21-й век. Не пора ли оплакивать книгу?

Ольга Раева
Мое поколение  выросло с книгой в руках, а старится возле компьютера. Вот на верхней полке  домашней библиотеки стоят синие тома Большой Советской Энциклопедии. Уже не вспомню, когда в последний раз снимала с полки том. Если нужна справка, поисковая машина в Интернете всегда выдаст несколько приличных статей.   Мы вынуждены принимать перемены в нашей жизни, наступившие благодаря возможностям информационных технологий. Поначалу с недоверием и долей осторожного скептицизма, а потом, оценив компьютерные удобства, без них не мыслим дня прожить.

Конечно, мы не отвыкли от печатного слова. Книг и журналов печатается сейчас много. Но подчас в угоду коммерческим  интересам снижаются требования к содержанию и художественной ценности печатной продукции.  Многое из того, что печатается сегодня, завтра отправляется в корзину. Случается и другое. Для того чтобы добыть серьезную информацию, мы открываем сайты в Интернете. Значит ли это, что печатное слово - устаревшая технология прошлого века? Пока такого сказать нельзя. Да, новое теснит старое, но в меру, привычное пока сохраняется.

А что будет завтра? Каковы границы компьютерной экспансии? Что станет с печатными изданиями, книгой, например? Выживет ли книга или неизбежно перекочует в компьютер? Что будет с  библиотеками? Будет ли у нас, читателей, выбор? Словом, вопросов много. В поисках ответов посмотрим сначала на цифры.

Английская компания Netcraft провела исследование, в результате которого было подсчитано количество сайтов в сети Интернет. По данным компании на начало 2008 года в мире насчитывалось 163 миллионов сайтов. Утверждается также, что ежегодно «издается» более 70 миллионов сайтов .  В то же время по экспертным оценкам ЮНЕСКО (точной статистики не ведется) в 2006 году в мире было издано 900 тысяч наименований печатных изданий . Цифры несопоставимые. Кажется, нас накрыла волна электронных масс-медиа.

В странах с развитыми ресурсами сети Интернет число веб-сайтов значительно превышает  число издательств, выпускающих печатную продукцию. Например, в Швеции, в 2004 году, по данным исследователей, насчитывалось около 60 тысяч веб-сайтов,  что в 20 раз превышало число традиционных издательских домов этой страны . Посчитано, что ежегодно в Национальную библиотеку Швеции поступают обязательные экземпляры печатной продукции. Чтобы расставить их требуется  1,7 километров полок, а архив электронных изданий занял бы около  25 километров виртуальных полок .

Выходит, действительно,  печатная продукция, как среда распространения информации – вчерашний день? Под напором сокрушительной статистики первым на ум приходит ответ «да».   Поэтому разберемся сначала в аргументах в пользу электронные масс-медиа.
Электронные средства массовой информации дешевле в производстве, доступнее, их легче хранить. Создать веб-сайт можно за две недели. Для того чтобы выпустить печатное издание нужны месяцы, иногда, годы.

Книги доступны в библиотеках личных и общественных. По данным международной библиотечной ассоциации ИФЛА (International Federation of Library Associations) в 2004 году в мире насчитывалось 850 тысяч библиотек . То есть, по приблизительным подсчетам, на 8 тысяч человек в мире приходится одна библиотека.

А доступ к электронным ресурсам возможен с любого компьютера, если мы пользуемся цифровым носителем информации, или с компьютера, подключенного к сети Интернет. Общее количество персональных компьютеров в мире составит  к 2010 году около 1,3 миллиардов, так  утверждают исследователи  американской компании Forrester Research , примерно по компьютеру на каждые пять человек нашей планеты. Значит, и по доступности  электронные издания, которые можно прочесть с помощью компьютерных технологий, выигрывают в сравнении с бумажными.

Электронную информацию легко хранить, она компактна, не подлежит порче, ее можно продублировать, наконец. Электронный формат более креативен. Изображение на экране компьютера оживает, текст можно представить в широкой гамме красок, сопроводить  звучанием, использовать и  другие эффектные приемы. С электронными текстами легко управляться. Поиск нужной информации производится с невероятной быстротой. За короткое время можно просмотреть большой объем необходимого материала. Можно скопировать и сохранить в своем компьютере отдельные фрагменты, чтобы потом прочитать их внимательней. Кстати сказать, книжные тексты мы использовали примерно так же. Помните все эти закладки, ксерокопии, вырезки и склейки? Только времени это отнимало больше. Словом, наши потребности в использовании текстов не изменились, но в электронной среде они реализуются быстрее и  продуктивней.

Но вернемся к книге. Ведь  книга книге рознь. Есть учебники, справочники, информационные издания, рекламная продукция, но есть и манускрипты, монографии, альбомы по изобразительному искусству. В прошлом веке они дружно стояли на полках библиотек, корешок к корешку. В новом электронном веке, похоже, их дороги разойдутся. Книги будет сдавать свои позиции.

С этим положением не все готовы смириться. Еще очень сильно эмоциональное восприятие слова «книга». Потому что есть Библия -  самая великая книга. Потому, что есть азбука, наша первая книга. Потому, что у каждого есть любимые книги, и, вспоминая о них, мы вызываем в памяти материальный предмет, который можно взять в руки, обрадоваться знакомой обложке, пролистать страницы. Безусловно, книга - это объект ностальгии.
Но, давайте, не будем горевать по книге, как по прошедшей любви. Разберемся,  насколько хороши новые электронные возможности для нас, читателей. Ведь мы тоже имеем голос.

Если не поддаваться ностальгии  и бросить в будущее трезвый реалистичный взгляд,  то нам не уйти от вывода, что книга, как физический предмет, понемногу станет исчезать из нашего обихода. Вероятно, в первую очередь книги начнут «вымываться» из образовательной и научной среды. В сферах обучения, отраслевой и академической науки первичный статус перейдет к электронным формам информации. Учебники  потеряют свое назначение дополнительной помощи при изучении предмета, или курса, который читает преподаватель.  В электронном виде будут издаваться сами курсы. Переход от классического университетского чтения лекций к электронному обучению, о котором уже давно говорят,  сулит большие экономические выгоды.

Книги неминуемо откатятся с передовых рубежей знаний к тылам развлекательных средств. Ирония состоит в том, что это происходит в то время, когда информация, знания и образование  важны, как никогда.

Позиции книги и раньше пытались поколебать. В начале 20-го века весь мир «заболел» синематографом. Тогда предрекали, что книгу потеснит кино. Позже раздавались голоса, что радио, телевидение и компьютеры  сыграют ту же роль. Да, количество сайтов в Интернете астрономическое. Но и книг пока печатается больше, чем когда-либо. В чем же тогда проблема? И есть ли она?

Людям свойственно ошибаться в оценках будущего. Прогнозы часто подводят нас. Но все новое дразнит наше обывательское любопытство. С одной стороны, есть соблазн  впасть в митинговый тон: «железный конь придет на смену крестьянской лошадке».
С другой стороны, люди и общество в целом склонны недооценивать влияния фундаментальных открытий в долгосрочной перспективе. Так бывало не раз. Например, Интернет своим появлением обязан электронному протоколу, написанному для служебной компьютерной сети министерства обороны США, чтобы облегчить сотрудникам   обмен информацией. О «всемирной паутине» не мог тогда помыслить и самый бойкий фантазер.

В истории мировой культуры большие изменения произошли уже на нашей памяти. Театр сдает позиции кинематографу, кинематограф – телевещанию, телевещание испытывает давление кабельного телевидения, и так без конца. Но такой масштабной атаки, какую сейчас выдерживают печатные издания со стороны компьютерных технологий, трудно припомнить.
Но вернемся к оценке позиций печатной продукции и электронных масс-медиа.
Манускрипты навсегда защищены от нашествия электронных технологий самим временем. Они – всемирное достояние. И, тем не менее, именно будучи оцифрована, как сейчас говорят, переведенными в электронный формат, они станут надежно застрахованными и более доступными.

Что касается монографий, научной литературы и периодических изданий, то их основными покупателями на рынке являются крупные общественные и университетские библиотеки. В прежние времена говорили, что университет настолько силен, насколько велика его библиотека. Но наше время вносит свои коррективы и в это представление. У печатных  монографий есть электронная альтернатива. Электронные версии монографий займут места в электронных библиотеках. Правда, остается вопрос престижности. Многих он занимает больше, чем любые электронные удобства.

Научные журналы. Количество их растет, хотя и не носит столь лавинообразного характера, который наблюдается в области электронных масс-медиа. Сейчас во всем мире насчитывается 200 тысяч научных журналов . Количество их удваивается каждые 10 лет, и тенденция эта пока сохраняется.  Многие журналы, издаваемые на бумаге,  имеют сайты в Интернете, где можно прочитать   электронную версию номеров. Появляются, и в большом количестве, электронные журналы.

Несомненно, научные журналы ждет электронное будущее. И они только выиграют от этого. Раздвинутся границы читательской аудитории рейтинговых журналов, по которым подсчитывается индекс цитируемости авторов. Индекс цитируемости - верный показатель научного веса автора -  зависит,  конечно, и от важности и новизны публикации, но и  от количества прочитавших ее тоже. Кстати, в число критериев оценки научных публикаций давно уже вошло число загрузок полнотекстовых статей из электронных баз данных. Но раздаются и такие разумные суждения, что при огромном вале электронной периодики неизбежны искажения, ошибки, видоизменения материалов. Для этого, считают, надо бы иметь бумажный эталон, чтобы можно было произвести сверку подозрительного текста.

И, наконец, книга, перенесенная на экран компьютера, на «электронные страницы», все равно остается книгой, произведением литератора или ученого. Также как тексты, которые мы писали раньше на бумаге от руки, а сейчас набираем на клавиатуре компьютера, не теряют при этом смысла, содержательности и художественной окраски. Книжные тексты просто сменят  среду обитания.

От всех этих аргументов в пользу электронных средств массовой информации перейдем к выдвижению контраргументов в защиту книги. Они так и напрашиваются сами. Хочется сказать, что книга всегда останется  книгой, что её не измерить аршином экономии и эффективностью электронных технологий. Можно говорить о непреложной исторической роли книги в формировании творческого сознания и интеллектуальном развитии. Но главный аргумент – это сама книга, добротный переплетенный бумажный том.

Много говорят, что электронная подача материала слишком суха, технична, не греет душу. Листать экран монитора нельзя, с ним не так уютно забраться под плед, пошуршать страницами нельзя, исчиркать, тоже не получится. Но это только пока. На выставках информационных технологий уже демонстрируют мягкие сгибаемые экраны. Переход на другую страницу электронного текста максимально приближен к  пролистыванию, звуковое сопровождение имитирует  шуршание бумаги. Разработчики электронной техники учитывают человеческие слабости и стараются угодить. Значит,  скоро с электронными страницами можно будет проделывать всё, или почти все, что и с бумажными.

Наконец, на чем все-таки надежнее хранить, на бумаге, или на электронном носителе? На электронном, напрашивается ответ. Но ведь книгу вы всегда прочтете. А если лет через пятьдесят у вас в руках окажется старый электронный носитель информации, сможете ли вы найти электронное устройство для его прочтения?

Техника стремительно развивается. Не знаю, все ли читатели помнят первые компактные носители информации, - гибкие дискеты размером 8 дюймов? Их давно перестали производить. И если вдруг кому-то потребуется  считать информацию с этих носителей, он столкнется с  проблемой едва ли разрешимой, ведь компьютеры с такими дисководами уже давно исчезли. Значит, придется и над этой проблемой работать. Следить за актуализацией электронных носителей информации, копировать, перезаписывать, переиздавать.  Надо бы  подсчитать и затраты, ведь  платить за все это придется нам, потребителям,  при очередной покупке электронного издания.

Бумага боится огня, воды и грибка. Но, оказывается, что и электронные носители информации не обладают абсолютными превосходствами.
Хорошая книга всегда останется предметом любви, уважения и почитания. А в 90-х годах прошлого века, когда  электронные издания зарождались, почтения к ним было мало. На них даже избегали ссылаться, такими  непрезентабельными в интеллектуальном отношении они казались. Но времена меняются, и электронные масс-медиа поднимаются в полный рост. Ни у кого уже не осталось сомнений, прилично ли делать ли ссылку на вэб-сайт.

Хорошая книга – произведение высокого мастерства, а иногда – искусства. Иллюстрации, переплет, набор. Держать такую книгу в руках – большое удовольствие. Человек не отказывается от удовольствий ради рациональных соображений. На экране компьютера, справедливости ради надо сказать, происходят необыкновенные вещи. Изображение становится все ярче, музыка, голоса, пенье птиц. Картинки оживают, талантливые художники делают их волшебными. Но пока еще это отстраненная и холодная среда. Волшебного момента единения материального с духовным, увы,  нет.

Конечно, книга выживет, как выжило радио. Несомненно, выживут книги и журналы для развлечения, отдыха и путешествий. Будут в почете дорогие подарочные издания, альбомы репродукций. Рынок любит либо массовое, либо эксклюзивное.
Книги информационные, учебные, научные, справочные, похоже, перейдут в электронный формат.

Конечно, такие изменения не происходят в один день. Не будет и абсолютного отрицания старого. И среди читателей пока не сложилось  единого предпочтения той или иной подачи материала. Например, специалисты гуманитарных областей, сама профессия которых привязана к книге,  больше любят пользоваться печатными изданиями, а электронными масс-медиа – меньше. У работников технических специальностей всё наоборот, им привычнее общаться с компьютером, и чем больше у него возможностей, тем большими сторонниками электронных изданий они становятся.

Издатели не должны остаться в проигрыше. Они просто переориентируют свой бизнес. Сейчас они издают печатную продукцию, предлагая читателям за дополнительную плату электронную версию издания. В будущем, вероятно, основным носителем издаваемой информации станет  электронный вариант. Бумажную копию издания читатель сможет заказать за отдельную плату.
Что сказать в конце? Тенденции наметились, технологии подстегивают, читатель, в основном,  не ропщет. Но конечный выбор остается за ним. Будущее покажет, как быстро будет расти электронная подписка, открываться электронные библиотеки, насколько обгонят продажи электронных изданий  продажу традиционных печатных.

А пока еще можно взять увесистый том с полки,  всмотреться в записи на полях, и, отогнув заложенный уголок страницы, перечитать любимое место.