Кто там на Устюжну покушается?

Ольга Косарева
   Вы не бывали в Устюжне? Нет? Я тоже пока не бывала. Но собираюсь. Хочу успеть, пока Устюжна еще имеет статус города. Ее, видите ли, хотят превратить в поселок городского типа. Просчитали, надо понимать, налоги и все такое прочее и решили, что выгоднее Устюжне быть поселком. Решение простое и уютное как лапоть. Нет, чтобы поднатужить скрипучие мозги, вспомнить прошлое города, да создать центр туризма.

   Славен этот небольшой городок своим прошлым. Еще в XI - XII веках здесь располагалось городище с капищем Купалы. Устроились славяне в устье реки Ижины, что впадает в Мологу. Вот вам и названье: Усть-Ижина, то есть Устюжна. Как город Устюжна упоминается в летописи XIII века.  Раскинулась она на Железном поле – болотистом, богатом железной рудой. Научились добывать руду, ковать железные изделия. Знатные кузнецы жили в Устюжне Железнопольской. Считалась она вторым после Тулы кузнечным городом. Сам Иван Грозный наведывался в гости.  Дороги от нее шли на Санкт-Петербург, Москву, Урал, что давало  возможность активно вести торговлю. Стойко выдержал в XVII веке героический город нашествия и осады лютых ворогов: литовцев, поляков, черкасов (не спутайте «черкасов» - запорожцев с «черкесами»). Восемнадцать храмов выстроили устюжане. Талантливые иконописцы трудились над росписью святых стен. Вокруг Устюжны располагаются родовые имения Батюшковых. Согласитесь – даже такой наикратчайший перечень достопримечательностей стоит того, чтобы наши и зарубежные гости-туристы возжелали познакомиться с Устюжной. Благо находится она не где-то в «тридевятом царстве», а всего в четырехстах километрах от Санкт-Петербурга.

   Каков мой интерес к этому городу? По маминой линии я принадлежу к роду Бельтеневых. Идет этот род от византийского иконописца Бельтуса, завезенного в Россию в XV веке Софьей Палеолог. Веками род Бельтеневых жил в Устюжне. В документах XVIII века есть сведения о старосте иконописного цеха Василии Бельтеневе. В XIX веке чертежи застройки города подписаны Константином Бельтеневым.

   Сейчас этот тихий городок тихо умирает. В лихое советское время большинство соборов снесли. Память об ушедших в иной мир людях вырезали: сняли таблички с могил, заменив их номерными знаками, а памятные записи уничтожили. В наше «демократическое» время память, как оказалось, тоже никому не нужна. Собственные карманы ценнее культурного достояния.

   Так кто же покушается на городской статус Устюжны? Люди, у которых вместо мозгов – счетчики, а вместо сердца – выжженная счетчиками черная дыра.