Blanche Stuart Scott. Pioneer Pilot
1. ДАЛЬНЯЯ РАДИОСВЯЗЬ
29 апреля 1981 года в столицу нашей Родины город Москву в Центральный радиоклуб имени Кренкеля из Соединенных Штатов Америки (USA) поступила скромная открытка.
Центральный радиоклуб тогда имел почтовый адрес, известный радиолюбителям всего мира:
MOSCOW
PO BOX 88
Открытка была на мои имя – VLAD и радиолюбительский позывной – UA6HHD.
Американский радиолюбитель Витас Черняускас (его позывной - KA1GEY) из города EAST KINGSTON штата Нью Гемпшир уведомлял меня о подтверждении, состоявшейся между нами радиосвязи.
Так принято у радиолюбителей всех стран: подтвердить открыткой редкую радиолюбительскую связь.
На лицевой стороне QSL-карточки указано, что связь ТЕЛЕГРАФОМ мы провели 11 апреля 1981 года на частоте 28,129 МГц, в 14:40 по Всемирному времени.
Принимал он меня с сигналами RST – 589.
Где: R – разбираемость;
S – слышимость;
T – тон.
У него имелся передатчик мощностью 20 Ватт, и радиоприемник марки: FT - 301 SD.
Я в эфире работал с 1973 года и провел уже несколько тысяч радиосвязей, а состоявшейся межу нами QSO, Витас присвоил номер 250. Видимо, он был из начинающих радистов.
Витас писал мне: «…Владимир! Благодарю за прекрасную радиосвязь и надеюсь на встречу в эфире снова. Ваш приемник прекрасно принимает сигналы в Ставрополе. Прошу Вашу карточку прислать DIRECT (по почте, а не через радиоклуб)».
2. ПЕРВАЯ ЛЕТЧИЦА АМЕРИКИ
На открытку Витас наклеил красивую марку: Blanche Stuart Scott. Pioneer Pilot.
Стоимость марки 28 центов.
Нынче пересылка радиолюбительской почты подорожала.
Отправка в Россию конверта с карточками обходится почти в 2 доллара США или 1 EURO.
А теперь о самой марке.
Кто такая Бланш Стюарт Скотт?
Как известно, первой женщиной, совершившей полет на самолете, официально считается француженка де Ларош. В воздух она поднялась в октябре 1909 года.
В то время было много скептиков в отношении возможностей женщин летать на самолетах.
Английская летчица Морис Хьюлит заявляла: «…Женщины никогда не смогут добиться в авиации тех же успехов, что и мужчины, - у них просто не те нервы».
В Америке женщин, желающих летать наравне с мужчинами, было во много раз больше, чем в Старом Свете – Европе.
К тому же американские историки считают первой летчицей не француженку де Ларош, а свою знаменитость – американку Бланш Скотт.
Взлетела курсантка Скотт при неожиданных обстоятельствах.
Инструктор клуба доверил ей откатить аэроплан на стоянку, а тот вдруг «…в силу неустановленных причин неожиданно поднялся в воздух».
Произошел этот несанкционированный полет, без наличия лицензии у летчицы, в сентябре 1910 года.
Бланш Скотт прожила долгую жизнь и записала на свой счет несколько примечательных достижений.
Она стала первой дамой, проехавшей на автомобиле через всю территорию США, от океана до океана.
Она первая в истории авиации пассажирка реактивного самолета. Ее прокатил на TF-80 победитель звукового барьера знаменитый испытатель Чак Йигер.
В штате Техас в городе Даллас 29 сентября 2000 года открылся Музей Женщины.
Работники музея собрали три тысячи биографий прекрасных именитых леди. Большая экспозиция посвящена женщине-пилоту Бланш Стюарт Скотт.
3. ВИТАС ЧЕРНЯУСКАС
Минуло тому, как я получил открытку из Штатов, 30 лет!
Радиолюбитель Витас Черняускас переехал жить в город Аннаполис штата Мэриленд, по адресу 00 Шоу улица.
Он по-прежнему увлекается радиолюбительским спортом, является президентом радиоклуба NCDXA и членом клуба PVRC.
Ему присвоен новый позывной – WA1T.
Достаточно набрать этот ЛОГИН в поисковой системе, и вы выйдете на страницу Витаса в интернете.
Там выложено достаточно большое количество видеоклипов по радиолюбительской тематике.
Вы сможете увидеть, как радиолюбители проводят радиосвязи, участвуют в многочасовых спортивных марафонах, их аппаратуру, антенны.
***
Очерк "Мой путь в эфир":
http://www.proza.ru/2011/03/31/617
18 октября 2011 г. г. Благодарный