Период полураспада

Хачхарджи Константин
               

            Если есть желание внедриться в зону житейских проблем, загляни в историю, там всё: и взлёты, и трагедии, и фарс. Пьянство, в частности, тоже имеет свою летопись.  Со слов великого князя Киевского  Владимира Красное Солнышко  «Руси есть веселие пити не можем, без того быти…», сказаные им в 986 году, чтобы, как можно,  грациознее  отмахнуться от предложения принять магометанскую веру, запрещающую, как известно, употребление спиртных напитков,  начался период, который я бы назвал «периодом  полураспада».   До грозы было ещё  далеко.  Князю, видать, невдомёк  было тогда, что со временем его горделивые  нотки  обернутся в слова  «пи, пю и бу пи», сиречь «пил, пью и буду пить». В 1076 году  в сборнике  народной мудрости «Пчела» были записаны золотые слова, как бы в назидание  потомкам.  «Мед в веселие дан бысть Богом, а не на пиянство сотворен бысть». К сожаленю, как это всегда бывает, сыны Отечества забывают наказы  праотцов. Вот, на мой взгляд, классическая картина русского быта.  «Когда вы упьетесь,— говорил в конце XII века белгородский епископ Григорий,— тогда вы блудите и скачете, кричите, поете и пляшете, и в дудки дудите, завидуете, пьете чуть свет, объедаетесь и упиваетесь, блюете и льстите, злопа-мятствуете, гневитесь, бранитесь, хулите и сердитесь, лжете, возноситесь, срамословите и кощунствуете, вопите и ссоритесь, море вам по колено, смеетесь, крадете, бьете, деретесь и празднословите, о смерти не помните, спите много, обвиняете и порицаете, божитесь и укоряете, доносите...». Так и живём, как в песне, с неким скрытым сарказмом: «без нужды и без горя»! Надо полагать, что такая  закономерность должна иметь не менее  удивительную  основу.  И в самом-то деле она  есть в нашей пагубной,  пустившей глубокие корни,  традиции,  которая жива  по сей день: «Тогда только праздник хорош, если на несколько дней мы упьемся...», или, как привычно и горделиво  говорил мой дед: «А по-нашему гулянье – три дни дома не бывать»! Какие же последовали шаги?  Давным-давно, несмотря на нулевой итог, стали пропагандировать и повсеместно создавать,  общества трезвости. По-моему,  такое определение  уже само  исключает факт трезвости. Писателю Ивану Бунину посчасливилось в Ясной Поляне встретиться и поговорить с Львом Толстым, практически, перед  его уходом в небытие, - не люблю слово смерть.  Под конец  беседы он попросил маститого романиста  высказать своё мнение по поводу создания в России  обществ  трезвости.  Лев Николаевич сходу не «врубился», но нахмурив седые брови, через минуту встрепенулся, - «Это, когда собираются, чтобы не пить? А  по-моему, коль уже собрались, так надо выпить».  Да так и есть, ибо, намеревались  что-то предпринять срьёзное, а на деле поступали ровным счётом наоборот. За примером  далеко ходить не надо.  Последствия распространения на Руси питейных заведений оказались трагическими: «пришла беда – отворяй ворота».  Сложилось новое правило жизни, - "Что не пить, — так и на свете не жить"  В итоге, - печальная «циферия»:  в 1552-ом  году, представьте себе,  в России был всего лишь  один кабак, а  к 1885-ому, то есть через чуть более 300 лет,  их насчитывалось уже 87 388 тех самых кабаков.  Статистика смертности от пьянства,  которую не хочется мне приводить, прямо, ужасающая.  Если, скажем,  попробовать отобразить её графически по годам, то это  будет некая кривая, идущая неуклонно  вверх. «Чем больше я вижу зло, - писал в декабре 1909 года тот же  Лев Николаевич  из Ясной Поляны, - происходящее от пьянства (а вижу я это зло в ужасающих размерах), и чем чаще мне приходится говорить об этом зле с страдающими от него, тем больше я убеждаюсь, что спасение от него преимущественно, если не исключительно, в сознании людей губительности — не для тела, а для души — этого греха. Избавится от него человек не тогда, когда он будет лишен возможности пить, а тогда, когда не станет пить, хотя бы перед ним в его комнате стояло бы вино и он слышал его запах и ему стоило бы только протянуть руку. А это будет только тогда, когда человек будет считать благо духовное выше блага телесного...».  Прошло сто лет (2010-1909),  но та желанная пора,  о которой  мечтал «великий правдоискатель» ещё не наступила. В своё время Владимир Иванович Даль (1801-1872) вывел  некий порог трезвости, отобразив его такими словами: «Первую чашу пить — здраву быть, вторую пить — ум веселить, утроить — ум устроить, четверту пить — неискусну быть, пятую пить — пьяну быть, чара шестая — мысль будет иная, седьмую пить — безумну быть, к осьмой приплети — рук не отвести, за девятую приняться — с места не подняться, а выпить чарок десять — так поневоле взбесят». Но и эти  предостережения автора «Толкового словаря живаго великорусского языка»  канули в Лето. Всё, что делалось, как в прошлом, так и в наши дни,  идёт по какому-то  заколдованному кругу: сколько производить алкоголя, кому, когда, и за какую цену продать чекушку, а минздрав, в свою очередь,  постаянно предупреждает: «пить вредно для здоровья». Finita la comedia!  Всё это смахивает на присказку, которая мне вдруг вспомнилась из-за того, что сценарий её больно схож с тем, о чём ведём речь.  В одном селении волк заладился  давить овец.  И вот, наконец, селяне задумали выследить и убить  зверя. Местный церковный староста уговорил их подождать.

«Как-то не  по-христиански всё это, сказал он, дайте мне встретиться с ним, и вот увидите,  я его отговорю».

И вот они встретились на окраине села. Волк  сидит на задних лапах, а напротив него стоит  староста, зачитывая ему уроки  из Библии: «не убий»! Читал-читал, когда вдруг волк растревожился:

-Много там ещё у тебя?

Староста:

 -Да только половину прошли!

Волк:

-Ну, ты, того, давай через страницу, а то видишь,  овцы уходят.

            Я не склонен думать, что вовсе  не пеклись о благе народа, наоборот, видно, что заботились, но, как-то странным образом, выставляя выгоду казны вперёд. И вновь я вынужден повторить свой припев. Сегодня там-сям слышатся аплодисменты по поводу прокачки нефти и газа. Сосут соки Земли, как грудные дети, но ведь в обозримом будущем этому наступит конец (можно заменить  другим «…ец»!).  Безработица растёт, возводя в квадрат все негативы, тогда как у России, в отличие от стран Европы, есть, без всяких границ по времени, другая жила, поболе золотоносная - это бескрайние,  необжитые,  земли и уникальные запасы пресной воды. При таком раскладе ценностей строительство за рубежом дворцов и постыдное  бегство в заокеанские хоромы – по меньшей мере - нонсенс. Надо обустраивать своё Отечество, созавать фермерские хозяества, строить громадные по площади теплицы в северных районах, создавать крупные сельхозартели  по типу Кибуц, которые хорошо зарекомендовали себя в Израиле. Что тут не так? Ведь частная собственность на  землю не каждому по плечу, к тому же на эту головную боль охотников мало, тогда как артели Система  может взять  под свою опеку, неуклонно расширяя их инфраструктуру, привлекая,  как можно большее число рабочих рук. Сюда же – повсеместное  строительство  спортивных комплексов,  чтобы подрастающее поколение росло при здоровье и стройности. В рамках выбранной темы, прямо, напрашивается вопрос, связанный с развитием  генетики,  дабы  уже в текущем столетии можно было бы найти  пути  для устранения  дефектов в самой  структуре ДНК....

          Итак, завершая  разговор, отметим, что  основное социальное зло – это безработица. В таком случае,  государство должно соблюдать фудаментальное правило игры:  определённое место для каждого  и каждый - на определённом месте. Человеку, занятому  созидательным трудом, без всякого сомнения,  алкоголь не грозит. Вот и весь сказ.