, как с большим специалистом, я же уже ас, каждый день на машине езжу целый год.
   Решает УАЗ брать, нового, с завода. Я цельный месяц вешу на телефоне, анализ делаю, где и что выгодней взять, да как гнать. Узнаю, что если не в Томске брать, а в Новосибе, три миллиона разница будет. С Ульяновском  -  десять, но на дорогах, то, стреляли в девяностых годах. В Новосибирск три сотни километров и то оружие брали, если с суммой идёшь, или маляву покупали.
   Вот папа и встаёт на дыбки: не пущу и всё, я ему говорю, что сейчас не страшно – менты за трасу взялись, а он, одно своё нет. Предлагаю, давай с братом пойду, без остановки гнать будем: «Сей час, двоих положить за этот металлический ящик на колёсах», нет и всё, поехали в Томский УАЗ центр машину брать.
   Так я его и не переубедил, взяли вместо УАЗ таблетки, простой бобик тентовый, денег не хватило. Домой прихожу, жалюсь, папа не дал за машиной съездить, жена ворчит: «Бери деньги, езжай, купи, что считал нужным. Зачем УАЗ?- на отцовскую дачу танк нужен, чтоб доехать? Ну что ты такой тормоз? Купи машину к тёще ездить». Э, нет, думаю, машину для работы брать надо. Наутро решил, поехал билет на самолёт покупать, маме звоню в известность поставить, а она туда же, не пущу, я шутить, поехали, мол, со мной. Она говорит: -«Хорошо, бери билет и на меня». Я ей:-«Ты уже бабка, семь раз куда?»
   Так мы и полетели в Самару, добрались до Тольятти, в гостинице мест нет, побёг искать другую гостиницу. Мать тем временем договорилась на ночлег в квартире, у женщины, работавшей в гостинице. Мне очень глянулся город Тольятти дорогами сказочно широкими, невиданными для Томска своей шириной. Чувствовался юг своей сухостью ветра, песком на убранных дорожках, растительностью отличной от наших мест. Невероятно яркое солнце давило на меня и мать, напоминая нам Казахстан.
   Наняв такси, объехал три четыре фирмы перекупщиков. Остановился на крупной фирмочке, предлагавшей предпродажную подготовку, машину без протяжки гаек брать машину не решался. Парня встретил с коим летел в самолете, предлагал он мне помощь, убедил, что заднеприводные машины вчерашний день. Интересно устроены люди, в чужой стороне земляк – лучший друг, он мне помощь деньгами на бензин предлагал, видя меня второй раз в жизни.
   Красивая байка получилась с нами, когда мы с женой ехали по Алтаю раз. Заехали с трассы в деревню хлеба купить, пообедать, возле магазина стол со скамьёй, раковина: мини кафе без обслуги. Подходит мужичок речь ни о чём ведет, рассказывает, что он с Хабаровска недавно сюда перебрался. Мимо идут селяне, докладывает он им: - «Вот земляков с востока встретил». Мы долго смеялись, над тем как он придумал, в принципе очень правильно и не важно, что между Томском и Хабаровском четыре тысячи километров, главное мы восточнее деревни этой и не важно, что до неё семьсот километров от Томска.
   Этот же водитель, перегонщик машин, советовал в Казахстан не заходить идти по полям и ночевать возле крупных городов на постах. Он-же историю рассказал за прошлый год, как возле стены из бетонного забора зажали его, поставили на ножи да деньги на машину изъяли. 
   Нашёл я четвёрку с пятиступенчатой передачей, с каким-то подтекстом все продавцы за цвет спрашивали, зачем не знаю, машина ехать должна хорошо, причём здесь цвет? Я дальтоник.
   Итак, все меры предосторожности выполнены, покупаю выбранную машину, мама в офисе я смотрю, как машине гайки крутят. В документах одну оплошность допускают, отчество не то пишут, мать разглядела, отвела беду, машину на себя записала. Документы выправлены, можно ехать. Добрался до заправки и все, вернуться назад надо, бензин на асфальт бежит, оказалось патрубок к бензобаку не притянут. А так потом все десять лет машина нигде вне города не ломалась. Не подводила меня, всегда домой притаскивала.
   В часов пять мы выбрались из Тольятти в голове сидело понимание, что мы легкая добыча для преступников, они вооружены, а я нет, только ветер мне подмога скорость да удача. Дороги до Уфы прелесть, даже путный дождь не раздражал, а упоительно барабанил по машине. Добрались до поста ГАИ где-то полпервого, в два ночи, решили спать, утром блюстители ходят мзду собирают, машин много набилось. Татарва, что с них взять, привычка в крови видна деньги на халяву срубать, меня это не обидело – покоробило, а вот когда камень Уральский проходили обидно было, издёвка.
   Тягучая, длинная на подъем гора менты демонстративно на горе стоят, собирают дань, сдерживая движение машин практически пробка, дармоеды. Видимость превосходная, им помочь нам обогнать ползущую гружёную машину раз плюнуть, перекрой встречку на пять, десять минут и всё, хоть для каждой машины хоть для группы, нет, стоят деньги собирают за запрещенный обгон. Хвост машин километровый, а встречная - две три машины. Ну и что бензин, время, моторы гробятся, главное дураков в России должно быть много, иль Варягов управлять звать надо, сами не хотим грамотно разрулить. Полосы для обгона сделать, жизнь облегчить, раз в жизни камень проехал, осадок остался на всю жизнь.
   Перевалив Урал думу, думал. Заходить в Казахстан? Идти на Рудный? Родина я же не уродина, хоть одним глазком на тебя взглянуть охота.
   Смотрю, куча машин по степи пылят, никто в Казахстан по асфальту не лезет, не полез и я. Досей поры не был и уж не буду ,видно ни когда, прощай Казахстан. Много сил родителями положено в тебя, любимые родные в земле твоей лежат, мне просто так воды попить сложно у тебя побывать.
    В Курган заехал, прицеп купил, красненький, моим КАМАЗом его называл, трудяга получился, столько всего мне перевез! Золото, а не прицеп, тёске его подарил. Покупал у частника, у него двор крытый, длинный, когда на машину прицеп навешали. Я с первой попытки задом выехал, ребят пытаю как прицеп себя ведёт, поучите маленько. Они смеютца, ты с первой папытки выехал длипый двор, чему тебя учить?
 Сколько ног притцеп проехал чужих и своих? Жуть, благо лёгкий прицеп, первая нога в туфельке была на границе Омской и Новосибирской областей, но в своих воспоминаниях я ещё не доехал до неё.
   По степи едем, красота, солнце ярко светит, пыль столбом стоит, тысяча дорог и все в нашу сторону идут, за ориентир солнце держишь, других нет, да и не надо. Машина новая, бензобак полный, канистра в запасе, пару раз машины попадались, встанешь, поговоришь дальше идёшь. Перед выездом на большак заночевали, вроде и спали то часа четыре, а народу много скопилось, колона газелий ночует, договорился на Омск вместе идти.
   В колоне свои минусы и плюсы идти, смотришь на габариты впереди идущей машины и все, красот местности не видишь, за многим другим следить не надо, когда устал важно это очень. Если-бы не штраф то я бы и Омска не заметил, ребята гаишников охарактеризовали Омских как самых строгих в регионе.
   Раньше прямой трассы Омск – Новосибирск, в 1997 году не было, а была плохонькая двух полосная дорога, между крупными населёнными пунктами, мой отец из деревни Кыштовка, недалеко от Венгерово и озера Чаны. Я был там в пять и двенадцать лет. До Венгерова со стороны Омска шестьдесят километров вообще асфальта нет – гравийка, причём настолько специфичная, что стоит  написать за неё.
   Дорога выглядит яйцом, не встречал такого ни до нее, ни после неё. Машина на ней стоит под углом к земле, хоть на центре, хоть с краю, на своей полосе и навстречке. В дождь движение замирает полностью, можно проехать на тракторе, рядом с дорогой. Не знаю как, такое чудо могло существовать десятилетиями?
   Посетило меня ещё одно чувство, желание заехать в деревню дедов, какая-то сотня километров, три часа ходу в общей сложности, туды и обратно. В масштабах пройдённого пути, пустяк. До дома сем – восемь сот километров, но это расстояние, которое я не смог пройти три последних года жизни моего отца, и сожалею об этом теперь. Как-то утром на рассвете! Улыбнулись мне дети.  Я безмерно рад. Счастлив я, когда они смеются, и лапочат что-то мне. Удивляться здесь не надо, это жизненный закон. Забывают нас, взрослея, вспоминают редко нас. Не беда, если силы есть у нас.
   Прошёл я Венгерово и пошёл на Куйбышев, посёлок в Новосибирском районе, где и наехал на ногу пьяной девахи, которая обиделась на меня, после моего отказа, хлопнула дверкой машины, и пошла под прицеп. Странно устроена жизнь, ночь, куча транзитников, молодые, безбашеные что-ли ? Сами в машину лезут, мало ли голов поотворачивали в подобных ситуациях, иль грязи это не коснулось.
   Рассвет застал меня внезапно, глаза увидали родные пейзажи и сразу не выносимо захотелось спать. «Дома уже», подумалось мне. А до дома ещё пять сотен, остановился на обочине, поспал четыре часа, и полетел дальше. Новосибирск прошёл легко и не напрягаясь, не впервой. А на трассе под Болотным случился смешной случай, женщину водителя напугал.
   Устал я очень, какой день по четыре часа сплю, на бортовом автомате еду, движение, напряжённое на этом участке. Вижу, впереди Волга аккуратно едет, ну и сажусь ей на хвост, повторяю все её движения километров сто пятьдесят прошли, как на верёвочке, замечает она меня, пытается стряхнуть с хвоста. То замедлит, то ускорится бес причины, волнуется, а мене всё равно как ехать, лишь - бы ехать. Болотное это середина трас между Кемерово - Новосибирск, Томск – Новосибирск, мне он запомнился  Дагестанской семьёй. Про Женщину доскажу, вернусь к Дагестанцам.
 В Болотном круглые сутки народ. Волга резко тормозит, водитель ко мне бежит с вопросом, « зачем преследую?» Что вы родная нет. Смотрю, а у неё в машине кроме двух карапузов и нет никого. Больше нигде двести семьдесят пять вёрст не останавливался, мать завёз и все, домой спешил, спал больше суток.
 Дагестанцы народ ушлый, перестройка похоронила столовую на трассе, много мелких открылось, Дагестанцы стали кормить обедом водителей Икарусов. И столовая сначала приобрела Божеский вид, а потом и расстроилась до невероятных размеров.
 Столярка у меня на территории автоколонны, много водителей друзей, хвалят меня, дорогую машину купил, целое ведро болтов.
 Не ленивый, всего год под машину лазить не будешь, через три узлы менять начнёшь, всю изучишь. Вот сосед у меня тот – дурак, машину тойоту пятилетнею взял, сем лет только резину менял, балбес. Двигатель у него заклинил, головку менял, я на эти деньги пятьдесят раз ремонтироваться мог.
Виктор Иванович сразу мне казал, первый год, два раза под ней сидеть будешь. Второй год – четыре, третий шесть, дальше как Бог даст и не многим ошибся.