Аристофан

Константин Рыжов
Бердслей."Лисистрата", фронтиспис. 1896 г.

В отличие от трагедии объектом аттической комедии было не мифологическое прошлое, а живая современность, текущие, иногда даже злободневные вопросы политической и культурной жизни. Это была комедия по преимуществу политическая и обличительная, при том что сюжет ее зачастую имел фантастический характер.

Непосредственное представление о рассматриваемом  жанре мы можем получить на основании творчества Аристофана - самого выдающегося его представителя.

Аристофан родился около 446 г. до Р.Х.  Его литературная деятельность протекала между 427 и 388 гг. до Р.Х., а расцвет его творчества пришелся на время Пелопоннесской войны. Личная жизнь Аристофана нам почти не известна. Он стал сочинять комедии очень рано. Ему не было и двадцати лет, когда в 427 г. до Р.Х. в театре была поставлены его «Пирующие», за которых автор получил второй приз. Из 44 его комедий целиком до наших дней дошло 11. Это немало, если вспомнить, что от множество других авторов остались  одни только фрагменты. Чаще всего его комедии передают настроение аттического крестьянства, недовольного бесконечной, разорительной войной и вводят нас в самую гущу политических страстей тогдашних Афин.

После Перикла, умершего в 429 г. до Р.Х., главным должностным лицом в Афинах стал Клеон, владелец кожевенной мастерской, сторонник самых решительных военных, политических и экономических мер в борьбе против Спарты (http://www.proza.ru/2012/12/09/961). Аристофан, занимавший прямо противоположную позицию, начал свою литературную карьеру с упорных нападок на Клеона, сатирически изображая его как демагога и лихоимца. Не дошедшая до нас комедия двадцатилетнего Аристофана «Вавилоняне» (426 г. до Р.Х.) заставила Клеона возбудить против автора уголовное преследование. Однако Аристофан оружия не сложил и через два года выступил с комедией «Всадники», где изобразил афинский народ в виде слабоумного старика Демоса, целиком подчинившегося своему пройдохе-слуге Кожевнику, в котором нетрудно было узнать Клеона.

Театр стал для Аристофана трибуной, с которой  он клеймил и высмеивал все, что, по его мнению, наносило ущерб его городу и народу, предостерегая против того, что сегодня еще могло казаться забавным фарсом, а завтра могло обернуться трагедией. Нередко он сам играл в своих пьесах в неприлично коротком, шутовском хитоне, в глупой, грубой маске вояки или простофили-крестьянина, раздавая оплеухи и сыпля рискованными шуточками.


Во всех своих комедиях Аристофан блещет неистощимым запасом остроумия и яркостью лирического таланта. У него был гибкий и живой язык, то приближающийся к уровню обыденной речи, то пародийно приподнятый и богатый неожиданностями комедийного словообразования. Простейшими приемами он достигал острых комических эффектов. И пусть его юмор порой грубоват (как и юмор Рабле), его комедии продолжают смешить читателя даже сейчас, двадцать четыре века спустя.

«ОБЛАКА» (423 г. до Р.Х.). Комедия разворачивается как злоключения некоего состоятельного поселянина Стрепсиада. Запутавшийся в долгах, из-за мотовства своего сына Фидиппида, старик узнает о существовании мудрецов-софистов, которые умеют делать «неправое правым». Желая приобрести этот полезный навык, дабы можно было дурачить потом своих кредиторов, Стрепсиад отправляется на выучку в «мыслильню» (комизм этого названия усугубляется тем, что «мыслильнями»  афиняне в просторечье называли свои нужники) к одному из таких мудрецов – Сократу.

Сократ Аристофана весьма далек от того Сократа, которого мы знаем по появившимся гораздо позже диалогам Платона. Он представляет собой по преимуществу пародийную зарисовку  философа-софиста с присовокуплением черт ученого шарлатана. Это не просто плут, но учитель плутов.

Мнимая школа Сократа изображена карикатурно, на фоне остроумной насмешки. Явившись сюда, Стрепсиад прежде всего  вступает в разговор с учениками Сократа. Решением каких проблем они заняты? Один разрешает вопрос о том, во сколько раз блоха прыгает дальше своих ступней, другой, как оказывается, выясняет, чем трубит комар: «гортанью или задницей?» Через раскрытую дверь «мыслильни» виден и сам Сократ, висящий в воздухе в плетеной корзине. На вопрос изумленного  Стрепсиада философ важно отвечает, что если бы он не подвесил свой разум в воздухе, то никогда не смог бы исследовать  все возвышенное.  Наконец Стрепсиада берут в ученики, и первым делом Сократ спешит  привить ему веру в истинных богов, каковыми, по его словам, являются облака.

Стрепсиад оказывается, однако, неспособным к восприятию  премудрости и посылает вместо себя сына. Тот быстро овладевает  всеми необходимыми уловками, и старик благополучно спроваживает своих заимодавцев. Но вскоре софистическое искусство сына обращается против самого  отца.  Любитель старых поэтов Симонида и Эсхила, Стрепсиад не сходится в литературных вкусах с сыном, поклонником Еврипида. Спор переходит в драку. Поколотив старика, Фидиппид потом при помощи софизмов доказывает ему, что сын  вправе бить отца. Взбешенный старик поджигает «мыслильню» нечестивца Сократа.

«Облака» получили только третью награду, то есть, по существу, провалилась. (Немаловажную роль в этом сыграл Алквиад, узнавший себя в образе праздного грубияна Федиппида). Сам Аристофан никогда не соглашался с этим приговором и продолжал считать «Облака» лучшим своим творением.

«ЛИСИСТРАТА» (411 г. до Р.Х.). Ранним утром у подножия Акрополя собираются афинянки и женщины других греческих государств, находящихся в войне с Афинами. Женщины, которые истомились от постоянного отсутствия  на супружеском ложе своих мужей, задумывают остановить войну: ведь именно она отвлекает воинов от семейного очага. С этой целью они решают осуществить простой, но, как оказалось, весьма действенный план: лишить своих мужей любовных утех и не подпускать их к себе, пока они не договорятся о мире, не забудут о походах и битвах.

Вдохновительницей этого заговора становится красавица Лисистрата. Все участницы заговора приносят клятву с подробным описанием того, чего они обещают отныне не делать:

«Вот я клянусь, ни мужа, ни любовника
Не утолять желание:
При муже буду жить невинной девушкой
В шафрановой рубашечке, нарядная,
Чтоб в муже распалить хотенье страстное,
Но добровольно мужу не отдамся.
Когда ж к любви меня принудят силою,
Не двинусь с места и позволю нехотя.
Не подниму персидских туфель к пологу,
Не встану, словно львица над воротами…»

К концу пролога раздаются крики. Это шумят за сценой старухи, хитростью овладевшие Акрополем. Старики  (которым за отсутствием молодых людей доверена оборона города) стремятся выгнать старух из Акрополя. Старухи хотят сохранить твердыню за собой. Бурная, развернутая в форму забавной буффонады сцена комического сражения стариков со старухами обильно уснащена балаганными картинами потасовок, выкуривания старух дымом и обливания стариков водой. Акрополь остается за женщинами.

Мужчины поначалу не воспринимают женщин всерьез. Но поскольку те твердо держатся своей клятвы, их охватывает беспокойство. Как представитель государства в Акрополь приходит Советник. Лисистрата требует у него заключить мир.

«Знай, для женщин война – это слезы вдвойне.
Для того ль сыновей мы рожаем
Чтоб на бой и на смерть провожать сыновей?»

Далее следует ряд забавных, полных эротических переживаний сцен, показывающих как мучительно переносят свое воздержание отторгнутые друг от друга женщины и мужчины. (Своеобразный апофеоз тому – сцена свидания Кинесия и Миррины, в которой лукавая женственность издевается над мужской чувственностью). Постепенно упорство мужчин начинает слабеть. Наконец являются послы из Спарты и при посредничестве Лисистраты оба государства договариваются о мире. Жены вновь воссоединяются с мужьями. Комедия кончается веселыми танцами молодых пар под звуки песен и флейт.


Последние годы деятельности поэта пришлись на послевоенную эпоху и протекали в иных условиях: демократия потеряла былую силу, и злободневная, полная личных выпадов сатира, столь характерная для молодого Аристофана, сошла в его творчестве почти на нет. Его поздние комедии – это утопические сказки.

Умер Аристофан около 385 г. до Р.Х.

Античность  http://proza.ru/2010/12/19/444

Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273