Размышления

Содружество Внипимовцев
МЫСЛИ
(1999-2006 гг.)

Если судить по тому, что произошло за мою жизнь, то она была у меня просто громадная. Посудите сами,  мог ли раньше человек пережить за свою короткую жизнь столько великих событий.
При мне поменялось 7 (семь!) правителей России (СССР), несметное количество правительств,  поменялась общественная формация – мы строили коммунизм, а теперь капитализм? А сколько раз менялись наши деньги и их стоимость? При мне появилось телевидение, персональный компьютер, виртуальная реальность, Интернет, компакт-диски, CD-плейры, космонавтика, атомная бомба и атомные электростанции, мобильные телефоны, цветная фотография, видеомагнитофоны и видеосалоны, жвачка и роллеры. Не счесть музыкальных модных направлений, сменивших друг друга за это время.
За наше «мирное» время произошло множество мелких войн, в трех из которых широко участвовали наши граждане – афганская и две чеченских.  Я свидетель великих катастроф, но достаточно назвать одну – «ЧЕРНОБЫЛЬ». Я свидетель небывалых ранее террористических актов, когда в столице взрывают дома с жителями!
За мою жизнь исчезли паровозы, перронные билеты, колесные речные суда, да и сам речной флот; керосинки и керогазы и керосин с керосиновыми лавками; пивнушки, молочницы и старьевщики, ходившие по домам; очереди за керосином и сахаром, пионеры, Дома пионеров и пионерские лагеря, обкомы, райкомы, горкомы партии, исчез великий СССР и Варшавский договор с соцлагерем; праздничные демонстрации, ВДНХ с красивыми и интересными павильонами, дровяные сараи в городах, помойки во дворах, да и сами огороженные дворы с клумбами и грядками, наши дворовые игры – лапта, палочки-выручалочки, казаки-разбойики и др.; «Поезда здоровья» и «Дни бега», чтение и обсуждение «толстых» журналов, доступное и интересное кино, черно-белая фотография с неизменными увеличителями и сидениями в темноте, ЭВМ коллективного пользования с перфокартами и магнитными лентами, а также АВМ.

То, что раньше было необычным сейчас не вызывает удивления – девушки идущие по улице с бутылкой пива и попивающие его из горлышка, группы курящих девушек, девушки, ругающиеся матом, милиционеры с автоматами на улицах, множество нищих и людей в защитной форме, лежащие на улице пьяные (или больные?), к которым никто не подходит, большие скопления легковых автомобилей на стихийных стоянках, люди, громко разговаривающие по сотовому  телефону на улице или в общественном транспорте, изобилие товаров в магазине…

Когда-то нам говорили – Мы не рабы, рабы не мы. Увы! Мы рабы и еще долго ими останемся, особенно старшее и среднее поколение. Рабскую психологию в нас воспитал социализм, а те, кто считает, что освободился от нее, заблуждается – он бывший раб, вольноотпущенный раб, но от себя не уйдешь, не уйдешь и от своей рабской сущности. На особом положении наша молодежь, выросшая в новое время. Кто они? Свободные цивилизованные люди, или дикари – анархисты? Еще не понял. Впрочем, общественное мнение говорит, что половина нынешней молодежи – «пофигисты», а половина – оптимисты, считающие, что они, творцы своего счастья.
Почему мы плохо живем? Да все потому же. Раб не ценит и не любит себя, презирает свою жизнь, а чужую и подавно. Полюби ближнего, как самого себя, говорит Библия. Свободный человек живет для себя, своих близких, ценит свою жизнь, а значит, уважает и жизнь других. Рабу наплевать на обстановку вокруг себя, он гадит там, где живет – отсюда наши многочисленные свалки мусора у жилищ, отсюда наше неуважение к родным могилам (наши кладбища так унылы и безобразны), отсюда загаженность нашей речи матом. Мат – самые страшные проклятия (а что может быть страшнее проклятий в адрес матери?) не страшен рабу, ему все нипочем, а вот свободного человека он может задеть. Рабская психология и в уверенности в том, что хозяин (чиновник, начальство, мэр, президент, царь) должен обеспечить раба всем необходимым. Вольноотпущенный раб, читай – новый русский, вспоминая привычки хозяев, имея большие деньги, стремиться быть похожим на своего бывшего начальника – строить дворцы, посылать детей учиться за границу, надевать дорогие одежды. Но в душе то он еще долго будет рабом с дурными  манерами.
Раб, даже вольноотпущенный, трус и боится начальства, и чувствует себя силой только в стае таких же рабов. Раб не бросится защищать другого человека, попавшего в беду, а будет спасать свою шкуру. «Моя хата с краю» - его любимая пословица. Обо всем этом и многих других свойствах современных рабов воспитанных социализмом, которых А. Зиновьев назвал гомосеками, хорошо описано в его книге «Зияющие высоты» и других. 

Необыкновенно интересно рассматривать землю у себя под ногами в осеннюю пору. Эти картины быстро сменяют друг друга, показывая недолговечность и переменчивость этой поры.
Вот лежат листья клена, еще недавно бывшие одним целым с деревом. Как они красивы своей формой и разнообразной расцветкой от золотого до багряного цвета. Но посмотри на них через месяц – трудно представить прежнюю красоту, когда идешь по бурой бесформенной массе, напоминающей скорее выброшенные на берег морские водоросли, чем листья деревьев.
А как красивы свежеопавшие листья березы – словно всюду разбросаны золотые монетки.
На черном асфальте интересно смотрятся и россыпи рыжих иголок лиственниц.
А иногда кусочек земли просто хочется взять в рамку и повесить на стену. Помните картины флористов, когда они на фоне черного бархата строят комбинацию из листьев и цветов. Так и я однажды поразился, как красивы узкие листья ивы оливкового цвета на черной блестящей промытой земле.

Не ищи в жизни того, чего у неё нет – смысла жизни. Правда, есть смысл в её различных проявлениях. Так искусство делает нашу жизнь веселее, промышленность и сельское хозяйство не дает нам умереть и даже прилично жить, религия нас утешает, наука облегчает жизнь, а философия её пытается объяснить.

Больше всего мне не нравится наше время потому, что мерилом всего являются  деньги. Отсюда гигантских размеров коррупция, которая проникла даже в армию, образование, юриспруденцию, да и во все сферы жизни. Мораль для большинства – ничто, потуги религии улучшить человеческую природу – тщетны, законы – не работают. Цели у ныне живущих:  у одних – выжить, у других – обогащаться. Власть денег без власти закона вырастит нам общество безответственных, необразованных и агрессивных людей.

Глядя на наши задворки, занятые бесчисленными помойками, убогими сараями и пр., живо представил задворки нашего государства - наш крайний Север, где по побережью Ледовитого океана на многие тысячи километров валяются ржавые бочки из-под горючего и останки различных машин – тракторов, самолетов, судов и пр., а также загаженную некогда нетронутую тундру, теперь с глубокими расплывшимися следами тракторов в некогда вечном мху и заполненных водой и лужами нефти и мазута, и меня охватывает ужас от этого безобразия, которое теперь нельзя исправить и за сто лет. 

Удивляюсь, как люди привыкают к окружающему уродству, мирятся с ним. Может быть, они его не замечают, или не знают, как с ним бороться, или не верят в действенность такой борьбы?
Я уж не говорю об уродливых деревьях. О них я все сказал. Или об уродстве некогда самого красивого храма в городе, храма Александра Невского. Уродство окружает нас кругом, и масштабы его увеличиваются. Уродливы наши подъезды с распахнутыми мусорокамерами, из которых выплескиваются водопады мусора. Уродливы наши пивные шатры-палатки по городу. Посмотрите свежим взглядом на кинотеатр Albany, бывший Дворец профсоюзов, фасад которого закрывает уродливый полотняный сарай. Или посмотрите на ТБЦ на Фрунзе летом, когда перед ним расстилается  палаточный пивной городок. А наши уродливые автостоянки с вышкой и проволочными заборами, воздвигаемые где угодно. Уродливо и нескромно нередко поведение нашей молодежи, когда она идет по улице с открытой пивной бутылкой в одной руке и сигаретой в другой, (это относится и к девушкам), громко хохочет и выражается нецензурно. Уродливы наши неубранные улицы зимой, а что творится на обочинах тротуаров весной, вы и сами знаете…

Для нормального порядочного человека есть вещи, поважнее благополучия, богатства, сытости и, даже, жизни и смерти. Эти важные вещи – честь, порядочность, верность выбранному пути. Конечно, прошлый век сильно обесценил эти понятия, но они все равно живы, правда, не для всех. Вот на тех людях, которые остались верны этим принципам, и держится любое общество. Им часто тяжелее других – их нередко преследуют, не дают работать на пользу не понимающего их общества, они терпят лишения, в конце концов, их даже уничтожают, но через некоторое время эти люди объявляются героями нации. Исчезнут совсем эти люди, и не будет нации. Они хранители, они сосуды мудрости, которой нация когда-нибудь воспользуется. Назову лишь несколько имен. Это Вавилов, Сахаров, Солженицын, Барановский.

Множество людей в нашей стране, и не только в нашей, живет «псевдожизнью» . Т.е. жизнь эта ненастоящая, а как бы настоящая и отличается от настоящей, как автобус, ходящий по маршруту троллейбуса №5 и называющийся «троллейбус №5» от настоящего троллейбуса №5. Действительно, мы живем придуманной для нас жизнью, питаемся как бы настоящими продуктами, слушаем как бы настоящую музыку (попса ну никак не может быть настоящей музыкой!) и смотрим  кино как бы про настоящую жизнь, где главные герои – бандиты, менты и проститутки, читаем как бы книги (не может быть настоящей литературой вся эта макулатура о сладкой жизни для женщин или о братках для мужчин), рассуждаем, как нам кажется, умно о жизни. А настоящая жизнь в единение с природой, если хотите с мировым разумом, давно нами утрачена и именно поэтому Человечеству грозит гибель.

Подумал о Высоцком, ведь он жил с нами рядом, в наше время, я бы даже мог лично видеть и общаться с ним. И вот тогда я не разглядел в нем большого художника, гения. Да, конечно я слышал его песни, что-то нравилось, а многое раздражало – этот крик, хрипотца, какая-то нахрапистость его песен. Нравились его роли в кино, в театре. А он считал себя поэтом, у него была нежная душа, он был романтик, в общем – то не нашедший своего места в жизни. Лишь позже я понял мудрость его поэзии, его терзания, лирику его стихов и души…

Страшная власть денег, а вернее страсть к наживе. Зачем выпустили этого джина у нас в России?
Приватизация в стране привела не к эффективным хозяевам и эффективному же производству, а к полному разграблению когда-то действующих предприятий. Пишу о том, что мне понятнее и ближе.
Так в стране ликвидирована отраслевая наука, наука, которая действительно была производительной силой. Бывшие НИИ разграблены – украдено все ценное, выброшено ненужное, площади выгодно сданы в аренду. Временщики, пришлые люди, возглавляющие бывшие НИИ, добирают последнее. Не нужны научные библиотеки, бесценное научное оборудование, работа и опыт уникальных сотрудников.
Не намного лучше дело в нашем, когда-то замечательном образовании. Обучение неэффективно – отметки продаются. Чиновники от образования придумывают все больше ненужных новшеств, только ухудшающих процесс образования, преподаватели нищают и чтобы заработать на жизнь, работают на износ – на две-три ставки.
Телевидение наше стало полностью продажным – реклама в сетке вещания занимает 40% всего времени, какие громадные деньги! И удивительно, что еще остались познавательные программы, а не только жвачка для глаз. Невозможно смотреть кино на ТВ, реклама врывается неожиданно, нередко в самые драматичные момента картины, разрывает её целостность. Но деньги, большие деньги важнее!
Плохо дело и в нашем и раньше-то небогатом сельском хозяйстве. Село вымирает – мужчины спиваются и умирают в работоспособном возрасте, молодежь уезжает в город, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию смехотворны. Большая часть продуктов (дешево!) идет из-за рубежа.
Страсть к наживе искажает исторический облик наших городов – уничтожаются старые знаковые знания, освободившиеся площади уходит под модерные офисы, небоскребы, торговые центры. Особенно это актуально для  центров наших старинных городов…

Мы часто с отцом обсуждаем тему, почему же в России мы так плохо живем, в чем причина? Часто ругаем наш ленивый вороватый безынициативный народ, жадных олигархов, бесчестных чиновников-взяточников, беспомощное правительство, Гайдара, Чубайса, Ельцина и Горбачева. Извечный русский вопрос – Кто виноват?
И получается – все и никто. Почему коммунисты, имеющие в своих руках власть, не удержали её, почему упустили ситуацию, не просчитали последствия перестройки? Почему народ поверил Ельцину? Почему Ельцин поверил Гайдару и Чубайсу? Почему народ стерпел все унижения? Почему Егор Гайдар оказался предателем взглядов деда и отца? Почему приватизация привела не к улучшению положения граждан (Чубайс обещал каждому по «Волге»), а к их разорению?  Почему громадные народные богатства попали в частные руки? Вот столько много почему…
А ведь все дело в русском характере, а точнее в его рабском духе. Простой человек на Руси всегда был рабом. Рабом князя, рабом царя, Божьим рабом, рабом Сталина, рабом государства, в конце концов. Русский никогда высоко не ценил себя и не любил, невысоко ценили его личность и жизнь, и его хозяева. Заповедь Христа «Полюби ближнего, как самого себя» не для рабской Руси. А если не любишь себя и не ценишь, то незачем знать и свои права, не зачем стараться выполнять  свои обязанности. Незачем заботится о ближних, о среде, в которой живешь, о государстве. Государство о нас позаботится, а нет, как-нибудь проживем, лишь бы оно сильно к нам не приставало.
Отношение Государства к простому человеку не сильно изменилось со времен Ивана Грозного. Для Государства простой человек винтик, материал, пушечное мясо, единица. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть наше ТВ и узнать, что в лесах на Северо - Западе страны после 60-ти лет после войны лежат останки тысяч не похороненных воинов, узнать о том, что каждый погибший гражданин США известен и учтен, сравнить как ухаживают за русскими воинскими захоронениями в России и за рубежом.

Острота жизни. Последнее время чувствую жизнь как-то острее, богаче. Восхищаюсь ее богатством, красотой, сложностью. Сожалею, что многое не узнал, не постиг. Не постиг даже самого необходимого. Например, устройство самого себя. Почему это нужно только анатомам, хирургам и врачам? А мне? И еще есть не то что обида, а некое сожаление, что она как-то быстро прошла, что многое не сделано, не реализовано и что, многие эту остроту не чувствуют, будто у них за спиной в запасе еще несколько жизней. Нельзя ничего переносит на потом, потом не будет. Не будет у меня сейчас своей печатной книги – не будет её потом. Не будет сейчас поездки на Байкал, не будет её потом. Не прочитаю я те книги, которые я когда-то хотел прочитать, не прочитаю их никогда. Не узнаю я у отца подробности его жизни, не узнаю их никогда и пр., пр.

Изменилась наша жизнь. Мы влились в общий мир с его проблемами. И с сожалением узнали и ощутили, что мир не так уютен, как тот, в котором мы жили при социализме. Стиль жизни нынешнего мира – агрессия и экспансия. Сильный съедает, поглощает слабого, расширяет сферу своего влияния. Миром правит капитал. Но, одновременно существует и система противовесов – законы, воспитание терпимости, толерантности, политкорректности.  У нас в стране эта система пока не работает, но обязательно заработает. Все утрясется и отрегулируется.

Как быстро проходит жизнь. Пока живы были родители, казалось, мы еще молоды. Родители всегда были советчиками, защитниками, друзьями. И вот их нет, и словно рухнула стена, ограждающая нас от самого страшного и неприятного.

Раздражение от нелепых реформ, от предстоящих запланированных неприятностей, от нарастающего давления на нас, простых людей иногда достигает высшего предела и кончается осознанием полного бессилия и чувства незащищенности от людей, которые решают там за нас наверху. И это чувство ненависти к нынешней идеологии «ДЕНЬГИ РЕШАЮТ ВСЕ». Кто этих людей может остановить? Почему у нас такая не любящая своих граждан Дума?

Сегодняшняя передача Познера «Времена» вся была посвящена правде о Великой отечественной войне. Выяснились цифры потерь среди военных. Разброс поразителен! От 8 млн. чел. до 24 млн. Главный вопрос в связи с  этим стоял так – Нужна ли нам правда о войне? Мнения разделились. Высшие кадровые военные считают, что не нужна. А многие считают, что если мы не будем знать и узнавать правду о войне,  то тем самым мы еще больше укрепим в народе мнение о том, что человеческая жизнь в России ничего не стоит.

Подумалось с некоторых пор. Нет мамы, папы, дедушки, бабушки, дядей и тетей. Все ушли в лучший мир. Кто о них расскажет, кто передаст радость общения с ними, с их родиной? Только я, и потому я сижу, вспоминаю, записываю, рассказываю о них. Не хочется, чтобы их жизни затерялись, забылись. Может также кто-то вспомнит и обо мне в свое время.

Вообще наблюдаю в себе какое-то томление души, ожидание, или желание чего-то нового свежего, сильного, необыкновенного и непременно духовного. А жизнь скучна, груба, безжалостна.

Последний разговор с Романом зашел о морали нашего общества. Поводом был недавно произошедший ужасный случай на Алтае, когда 16-летний подросток убил всю семью, для того, чтобы покататься на автомашине главы семьи. Роман убежден, что морали нет, что всегда действует «эффект соленого огурца», т.е. если человека погрузить в соответствующую среду надолго, то он станет таким же, как окружающие, как огурец в рассоле становится соленым (вспомни – армию, тюрьму, коллектив, объединенный общей жизнью). Т.е. важен социальный статус человека, он и определяет его поведение. Очень правдоподобно, но и грустно и не хочется с этим соглашаться. Впрочем, из этого правила уже сразу видны исключения – есть небольшое количество людей, которые, несмотря на обстоятельства, все равно действуют согласно своим правилам и нормам.   

Очень интересно наше пост-перестроечное время. Хочу остановиться только на двух пересекающихся моментах – широкое распространение идеи катастрофизма в стране и мире и появление неких людей-демонов. Нам уже лет 15-20 СМИ внедряют в мозги одну идею – нашей стране (а может и миру) конец. Когда это произойдет и по каким причинам, все говорят по-разному. Кто предвещает «конец света» через 5 лет, через 15 лет, кто через 50. И причины называются разные – раскол страны из-за экономических, политических или религиозных причин, нашествие иноземцев (тихое заселение земель), истощение ресурсов, плохая экология, низкая рождаемость, пьянство и наркотики, падение метеорита…

На  телевидении появляются «демоны» нагнетающие обстановку – Невзоров, Караулов, Доренко, Леонтьев. Мы, слушаем их правду, узнаем, что и в политике все плохо, и экономика наша никуда и все продажные и никчемные. Появляются совершенно легендарные личности вроде Генерала Димы (кто помнит?), Мавроди, Грабового, Черномырдина, Жириновского, Лебедя. Все кажется драматичным острым и неразрешимым в какие-то моменты, потом люди-легенды уходят (или успокаиваются) и как-то все «рассасывается» само собой.

Так может еще не все так безнадежно? Поживем?