StarLang-11

Михаил Быстров 2
               
               
               

               

               

               

               

               
S T A R L A N G - ЕДИНЫЙ  МЕЖДУНАРОДНЫЙ  ЯЗЫК
( S t a r L a n g )
             
Был ли в древности единый язык?
История возникновения человеческого языка уходит своими корнями в совершенно неизвестное и загадочное прошлое. Ещё лет пятьдесят назад учёные утверждали, что возраст нашей речи всего каких-то 15 тысячелетий. Но потом вероятность её возникновения постоянно отодвигалась, и сейчас некоторые лингвисты и антропологи всерьёз говорят о двух-трёх миллионах лет, основывая свои предположения на таких, примерно, фактах:  «судя по остаточным отливам ископаемых черепов, центры речи были хорошо развиты уже полтора - два миллиона лет назад». Однако, если исходить из эволюционного принципа развития, то человеческая речь вообще не возникла вдруг и однажды, а представляет собой постепенное усложнение языка приматов.
К сожалению, в настоящее время ещё никто не знает, как концептуально развивалась жизнь (и человек в частности) т.е. не известна вероятность существования в природе Бога (богов) как высшей творящей силы. То ли происхождение всей природы эволюционно- случайно, то ли эволюционно - закономерно, то ли Бог был в самом Начале, то ли Бог (боги) вмешались позднее…
Точно так же непонятно развитие речи и языков, со своей самой большой загадкой – определённой структурной схожестью между разными языками и, даже, языковыми макросемьями. Вначале думали что эту схожесть хорошо объясняет теория постепенного расселения людей из одного центра. Но потом оказалось что разговорный язык (без письменности) изменяется довольно быстро, и миграции продолжительностью в десятки тысяч лет должны были изменить его неузнаваемо. Конечно, если письменности на самом деле не было.
Изучение этой проблемы выявило некоторые, общие для всех языков, закономерности  «не лингвистического»  характера. Например, выяснилось, что в большинстве языков количество письменных знаков стремится к двадцати восьми, а 28 – это условное количество дней в лунном месяце. Подобная взаимосвязь – это уже искусственная обработка языка, а распространение её по всей Земле может говорить об особой древней международной культуре, причём довольно продолжительной.
Отталкиваясь от подобных фактов, автор и выдвинул гипотезу  «О существовании в прошлом особой (священной) международной письменности, которая и оказала влияние на все языки мира». Автор предположил, что эта письменность (и этот язык) принципиально отличались от ныне существующих. В нём не надо было запоминать весь словарный запас, необходимый для общения, а достаточно было запомнить 28 ключевых символов, чтобы из них в любой момент составить необходимое понятие. Правда, чтобы общаться достаточно полноценно (приближённо к родному языку) то придётся запомнить уже сорок знаков, а с детерминативами, их расширениями, местоимениями и вспомогательными частицами и больше (до 80 - 100). Тем ни менее, это никак не сопоставимо с тем, что ныне, при изучении даже одного иностранного языка, необходимо запомнить от 5000 до 30 000 слов,  неудобность чего ещё усиливается и очень слабыми логическими закономерностями в этих языках и их правилах, что растягивает процесс обучения на 5-15 лет, в то время как starlang осваивается за 5-30 дней.
 
Старланг (StarLang)
Итак, уточним основное отличие Starlang’a от современных языков:  любой современный язык требует развития памяти,  а старланг –  скоростного логического мышления. Создание этого конланга позволит:   а)  облегчить общение при языковом барьере;  б) законсервировать все естественные языки как культурное наследие, обеспечив их неизменность;   в) экспериментально проверить работоспособность подобных (логических) языков;   г) развить в себе способности к «скоростному логическому мышлению».
Главное в старланге – чёткое различие звуков. Там, где звук трудно произнести достаточно чётко (обычно это оглушение звонких в конце слова) необходимо согласный произносить с последующим гласным. Вместе с тем в старланге нет необходимости к точному заучиванию произношения, т.е. схожие звуки могут произноситься и как русские, и как английские или любые другие. Лишь бы они достаточно чётко различались между собой.
Искусственные языки начали создаваться давно, и сейчас их известно уже более трёх тысяч (при пяти- шести тысячах естественных). Самый известный из них  – эсперанто. Однако эти языки создавались по общей, для большинства современных, схеме, и были подвержены тем же недостаткам (слабые логические связи, низкая формализация и  систематизация), что несомненно уменьшает возможности усвоения. Но главной их ошибкой было то, что их авторы (по крайней мере - большинство) ставили своей целью, ни больше ни меньше, как полную замену всех старых языков – одним новым. Понятно, что задача эта невыполнима в принципе. Достаточно вспомнить, что родной язык – это многовековая традиция, и роль его в жизни народа обширна и ещё не до конца нам понятна.
Искусственные языки называются конлангами (от CONstructed LANGuage – сконструированный язык). Автор назвал свой конланг – StarLang – звёздный язык, потому что древнее его происхождение (по мнению автора) очень тесно связано со звёздами.
Помня, что древняя философия была основана на понятии дуализма (парной организации всей природы -  атман и брахман как «сочетание противоположных сущностей и  признаков») автор составил свой конланг в виде противоположных звуков глухой – звонкий, придав им противоположные символические значения, в наиболее удобной для этого форме – прилагательного.
Заменить другие языки старлангом невозможно, он даётся как дополнение к родному языку, призванное помочь в общении с иностранцами. Его главное отличие от других конлангов и естественных языков – быстрое освоение, потому что здесь не надо запоминать всё многообразие слов, а достаточно выучить 40 ключевых фонем + 40 вспомогательных частиц.
Принцип работы основан на  самоорганизации звуковых символов в противопоставлении глухой – звонкий (твёрдый – мягкий) имеющем (по мнению автора) следы во многих протоязыках, исходящих из схемы лунного календаря (13 месяцев по 28 дней) и графической системы знаков на основе формы созвездий пояса Зодиака (ЗооЗ, ЗайаЗ – пятно, знак).
 
Старланг допускает несколько вариантов, равно приспособленных для общения:
1. Вербальный (разговорный, речевой) язык.
2. Жестовый язык (как самостоятельный, так и дублирующий к речевому, при недостаточно чётком произношении).
3. Узелковая  письменность.
4. Цветовая  письменность.
5. Графическая письменность:
а) на основе собственной графики из 2 – 3 черт;
б) на основе формы созвездий (абрисная и пятнистая);
в) клинописная (на основе количества и взаимного расположения звёзд в созвездиях с их векторами);
г) на основе стилизованной под геометрические фигуры формы созвездий;
д) на основе русско – английской графики и фонетики, приспособленной к наиболее распространённой клавиатуре;
    е) на основе перерисовывания узелков;
    ё) на основе символического изображения цветов.


На первом этапе заучивания лучше не отвлекаться на такие экзотические формы, как узелковая, цветовая и пр., а выбрать основанный на русско - английской звукографике.
Время освоения его  15-60 часов. Это время разбито на семь разделов по 2-7 часов
1. Заучивание написания и произношения 40 (28 согласных, 10 гласных и два щёлкающих) знаков- звуков, являющихся  ключевой формой для составления и понимания первой тысячи слов.
2. Заучивание и практическое освоение жестовой азбуки, предназначенной как для самостоятельного употребления, так и для дублирования фонетической, при недостаточно чётком произношении.
3. Заучивание детерминативных значений и отработка практического их применения.
4. Заучивание местоимений, вопросительных и иных вспомогательных частиц, и овладение навыком по их практическому применению.
5. Практическая отработка понимания и составления слов на основе заученного материала.
6. Заучивание способов правильной организации предложения.
7. Практическое применение всего заученного материала.



Гласные звуки на основе русской фонетики.
В Старланге применяются десять гласных звуков, из них 5 простых  - ы, а, э, о, у  - образуются при низком положении языка в полости рта и при активном использовании губ, причём форма губ изменяется постепенно, от максимально растянутых в стороны (ы) до вытянутых трубочкой (у); и пять йотированных, для признесения которых перед простым звуком произносится краткий И (й, i) ( Ы – йы – И;  А – йа – Я;  Э – йэ – Е;  О – йо – Ё;  У – йу – Ю).   
В Старланге все слова начинаются с согласного и оканчиваются на йотированный ударный гласный, кроме некоторых зеркальных слов  (aia, амма, эiddiэ, byb, роttор и т.п.), предлогов (оканчивающихся на ыi) и местоимений. Простые (не йотированные) гласные имеют значение ключей (детерминативов) и употребляются только внутри слова. Удвоение гласного служит для разделения сложносоставного слова. Звук Ы применяется как определитель вспомогательных глаголов (отглагольных форм), для комбинаторного увеличения в нелогичных частицах - вопросительных,  предлогах, в притяжательных местоимениях). На И (йотированный Ы) оканчиваются все прилагательные и глаголы.
               




Основные ключевые значения согласных звуков
          краткие
b - толстый, круглый  ..........  п - тонкий, плоский
d - далёкий           ..........  t - близкий
g - высокий           ..........  к - низкий
j - общий             ..........  ч - частный, отдельный
          промежуточные
ръ - прямой           ..........  рь - кривой
лъ - длинный          ..........  ль - короткий
мъ - сильный          ..........  мь - слабый
нъ - внутренний       ..........  нь - внешний, наружный
           долгие
v - тяжёлый           ..........  ф - лёгкий
h - новый             ..........  х - старый
ж - громкий           ..........  ш - тихий
z - тёмный            ..........  s - светлый
           сложные
i - точечный          ..........  w - бесконечный
ъ - твёрдый           ..........  ь - мягкий


Примечание:   
а) звуки в строке 14 могут произноситься или как умлауты с нечёткой абсолютной фиксацией, в зависимости от привычки говорящего; или передаваться щёлкающими звуками (ъ – щелчёк языком, ь – «щелчёк» губами; или же могут считаться отдельно непроизносимыми и уточняться при помощи их жестовых знаков.
б) все значения могут быть представлены и в форме существительного:  толсть – толщина, тонь – тоньщина, низь – низина, общь – общность, часть – частность, прямь – прямизна, длинь – длинна, кривь – кривизна, короть – коротизна (короткость, краткость), слабь – слабость, внеш – внешность, нутрь – внутренность, тяжь – тяжесть, новь – новизна, старь – старость, громь – громкость, тишь – тишина, темь – темень (темнота), узь – узость, ширь – ширина, твердь – твёрдость;


Дополнительные значения (ключевые расширения)
          Большой – bgи, маленький – пки;    важный (главный) – мъgи, второстепенный – мьки;   крутой (склон) – gvыльи (vvли, vыvли), пологий – gvлъыи (vллыи, vлыли);   сложный – jaj, простой – чач;   быстрый – dpомъи, медленный – dpoми;   пустой – vи-нbаtи (не полный), полный – нbatwи;   инвариантный – чaiaч, вариативный – аiччia;   чистый (не грязный, отмытый) – sgэpvyvи (отглагольное прилагательное, vyv - вода), грязный – sыzкэи (кэ – отрицательные эмоции);   чистый (однотонный) – sэчи, смешанный – sэjи;   устойчивый (постоянный) – хаоstи, шаткий (временный) – haуstи;
          Противоположность характеров людей строится по такому же принципу, с добавлением (при необходимости) детерминатива человек  (bэb).  Например: хороший – gэbэbи, плохой – куbэbи, кэи (с добавлением мужского рода – кэbэbе, кэbэbеи, кэеи, кэкеи);    весёлый – gэи (gэжэи, gэже), грустный – кэшэи;   честный (правдивый, клятвенный) – gаpхи, лживый – курhи, bэbкурhи;

         
Личные местоимения


П/н

лицо

     род
          
               

  единств. число   множеств. число
StarL русское   StarL русское

1
2
3
4
      

5
6
7
8

9
10
11
12



1
1
1
1


2
2
2
2

3
3
3
3
высший или одушевлённый
мужской
женский
неопределённый или неодушевл.

высший
мужской
женский
неопред.

высший
мужской
женский
неопред.  
  ia
  iэ
  iо
 
  iy

  tia
  tiэ
  tio
  tiy

  dia
  diэ
  dio
  diy
 
 
 
   

 
 
 
 
 
  я
  е
  ё
 
 ю

  tя
  tе
  tё
  tю

  dя
  dе
  dё
  dю 
я
я
я

я

ты
ты
ты
ты

он
он
он
он

яj
еj
ёj

юj

tяj
tej
tёj
tюj

dяj
dеj
dёj
dюj
мы
мы
мы

мы

вы
вы
вы
вы

они
они
они
они


               
Притяжательные  и  указательные  местоимения
Сам – пып,   другой – bыb,   этот – tыt,  тот – dыd,   некоторый (один из) – чыч,   все – jыj,   вместе – лыл.    Все остальные  образуются при помощи вопросительных частиц и порядка слов в предложении (см. правила).
               


Предлоги

П/н    статичные  (неподвижность)     динамичные (подвижность)
       глухие     звонкие        глухие       звонкие
1

2

3

4

5

6

7 пыi -------   на
(касается)
tыi  -------    у
(около, близко)
кыi  --------  под

чыi  -------  без

sыi  -------  перед
(видимый)
xыi ------  уже

wыi  ------  на, с
(снаружи) bыi -------  у
(сбоку, рядом)
dыi  -------  от
(отдалённый)
gыi  -----  над

jыi  -----    c
(вместе)
zыi  -----   за
(невидимый)
hыi  -----   ещё
(пока)
ныi  -----   в
(внутри) пpыi  ------   по
(по поверхности)
tрыi  --------    к

крыi  -------   под

чрыi  -------   с
(с поверхности)
sрыi  --------  перед

хрыi  -------

wрыi  -------  на, из
(наружу) bрыi  ------  рядом
(параллельно)
dрыi  ------  от

gрыi  ------ над, на

jрыi  -------   на
(на поверхность)
zрыi  -------  за

hрыi  ------- 

нрыi  -------  в
(внутрь)

               
Вопросительные частицы

П/н
 примечания
   русская
           английская
       StarL
1
2
3

4
5
6

7
8
9
10

11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
    место



     время


     (что)
(что, чего)
    (чем)
    (чему)
 (о чём)


   



 причина
     цель    Где
   Куда
   Откуда

   Когда
   Куда
   Откуда

   Кто
   Кого
   Кем
   Кому
   О ком
 
   Чей
   Как
   Какой
   Каким
 
 Почему
   Зачем
   Сколько
   Который    where
   where (which, way)
   where… from
   
   when
   when
   when

   who (whom, that, whot)
   whom, who
   by, whom
   whom, whoto
 
 
 whose, somebody
  how
  whot, which
 
 
   why
   who, whot for
   how much
   which, whot vde
vыde
vыide

vхе
vыхе
vыiхе

vлe
vыле
vлыле
vлыче
vчыле

vse
vыse
vsычe
vчыse

vze
vыze
vzычe
vчыze

               
Вспомогательные частицы
Отрицательная (нет, не) – vи;   утвердительная (да) – vя;   выборочная (то, или) – ve;  соединительная (и) – vё;     разделительная, противительная (а, но) – vю.
В сложных случаях (для уточнения) допускается удвоение гласного.

Гласные детерминативы (ключи) и некоторые их расширения
Детерминатив – это элемент, обозначающий свою принадлежность, или связанного с ним слова (выражения), к определённой смысловой группе. Может состоять из одного или нескольких знаков. На письме, иногда, могут писаться заглавными буквами. С определяемым словом может писаться слитно (входить в состав слова), раздельно или через дефис. Все детерминативы произносимые.
Особо важные понятия пишутся симметричными словами, и в Старланге только они (и несколько исключений) могут начинаться с гласного и оканчиваться согласным звуком.
Ы – определитель вспомогательных глаголов;  и (iы) –  в окончании слова является определителем прилагательного и глагола (при наличие в слове морфем ра, ры);
А, а – абстрактные понятия (научные, информационные, священные, высшие, духовные и пр.);  я (ia) -  в конце слова – определитель высшего (одушевлённого) рода;
    Э – чувства, ощущения, эмоции;  е (iэ) – определитель  мужского рода;
О – показатель стабильности, неизменности, устойчивости, основательности;  ё (io) – показатель женского рода;
У – показатель изменчивости, перемены, непостоянства;  ю (iy) – показатель неопределённого (неодушевлённого) рода;
       Примеры:    Wa, wa – пространство;   AwwA, awwa – бесконечность;   ba – священное;   АbbA, abba – душа, некая высшая субстанция любого предмета или явления, символ двойственности всей природы;   ара, арра – активность;   
        Ра, ра  – стремление, намерение;    Dpa (dpaя) –  движение;   dpaiapd - движение к цели;    Ма, АммА, амма – материя, бог силы;   раiap – рождение (рэiэр, рэр – возрождение);        Sa, sa, saя – свет, видимое излучение;   za, zaя – невидимое излучение;  (sэ – цвет, sэjэs – спектр);    аssa – информация, теоретическая наука, высшее знание;   azza – прикладная наука;   spaaps – изучение, познание;   saias, sai – научная дисциплина, узкое научное направление;   spaiaps –  теоретическое исследование;   zpaiapz – практический опыт, эксперимент;  sappas, soppos – наблюдение;    я passap – я наблюдаю (с показателем настоящего продолжительного времени – я-passap-хоh; я-раsхоhе);
        Saibа, saibaя, saibя – философия;   saiпta, saiпtя – география;  saidая, saidя -  наука о запредельном;    saitая – наука о явном, реализм;   saigая, saggas, gassag –  высшeе знаниe, высшее образование;   saкая, sakkas, кassaк – начальные знания;   saijая – социология, системология, обобщающая теория;   saiчaя – частный случай, анализирующий принцип (saччas);   saipая - физика;   saiлая – размерность, наука о измерениях;   saiмая – математика;   saiная – химия;    saivая – механика;   saivpая – гравитация;   saiфая – наука о газах;   saihая – политология;   saiхая – история;   saiwая – космология, астрономия;   saiwazpая – космическая радиология;   saipsaя – физика видимого спектра;   aia – ядро;   saip-aia – физика ядра;   saiмпая – геометрия;   saммая – алгебра;   saiммаbа – тригонометрия;   saiмпtая – геодезия;   saigpaя, gpassapg – обучение;   saммаs – формула;  (syiys – переменная величина;   syммys – график;   sэiэs, эssэ – прозрение, идея);   АккА, акка – преклонение;   каiaк, каррак – покорение, угнетение;    мраiарм – центростремительная сила;   маiррiам – центробежная сила;    saмчая, bчая – делимое;   saмчаря, чарая – делитель;    рjaчя, рчя, рачая – деление;   bga, bgaи, bgи – большой (bgajя – много);  пка, пкаи, пки – маленький (пкачя – мало);   bgajpя, bgаpя – увеличиваемое (отглаг. сущ.);   bgajpи, bgари – увеличение (глагол);

          Эg, эgэ – положительные эмоции;   Эк, экэ – отрицательные;   Эр, эрэ, рэiэр – характер;   Эs – сознательное;   Эz – подсознательное;   Эw – внешний признак;   Эн – внутренний;  Эt – эмпирические (основанные на опыте) ощущения и переживания;   Эd – привнесённые переживания;   Эх – память;   Эхм – генетическая память;   Эхр – кластерная (подстроечная) память;   Эхt – мышечная память;   Эхs – сознательная память;  Эхz – подсознательная память;   Эхw – полевая память;    Эj – общительность;   Эtр, Эхр - традиционное воспитание чувств, воспитательная стимуляция;  Эdре – стимуляция специальными веществами;    Эsai, saisэе  – психология;   ТsэiппiэsТ, tseппest – традиционность воспитания;   Эм(jя) – сильные эмоции;   Эмь, эмья – слабые эмоции;   Эрм – сильный характер;   Эрv – тяжёлый характер;   Эрк – подавленность;   Эрg, Эмg, эрмg – эйфория;   

           Время  -  Х, ха, хаiя,  ахха;   вечное – халлах (Халлах);   измеряемое, наблюдаемое –  храiарх (Храiaрх);     хах, хахи – прошедшее;   хоhhох, хоh, хоhи – настоящее;   только  что случившееся, законченное  (сделал);    хуhhyх, хуhи – настоящее текущее (делаю);    hah  – будущее;   хаiaх – период;    храннарх – наблюдаемая периодичность;

          Движение –  Dр;  dра, dраарd (прямолинейное);  dpaiapd – периодическое;  dpoё, dpoopd, dpoiллiopd – длительное;   dру, dpyю, dpyypd – криволинейное;   dруi (dруiурd)  – вращение;    dруib(ю), dpyibbiypd – обращение;   dруij(ю) – спиралевидное;   dрар – скорость;   (Ра, арра – стремление,   pag – стремление к высокому);   Dpaрg(я) – ускорение;   Dpурк – замедление;    DpaS – околосветовая скорость, скорость света;
      
           Пространство –  W,  wаw  (бесконечное, Вселенная, космос);   сфера – wаiаw;   стремление к бесконечному – раw;    I, i – точка, центр, начало;  Ла – линия;  лара, лра – прямая линия;   лач – ломаная линия;   лiл, лл – стык, узел;   лчлiл, лчалля – замкнутая ломаная;   лу – кривая линия;   луулiл, лулля – замкнутая кривая;   лаiал – правильная фигура;    луiул – правильная окружность;   плуiулп – круг;   аiллia, iллi, илли – ось, ось симметрии;   Па - плоскость;   паiллiап – плоскость симметрии;   gла, gлаiалg – вертикаль, высота;   voov, vaiллiav, лаivviал – горизонт, равновесие;     za-лил – узел-знак;    алла – параллель;   пралларп – параллельные плоскости;  gлаvoov – перпендикуляр;    лчаiачл, лчаiя – угол;    Раs, раssap -  измерение;    Апа, апа – абстрактная плоскость;    Паsа, пsa, – плоскость для информации;    рпа, раsпа – измерения на плоскости;   iawai, лаi – конец, предел;    sла – длина;   swa – ширина;   Пла, паwa – площадь;   gла – высота;    раппар – граница, линия (площадь) раздела;    bла – объём;        Рапs, рпаs, sпаррапs – процесс написания (черчения, рисования, чтения);   пsa,  пsаiasп, soiппios – письмо, письмена;    эрэпsэе – рисование, сочинение под вдохновением;    aпаэsе – картина, рисунок, смысл изображения;     baiab, baiя – копия;   bpaiapb – копирование;  bpyiypb – копирование в масштабе;  рапsa, рапsаля – написание;   пsра, пsapa, zpa – чтение;
        Наблюдение  –  sра, saррas,  soрроs;    наблюдение за точкой – sраiарs;   наблюдение из точки – iра, iаspaя;   земные наблюдения (измерения) – Раst, tsарраst,  stроiорts, stроiн;   граница – waiллiaw (ограничение),  раппар, раbbар (между);    awwa – предельный, абсоютный;  Аg – высший;  Раg – стремящийся к высшему;  Ук – низший;  Gaп, Паg, gaппag – небо, небесная плоскость;   

            Информация –  Sмa, аssa;   точное знание – saias, sмaiaмs;   знак – zа;   письменный знак – zaz, пza;    звезда – sga;   созвездие – sgaj, zga;   наука, знания – sas, assa,  sраммарs (познание), saias;   традиционные знания – sхаiллiaхs, saх;  обязанность – va, avva;  соблюдение традиций, религия – savvas,  saivvias, svaiavs, sav, svai;
        Температура – Шхa, шхaя;    шхаiахш – абсолютный нуль;   горячий, высокая темп. – шхаsм, шхаga;    холодный, низкая темп. –  шхамаz, шхака;    va – жидкость;     vy – вода;   плотность – vaф;    изменение плотности – vyф;    спектр - sajas, Jas, sэijiэs;   sы – север,   sэ – восток,   sо – юг,   sу – запад;   sa – высшая точка, зенит;     sэр – восход;    sооs – солнце (день);  sээs, sэр – восходящее;   sууs, syp – заходящее;   soios- полдень;   sуiуs – полночь;   zooz –  ночь, луна;   sру – метеор;  sруп – метеорит;   sрупум – астероид;   пsaiasп – письмо, знаковая плоскость, звёздное небо;  информация звуковая – sажa;    запахи – sафa;   химическая – sанa;     тактильная – sапa;    зрительная – sapи;    узелковая –  saралля;   цветовая – sapи-эs;   память –  saххаs, saхa;   сознательная память – sахw;   подсознательная память – sахн;     говорить – рaж, sражя;   думать – рaш, sрашя;   числительные, число – чач;   разделение, деление, делитель – чар, чаря;   делимое – чаи;   умножение – jaря (сущ.);   умножаю – рjи;   вычитание, уменьшение – byпр;   сложение – пуbр;   слагаемое – пуbи (прилаг);   вычитаемое – bупи;   возведение в степень – пуbpgя;   возведение в пятую степень – пуbgapaaчари;   сумма, частное, результат – iawя, аja, wa;    
          Графическая письменность – пsaапап;   цветовая письменность – пsaаsэs;   узелковая письменность – пsaалл;    родовая информация, тотем – пta, пtaх, пsta, tsaппast, tsэiппiэst;
          Периодичность, календарь – хаi, храннарх ;   световой период – хsa, хаissiaх, хаisa;   звуковой период – хаiжжiах, хаiжа;   солнечный год – хsaiл, ха-saiллias, soiллios, soллоs;   месяц солнечного года – 1/12sоллоs, 30soos, 30sиz, чакчаzыsе;   день – хоох, хэу, hэу, soo, sэу, soos;   солнечные часы -  stats, staiats, stoiots;   сутки – hsоz, sooz, zoos;   сезон – ча-soллоs;   лето – чиsoлишаsм;  зима – чиsолишаzм;  весна – чиsолшэрsэ, sэрsол;   осень – sypsyл;   сезон дождей – чиsолиgpavy;   дождливый год – soлиgpavy; лунный год – хаzooz, хаzoiллioz;   лунный месяц – х28zo (хачаtчаниzo), хачиzoiл;   лунный узел  (40 недель) – маiллiам, маiам, хамаiл;   неделя – хачамиsиz, чам.sиz, чам-sиz, чамsиz;
          Цвет –  sэ, sээs, saча;   спектр – sajas, sэjэs;    бурый – sэbы, sэпи;   коричневый – sэdы, sэtи;   красный – sэgы, sэки;   розовый – sэjы, sэчи;   ораньжевый – sэpы, sэpи; 
          Аsна – химия;   аiа, i – ядро, атом;   чаiач, аs-чаiaч – нейтрон;    ман – заряд;   мэн – плюс, положительный;   мун – минус, отрицательный;   мэничаiач – позитрон;   муничаiач, муничаi – электрон;  муниаiа – анион (отрицательный ион);   мэниаiа – катион (положительный ион);   Аsниаiаjе, baijiab – молекула;    макромолекула, биомолекула – аsниjaiajе, basниja, baijiab-мb;   ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) – аsниjaiипарbpa (jпb), Аbasниja, мbaijiabм;  химическая формула – аsнаsма;
          Вид, форма – Sла, sлаjа;   правильный – мta;   неправильный – мda;   закон – мра, мраiapм, spaммaps;  высший закон – gpaммapg, gpossopg;  закон обычного права – tpa, tpам, tpаммарt, храммарх;   sta – видимый, находящийся, имеющийся;


           Материя –  амма, Ма, маw, мам;  земная природа – маta, мta, tаiммiаt,  taiннiat, tэiwwiэt, Тwa (близкая), Dwa (далёкая);  Мba, Амba – диалектика противоречий, бинарность материалистическая;   мga – главный;   мку – второстепенный;     чаs – простой;    jаs – сложный;    bgа, bgы – большой;  пка, пки – маленький;   мtа – правильный;   мdа – неправильный;   аbа, ba – живой;    abbа – душа;   раbbар – зачатие;   spabbaps – рождение;   Таbа – дух местности, предмета;   Dy, dyk – смерть, гибель;   Уs, syiys, syippiys  – сезонная гибель растений;    Эs, sэiэs, sэippiэs – возрождение, весна;  Рэs, рэsэе – восход;
           Мta, мtаiаtм, мtaххаtм, мtи – естественный;    sthа, stpa, stpaiapts, stpи – искусственный;   stap, stappats – наблюдать, отмечать, делать, изготовливать, производить;   раts, раtsaя – делаю, делает, будем делать и пр.;    dsа, dsaи – дикий;   tsа, tsaи – домашний;    руw – выпуклый;   руi – вогнутый;   природное явление – Twapa, twapраwt;   непонятное природное явление (чудо) – Twapня, мтаiн, Мdaя, dwaя;

           Земля –  Мta, маta, taiммiat, пta (поверхность),  Чta (планета),  tаt, atta, пtаххаtп – родовая земля;    фа – газ;  фапю – водород;  фаbю – углерод;   фаtю – кислород;   фаdю – азот;   фаjю – атмосфера, дыхательная смесь;   фарю – ветер;   vу, vую – вода;  vуру, vрую – ручей;   vлую – река;   vлулил – озеро;   wavyю, мavyю – море;   vупо –  поверхность воды;  gу – гора;  gуч – скала;  куч – россыпь; 
           Почва – пун, пуню;  пунф – торф;  пунj – суглинок;  пунz – чернозём;  пунч – песок;   пунv – глина;   
            Камни – чу, чук;    галька – чуб;  сланец – чуппуч;  собранные камни – чуккуч;   
минералы – чуz;  полудрагоценные – чуs;  драгоценные – чуssуч;
            Металлы –  муt;    железо – муtуп;  медь – муtул;  олово – муtуs;  свинец – муtуv;   бронза - муtулjуs;  золото – муtsvуb;  серебро – муtsфуb;  титан – муtмуф;   сплав – муtуj;
            Растения – ара-s, траs, iagp, раssар, рgaiagp, tpossopt, роs;  дерево – bроs (толстое), gроs (высокое);  куст – jроs;  кустарник – jроsк;  трава – кроs;   гриб – нроs;  мох – кроsк;  лишайник – проs;  водоросль –  vypos;  лес – gposj;   густой – gposj-jми;

            Жизнь, душа – аbba, Ба;    человек – bab, bэb, bappab, baма, babp;    мужчина – bapbэ, babэ;   женщина – bapbo, babo;   babма – сильный человек;   babga – высокий человек;   животные – byb;   самка – bybo;   громкие – bужа;  тихие – bуша;  большие – bуbgа;  маленькие – bупка;  летающие – bуфра;  наземные – bупа;  бегающие – bуdра;  ползающие – bупкра;   подземные –  bуtун;  земноводные – bупvу;  водные млекопитающие – bуgvу;  рыбы – bукvy;  моллюски – bуiку;  членистоногие – bучич;  членистые – bуч;   размерные по высоте – bуgла (напр. bуg0,4 – высотой примерно 40 см);  размерные по длине – bулла;    хищник, охотник – gраbyку;   жертва – куbbук;   жало, клык – мралларм;   (пример:  краб – bупvууbучич;  бабочка – bуфsэjе;   птица – byфраga;   жаворонок - byфраgооgжарsaя
            Части тела – Чаst;    части тела человека – чаstbaя, чаbaя;   чаbgaя – голова;   чаbwaя – плечевой пояс;   чаbwaля, чаbawля – рука;   чаbawлачя, чаbлапчя – палец руки;  чаbawлапя – кисть руки;   чаbabя – торс;   чаbaпя – грудь;  чаbaiя – пуп;  чаbawwaя – наружное;  чаbawwaпя, чаbwaпя – кожа;   чаbaня – внутреннее;   чаbaнма – печень;   чаbaнмара – сердце;   чаbaля – кишечник;  чаbawраня – желудок;
             Эiэ – причина возбуждения;   рэiллiэр – игра;   tэiллiэt, spэijjiэрs – праздник;     раппар-рэiллiэр – игра (состязание, спорт);   а-tлэiэлt, dpa-tэллэt – танец;   жа-tэллэt, жаля – песня;   рtэллэtр – танцующие;   э-лаtpя – веселиться;  элэтя – веселье:   элуtю – печаль;   
    
             Дом, жилище –  tаi,  мtaiatм;    природное, естественное убежище - туххут;    древний, родовой дом – tах, tаххаt, tхаiaхt;  строить дом – tpai;   временный домик, шалаш – taihухю;    землянка – tун, tуннуt;   крепость – tма;    tрам, tраммарt (укреплять);
             Одежда – пta, пtю, tоппоt, пtabя;    пtagпю – шапка;   пtatю – нижнее бельё;   пtawю – верхняя одежда;
             Орудие труда – stpaмя;     оружие – stpyмю;   плуг – stpaaпараллапtaмtaя;  нож (орудие труда) – stpaараппаря;   нож (оружие) – stpyураппарdукя;   меч – stpyyраппармля;    копьё –  stpyyмаллам.

               
Числительные   
(чаi - целые, чач – дробные, ача – нуль, bача – два нуля, dача – три нуля, gача – четыре нуля и т.д.)
  0 – ача,  1 – чаiпи, пи;   2 – чаitи, tи;  3 – чаiки,   4 - чаiчи,   5 – чаiри,  6 – чаiли,  7 – чаiми,  8 – чаiни,  9 – чаiфи,   10 -  чаiач, 11- чаiачпи,  12- чаiачtи, 13- чаiачки …..
20- чаitача, 21- чаitпи,  22- чаittи,  23- чаitки …   80 – чаiнача,  92 – чаiфtи…
100 – чаiпbача,  200 – чаitbача,  300 – чаiкbача…   492 – чаiчафаtи,  503 – чаiрачаки…
1000 – чаiпdача,  1638 – чаiплкни,  90535000 – чаiфачаркрdача, чаiфачарыкырdача …


               
Правила
1. Для чёткого раздела слов (обычно в устной речи),  все слова, кроме некоторых исключений, должны начинаться с согласного звука (буквы)  и  заканчиваться ударным йотированным гласным. Йотированные гласные не применяются внутри слов, а простые  не применяются в окончаниях (кроме некоторых симметричных слов).
2. На письме может применяться упрощённый вариант, без вспомогательных гласных;
3. Сложносоставные слова  соединяются  удвоенным простым гласным. 
4. Падежные вопросительные частицы пишутся перед определяемым словом через дефис, точку или удвоенный гласный.   
5. Заглавные (прописные) буквы могут применяться только для письменных детерминативов.
6. Все глаголы отличаются от других частей речи применением фонем ра, ры с окончанием и, и делятся на три вида :   а) неопределённая форма (что делать?), в котором фонема ра стоит после основного (основных) звуков;    б) глагол действия, в котором  она стоит в начале слова (делал, сделал, сделаю …). Например: stр (stрая) – смотреть, наблюдать;  я раstе – я смотрю; с указателем времени в устном произношении – яя рstехаhе;    dюj-pastоhahя (они  будут наблюдать; я в окончании – высший род – учёные, боги, высшее сословие; о – длительность процесса);    в) вспомогательные глагольные (отглагольные) формы, в которых ра заменяется на ры; например:  смотрящийся (смешаны и глагол, и существительное, и прилагательное – составляется при помощи притяжательной частицы сам) – пыпооstpыхи -  вспомогательный возвратный глагол неопределённого времени; пыпоорыstpхаh – смотрюсь (активный вспомогательный возвратный глагол настоящего времени).
7. Ударение в Старланге  всегда падает на последний гласный звук,  что помогает разделять слова.
8. Существительные имеют три формы :   а) зеркальная (симметричная), когда вторая половина слова зеркально отражает первую  и может оканчиваться на согласный звук (применяется чтобы подчеркнуть особую важность, главенство слова);   б)краткая, когда вторая половина слова заменяется звуком (буквой) н (скрытое, сокращённое);   в) обычная, когда слово оканчивается гласным определителем рода.
9. Прилагательные  оканчиваются на и, но не имеют в себе слогов ра, ры;  например:  пи – тонкое,  эsэgи – удивительный,  ками – малосильное ( прилагательное),  караму – снижающее силу (что делающее? – глагол неопред. рода),  камю – сниженная сила (существ. неопр. рода);
10. В Старланге большое значение имеет порядок  знаков:   а) звуков (букв) в слове ((ками – малосильное,  маки – сильно сниженное;   карыми – снижающее силу;   маркую, макю – сила снижения, сильное снижение (сущ.));   б) слов в предложении (см. п. 11).
11. Склонение определяется субъектно-объектной формой взаимоотношений вопросительных частиц и порядка слов в предложении, когда субъект (активный) пишется на первом месте, а объект (пассивный) - на втором. Например: Он нерешительно поддерживал её руку, и она одарила его любящим взглядом.  =  Он  как-нерешительный поддерживал   чей-она рука, и она кого-он одарила  чем-взгляд  каким-любить.  =   dе  vese-эфме   рафмфрахаhю  vse-dё  чаbаwлю,  vё  dё  vлe-dе  раddар  vлeле-spaiaps  vчеse-эssэ-эbpaapbэ.
12.  В Старланге запоминать однажды составленное слово не только не нужно, но  и вредно, потому что каждый новый случай может нести новые смысловые оттенки. Исключением являются некоторые ключевые расширения, всегда трактующиеся однозначно.
    


ЖЕСТОВАЯ  АЗБУКА
1. Жестовая азбука может применяться как вспомогательная форма при нечётком произношении, так и для самостоятельного общения.
2. Так как вся азбука Старланг разбита на группы (краткие, промежуточные, долгие, дополнительные), то для первых трёх в жестовой азбуке определены три положения раскрытой ладони:   а) краткие – ладонь на уровне плеча, внутренней стороной обращена к собеседнику, пальцами  вверх;   б) промежуточные – ладонь на уровне груди, ребром вниз, пальцами к собеседнику;   в) долгие – ладонь на уровне груди, внутренней стороной вверх, пальцами к собеседнику.
3. В каждой группе четыре буквы, что соответствует четырём пальцам (кроме большого). Каждая буква обозначается прикосновением большого пальца к соответствующему пальцу из четырёх, причём соединение кончиков пальцев означает звонкий звук, а соединение кончика большого с основанием (серединой) другого пальца соответствует глухому звуку. Первая буква (в группе) соответствует указательному пальцу, вторая – среднему, третья – безымянному; четвертая – мизинцу.
4. Звук i показывается открытым  большим пальцем, при сжатом кулаке, тыльной стороной вниз;   звук w – открытым  большим пальцем, при сжатом кулаке, тыльной стороной вверх;   точка показывается открытым большим пальцем направленным вверх, при сжатом кулаке;   твердый знак – сжатый кулак тыльной стороной вверх;   мягкий знак – сжатый кулак тыльной стороной вниз.
5. Гласные звуки:   простые – тыльная сторона ладони вниз;   йотированные – тыльная сторона ладони вбок, ребром вниз;   Ы-И – большой палец прикрыт остальными при полузакрытой ладони;   А-Я – кончик большого пальца касается ногтя указательного;  Э-Е –  к.б.п. касается ногтя среднего;   О-Ё – к.б.п. касается ногтя безымянного;   У-Ю – к.б.п. касается ногтя мизинца.
6. Местоимения могут показываться сокращённо указательным пальцем:  Я – к себе;   Ты – к собеседнику;   Он – в сторону.
7. Вопросительные частицы  показываются буквой W с последующим порядковым числительным вопроса количеством открываемых из кулака пальцев.
8. Предлоги показываются полностью по буквам. Но, если сначала показан детерминатив  -  полураскрытая на уровне плеча ладонь в форме русской буквы С, то предлог может быть сокращённым.
9. Перевод имён собственных допускается как по смысловому значению имени, так и в точной звуковой передаче.


    СОБСТВЕННАЯ  ГРАФИКА
 
   


      УЗЕЛКОВАЯ   АЗБУКА
       Вязание узелковых букв производится способом подвязывания шнурочков – букв к основному шнуру. Слова разделяются пробелом или для каждого слова подвязывается отдельный шнурочек, а уже к нему подвязываются буквы. Шнурочки для букв применяются двух размеров – короткие (примерно семь диаметров узла), и длинные (12 – 14 диаметров узла), причём для отличия звонкого на одном из его шнурочков (обычно на коротком) вяжется узелок. Система основана на том же делении азбуки на группы:   краткие звуки вяжутся только короткими шнурочками  (b – один короткий с узелком,  п – один короткий;   d – два коротких с узелком,  t – два коротких;   g – три коротких с узелком, к – три коротких;   и т.д.);   промежуточные звуки вяжутся короткими и длинными  (ры – один длинный и один короткий с узелком;   ри – короткий и длинный;   лы –  один длинный и два коротких с одним узелком;   мы – два длинных и один короткий с уз.;   ны – два длинных и два коротких с уз.);   долгие звуки  (v – один длинный с узелком,  ф – длинный;   h – два длинных с узелком,  х – два длинных; и т.д.);   
             i – просто узелок (его концы не должны превышать трёх диаметров);  w – рядом два соединённых узелка;  ь – шнурочек с петелькой на конце;   ъ – шнурочек с петелькой на конце, с продолжением после узелка; 
             Гласные звуки:   ы – петелька с двумя длинными шнурочками  (йотированные звуки отличаются от простых узелком на петельке);   а – петелька с одним длинным шнурочком;  э – петелька с коротким и длинным шнурочком;   о – петелька с двумя короткими шнурочками;   у – петелька с одним коротким шнурочком.

               
ЦВЕТОВАЯ АЗБУКА
             Цветовая азбука может иметь несколько видов:    а) написана только цветными квадратами (звонкие звуки дополняются косой чертой);    б) дополнена к квадратам другими фигурами (напр. прямоугольник – звонкий звук; треугольник – детерминатив.);    в) с включением в квадрат другой фигуры или полосы;    г) как дублирование к узелкам (цветные шнурочки);    д) как дублирование к вышитой (или нарисованной, татуированной) форме созвездий, в том числе – стилизованной в виде животных и пр.
Для гласных звуков потребуется  дополнение цвета (малинового или (и) фиолетового), или графики (полосы, форма фигур).


   ЦВЕТОВАЯ  ЛЕНТОЧНАЯ

 






ПРИМЕР
(1)У лукоморья - дуб зелёный. (2)Златая цепь на дубе том. (3)И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. (4)Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит. (5)Там чудеса – (6)там леший бродит, русалка на ветвях сидит; (7)там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. (8)Избушка, там, на курьих ножках, стоит без окон, без дверей. (9)Там лес и дол видений полны. (10)Там о заре прихлынут волны, на брег песчаный и пустой, и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, и с ними дядька их морской. (11)Там королевич мимоходом пленяет грозного царя, а в облаках, перед народом, через леса, через моря, колдун несёт богатыря.
(1)На берегу моря излучном (кривом) дуб зелёный стоит.  (2)На том дубе -  цепь золотая. (3)По этой цепи  кот учёный ходит и днём и ночью. (4)Идёт на право – песнь запевает, на лево – сказку рассказывает. (5)Там чудеса. (6)Там леший бродит, русалка сидит на ветвях. (7)Там на дорожках не известных следы зверей не виданных ранее. (8)Там домик сказочный стоит на ножках куриных, сам без двери и без окон. (9)Там лес и поля видений полны. (10)Там на заре волны моря накатятся на берег песчаный и пустой, и тридцать витязей прекрасных  выходят чередой из вод светлых, и с ними витязь главный – дух моря. (11)Там королевич  берёт царя грозного в плен  между делом, а колдун несёт богатыря в небе над лесами и полями, на виду людей.
(1)Пыi ланtуумуvvyмю vsыче-рьи роsbgaя sэs-мни itри. (2)Пыi vsычe-dыd bgaя -  чачаjю vsыче-муtsvybи. (3)Прыi vsыче-tыt чачаjю  bybtaiн-tsabga0,3 vsыче-saias dpaя vё soos vё zooz. (4)Dpaя vыde-sэмъи – жаля ражали, vыde-sумьи – пsаiаsп ржапsи. (5)Vde-dыd taiнэjю. (6)Vde-dыd аbba-jpossopj dpa-dpa, abba-yvvy it-пыi пыi чроsj. (7)Vde-dыd пыi dp-паллап-каjю vи-saas-jи паzzап byyb-jю vи-saas-pas-jи хах. (8)Vde-dыd taххat sataiни pаistagи пыi чаbybyкл vse-bybфраgкуки, пып  tit-vи нпаg-pyiллiyp-tvapю vё tit-vи titssнпаgjю. (9)Vde-dыd роsj vё паапjю syippiys-taiн-jю bjbjю. (10)Vde-dыd хiх-sэsэg vyyvgпару-jю vyyv padpajи gpыi-прыi ланtvyvю пунчи vё vи-нbatи, vё чаiкача мgje sэspми раdpajи  vыse-чалачаю vё лал-dюj мge-мga – abba-vyv.  (11)Vde-dыd dе-haмge  раdpitи vыле-de-мgрe мgapи нрыi-нit vыse-чiч-               

, vю аbbaкуе dpa-раvvap vыле-мgре ныi-gaag gpыi-роsgjю vё пооп-jю, vыse-sра bэbjю.