абрам

Сергей Станиловский
                «Абрам»

Речь пойдет об одном учащемся техникума, по имени Абрам. Вообще-то, настоящее его имя было Володя, но почему-то все звали его Абрам, совершенно незаслуженно, по его мнению, ибо даже в паспорте, который он всем показывал, стояло: Владимир. Но дело, в конце концов, не в имени, речь пойдет не о нем, а о его успехах в учебе, которые на протяжении первых 2-х лет оставались неизменно более чем скромными.
Володя – Абрам сидел на первой парте и имел похвальную привычку поддакивать со своего места отвечающим у доски. Он подхватывал окончания фраз, невнятно повторяя их вслед за говорившим. Уроков он, правда, никогда не учил и делал это почти бессознательно, желая  уверить учителя, а может, и себя самого, что уж кто–кто, а он-то знает урок назубок. Некоторых учителей раздражало эта его манера.
- Абрамов, - говорили они. – Если тебе есть, что сказать, выйди к доске и поведай об этом всему классу вслух!
Володя, как правило, деликатно отклонял столь лестные для него предложения, нередко хватая при этом «пары».
Но однажды произошел случай, заставивший учителей пересмотреть свой взгляд на Володю, как на тупицу, сделав его одним из лучших учеников группы.
На одном из уроков математики учитель застукал нашего героя с тем, что тот под партой тайком читал книгу.
- Ага! – победоносно закричал учитель. – Сейчас мы, наконец, узнаем, чем это наш «отличник» так увлекся, что ему уж и задания для всего класса необязательны!
Выхватив книгу из рук смущенного Абрама и прочитав ее заголовок, учитель неожиданно осекся. Взгляд его выразил смятение и душевную муку. Он положил изъятую книгу на край стола и неловко похлопал Володю по плечу.
- Ну, ничего, ничего, - сказал он с той кротостью в голосе, - с какой говорят только с младенцами или законченными кретинами. – На перемене сможешь продолжить.
На обложке книги, вызвавшей столь неадекватную реакцию учителя, можно было прочесть: «Чечено-Ингушские сказки».
Очевидно, преподаватель подумал, что у мальчика, тайком читающего подобные книги на уроке, не все в порядке с головой, а это всегда чревато для окружающих. Кто знает, что может быть у этого тихопомешанного на  уме? Сегодня накажешь его перед всем классом, а завтра получишь кирпичом по голове где-нибудь в темном переулке.
Поэтому-то учитель почел за лучшее, не ссориться с будущим гением, и другим учителям наказал следовать его примеру, так что Володя почти без всяких усилий со своей стороны значительно улучшил свои показатели по успеваемости, выбившись, чуть ли не в отличники. Слава подающего надежды дарования прочно укрепилась за ним, позволяя без труда хватать хорошие оценки. Кому же, в самом деле, из  преподавателей охота из-за какой-то, пусть и вполне заслуженной двойки, подвергать свою жизнь опасности!
Так вот некоторые промахи подчас оборачиваются для иных неожиданными победами, была б только на то особая благосклонность судьбы!


                19.08.2004 г.