Почему Россия не гуманна?

Андрей Незванов
ТЕЗИС ДЛЯ ДИСПУТА

 В эпоху сословного строя и цеховой экономики гуманизм имел церковное обличье, и был неотделим от милосердия и любви к ближнему, как способов спасения души. Отсюда, образцом гуманности был имярек, отдавший все свое состояние церкви и посвятивший себя целиком служению ближнему, то есть ставший монахом одного из деятельных орденов.
В эпоху торжества религиозной свободы, индивидуализма и  политической либеральной идеи  гуманность получила буржуазное обличье. То есть образцом гуманности стал классический буржуа – трудолюбивый, успешный в своем предприятии, честный и обязательный в негоцациях, умеренный в личном потреблении, предупредительный в общении, благотворитель, образцовый семьянин, член общественных магистратур и попечительских советов.

Этой трансформацией гуманности мы обязаны в первую голову протестантской индивидуализации отношений имярека с Богом. В протестантстве каждый – Авраам: имеет персональный завет с Богом, без посредничества клира; и актуальность своих  персональных отношений с Богом демонстрирует миру успешностью своего предприятия.  Это – религиозная основа честного буржуазного соперничества.  Теперь угодник божий – не юродивый Христа ради, а успешный негоциант, который успешен, потому что угоден Богу. Хотя содержательно угодничество его более митраистское, нежели традиционно христианское: честная цена, правильный вес, надлежащее качество, низкий процент, верность договору, благотворительность без  нищелюбия, забота об общественной морали и благополучии.
Как бы то ни было, в нашу либеральную эпоху, никакой иной гуманизм, кроме буржуазного, не вписывается в общественный mainstream и неизбежно вытесняется в зоны маргинальных чудачеств. 

Западная либеральная цивилизация жива лишь до тех пор, пока она лишь частично маргинальна, и сохраняет буржуазный «основной поток», модельно обрисованный Максом Вебером.
Беда России в том, что она целиком маргинальна. У нас есть православные, казаки, чиновники, воры, олигархи, предприниматели, но нет буржуа. Поэтому Россия не гуманна, в современном понимании. Она гуманна по-своему – чудачески, архаически и симулятивно, но не гуманна по-настоящему.
«Эх, нам бы буржуазной культурки!» – сетовал Вл.Ил. Ленин, наблюдая постреволюционную культурную анархию. И он был очень прав в своем сетовании.
Либеральный капитализм невозможен без буржуазности. Получается лишь уродливый симулякр, сквозь который проглядывает не идея свободы, а необузданная вакханалия.

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТЕЗИСОВ СМОТРИ В "ФИЛОСОФСКИЙ КРУЖОК"