Настенька

Владимир Павлинов
     Возвращаемся из парка. Настенька, ей один год и пять месяцев, гуляла первый день на своих ножках, без детской коляски. Недалеко от дома, внучка просится на руки. Я ей: спой песенку, возьму на руки! Ля-ля-ля…, ля-ля-ля… поет малюсенькая девочка, едва научившаяся ходить и говорящая пока еще только: мама, папа.
Беру ее на руки. Ля-ля-ля…
     Гуляем по парку. Настенька устала. Только второй день, как мы гуляем без коляски.  Заходит вперед, останавливается передо мной, и, совершенно неожиданно для меня, ля-ля-ля, ля-ля-ля…
     Я чуть не расплакался от умиления.
     ---

     И вот опять возвращаемся с прогулки. На том же месте, что и прошлый раз, внучка тянет ручки и, ля-ля-ля, ля-ля-ля… Оказавшись на руках, петь прекращает и с интересом смотрит мне в глаза. Надо петь еще или нет?  Спой песенку! Звучит несколько ля-ля и вновь она умокает. Ждет новой просьбы. И, услышав ее, тут же: ля-ля-ля....
---
    
     Другой день. Вновь возвращаемся с прогулки из парка. Настенька, спой песенку! Неааа, певуче тянет она. Не хочется ей петь.  Ну, пойдем ко мне на руки. Она с радостью тянется, и, как только удобно устраивается, в благодарность звучит: ля-ля-ля…
---

     Веду Настеньку по бордюру. Она находит на нем красивый каштан и подает его мне.  Беру, и целую ей ручку. Это ей нравится и она, вновь подает руку для поцелуя.  Целую, ручка опускается и вновь тянется ко мне. Я делаю вид, что не вижу. Настенька протягивает мне руку к самым губам и своими губками изображает воздушный поцелуй и причмокивает, ну, мол,  дедушка, ну, поцелуй ручку.
10.09.2010г.

     Дочка рассказывает, как Настенька говорит ей: мама, одень мне тандалии на талготы  (то есть одень мне сандалии на колготы).  А мне, несколькими днями позже, при возвращении с прогулки: деда, снимай тапоги и одень мне тандали
10. 03. 11г.

     Бабушка готовит на кухне, Настя сидит рядом за столом и пытается выговорить слово.   
     Фое, фое, повторяет она.
     Бабушка улыбаясь, поправляет, не фое, а свое, нужно говорить.
     Скажи: свое, свое…
     Фое, фое, вторит Настя.
     Нет Настя, попробуй сказать не фое, а свое.
     Настя помолчала и говорит: мое.
     17.06.2010г.


     Сидим на кухне, я кормлю внучку Настеньку. Ей два года и два месяца. В какой то момент, она, хитренько глядя на меня, заявляет: деда, ты дурак.
     Я ей отвечаю. Ну, спасибо тебе Настенька, порадовала. Я, тут, через весь город еду к тебе, умываю, одеваю, вот кушать приготовил, а ты меня так обзываешь.
     Настенька потупилась и говорит: Деда, я дура…
     4. 07. 2010г

     Указывая на градусник и не зная, как он называется, Настенька говорит: это тематула (температура).
     06.07.2011г

     Гуляя по парку, подошли к красивому искусственному  водоему с металлическим ограждением. На причудливой скале из ракушника, примыкающей к бетонному поясу, опоясывающему водную гладь, возвышающейся над ее поверхностью, греются черепашки.
     Настеньке, очень хочется, их потрогать и она пытается протиснуться сквозь прутья ограды.
     Настенька, не получится, говорю ей, узко, не пролезешь.
     Она пыхтит, и так и так пробует пролезть - уж очень интересные черепашки.  После нескольких безуспешных попыток, не зная, как сказать, что бы я перенес ее через ограду, говорит: деда, получи меня и указывает на ракушник. И тут же поет несколько строк из славного мультфильма –  "38 попугаев : что-нибудь получится, а если не получится, попробуем опять...
---
    
     Возвращаемся домой. На выходе из парка, Настенька запросилась на руки.  Деда, понеси меня.
     Лапочка, я не могу, у меня вава. Вава, на ее языке - что-то болит.  Она смотрит на меня и говорит: деда, я понесу тебя.
     Ой, как хорошо радуюсь я и думаю, как же это она попытается сделать.
     Настенька примеривается, пытается обхватить мои ноги, потом упирается и начинает меня подталкивать вперед - деда, я несу тебя.
---

     Вот и дверь парадного. Внучка подбегает к ней: я сама, я сама и нажимает на кнопки кодового замка. Дверь не открывается. Я стою, жду.
     Замок не слушается. Настенька понимает, что здесь что-то надо знать, какой-то секрет.   
     Продолжая нажимать на разные кнопки, оборачивается ко мне: деда, научи меня, деда, научи меня...
---

     Внучка нарушила запрет и дедушка поставил ее в угол. Через несколько минут, говорю ее прабабушке, ей 98 лет, скажите Настеньке, пусть попросит прощения.
     Услышав вразумление, она  подходит ко мне закрывая глазки ручкой и что-то неслышно шепчет.
     Я молчу.
     Настенька смотрит, затем протягивает ко мне ручки: деда. я тебя люблю!
     Деда обезоружен и расстроган...
     07.07.2010г
     ---
    
     Настенька с прабабушкой сидят за столом на кухне. Малая уже покушала, а  прабабушка пьет чай.
В руках у Настеньки круглый стаканчик. Она им катает по столу и говорит: я пельмени делаю. Покатала, покатала, взяла невидимый кусочек "теста",  помяла его пальчиками и подает прабабушке: на, кушай пельмень.
     Ой, спасибо Настенька!
     А теперь, сделай пельмень себе. Говорю ей.
     Настенька недоверчиво смотрит на дедушку.
     Я повторяю: сделай теперь  себе и скушай, пельменчик.
     Я не хочу, заявляет Настенька и отправляет в рот лежащие рядом черешни...
     11.07.2011г

     Вспомнив или ощутив что-то, малышка  говорит, деда, меня кто-то обижает.
     А кто тебя обижает, лапочка?
     Не знаю…
     09.08.2011г

     Неотразимая логика
     Сидим за столом, Настенька обедает. Деда, я супчик скушаю, ты дашь мне печенье.
     Я молчу, думаю, не много ли ей будет, тут и без печенья вон сколько.
     Настеньке очень хочется печенья. Оно, в пачке, лежит неподалеку, на виду.
     Печенье вкусное, уплетая супчик, говорит Настя и смотрит на меня,
     Я молчу. Еще не решил, сразу после обеда дать ей печенье, или когда поспит.
     Деда, ты дашь мне печенье, не унимается внучка. Пять дней назад, ей исполнилось два года пять месяцев.
     Только я хотел ей ответить, Настенька заявляет.
     Деда, мама купила печенье, значит, его нужно кушать.!
     Дедушка сражен.
    Желанное печенье тает в ротике крошечного аналитика.   
    10.09.2011г

     Навстречу, по параллельной дорожке парка идут жених и невеста, в сопровождении свадебного эскорта.
     А по нашей дорожке, подходят молодые симпатичные свидетели, девушка и парень.
     Будьте счастливы ребята! Говорю им. Они улыбаются и, наверное, думают, что их спутали с молодоженами. Настенька постояла, посмотрела им в след, и мы идем дальше.
     Проходим мимо сидящих на лавочке, у водоема,  дедушки и двух бабушек. 
     Будьте счастливы ребята! Говорит им Настенька.  Они, улыбаясь, смотрят на нее.
     Это не ребята, поправляю.  Нужно сказать будьте счастливы дедушка и бабушки!
     Урок воспринят и повторен звонким радостным голосом прелестной девочки. Сидящие на скамейке цветут улыбками.
     Идем дальше.
     Будьте счастливы птички!
     Будьте счастливы деревья!
     Будьте счастливы гули - Настенька со всей щедростью  раздает окружающему миру счастье.
     Чуть позже, поразмышляв, она продолжила.
     Будьте счастливы дедушка и бабушка.
     Будьте счастливы мама, папа, Никита и я, Настя. 
     Иду рядом и дивлюсь на это маленькое чудо. Внучке всего два года пять месяцев. А она   себе пожелала счастья, только после того, как осчастливила всех...
     Подходим к парковому водоему. Ну что Настенька, пойдем вокруг озера, предлагаю ей.   
     Искусственное озеро приличное по размерам, на обход нужно около получаса.
     Настенька останавливается и глядя на меня заявляет.
     Деда, это же не шутки, вокруг озера...
     Смеемся с ней вместе и направляемся в обход...
     7. 10.2011

     Мама ищет дочкины перчатки и не находит.
     Настя, где твои перчатки?
     Мама, перчатки потерялись, остались только ручки, отвечает дочурка.
    17.10. 2011г.

     Настенька, ей неделю назад исполнилось два с половиной года, подбегает ко мне и говорит.
     Деда, я хочу писить.
     Неси горшочек.
     Настенька сбегала за горшком и ставит его рядом со мной.
     Ой деда, скорее, я проливаюсь!
18.10.2011г.

     Настя садится за стол и собирается кушать банан.  От ее наблюдательного взгляда, не ускользнула пачка печенья, лежащая неподалеку.
     Банан вкусный и внучка с удовольствием принимается за него.
     Воспользовавшись моментом, пока  она отвлеклась, убираю печенье.  Банан нужно кушать отдельно от всего. Поэтому, с печеньем придется подождать. 
     А где печенье? С удивлением спрашивает Настенька, только что видевшая сладость неподалеку от себя.
     Печенье мышка украла. 
     Настенька расстраивается и плаксиво говорит. Мама печенье покупала, покупала, а мышка его украла.
     Немного помолчав, с сожалением и укоризной, повторяет. Мама печенье покупала, покупала, а мышка его украла.
     Еще помолчав, с надеждой произносит. Может мышка принесет его обратно? Или мама еще купит?
     Я чувствую, что зря овиноватил мышку и говорю. Мышка не украла, она взяла его поиграть. Поиграет и принесет.
     Настенька воспряла. Мышка, мышка, принеси печенье, доверчиво говорит она. И. успокоившись, продолжила наслаждаться бананом.
     Через время, возвращаю печенье на видное  место.
     Забежав на кухню, внучка видит его и радостно восклицает. Деда, мышка поиграла и вернула печенье! Ура!
     19.10.2011г

     До недавнего времени, внучка, сделавшая что-нибудь непозволительное, на вопрос, зачем ты это сделала, не зная, как объяснить, отвечала тем же словом «зачем».
    Теперь же, на тот же вопрос, стала говорить: «не знаю».
     2. 11. 2011г.

     По  двору важно шествует рыжий  кот.
     Увидев его, Настя восторгается: мама, смотри какой румяный кот!
     14. 05.2012г.

     Прабабушка приболела и ей вызвали доктора.
     Настеньке все интересно. Она тут же. Внимательно наблюдает за происходящим.
     Тетя, а что это такое? Указывает на врачебную печать.
     Можно мне ее взять?
     Доктор улыбаясь, нет, это я никому не могу давать.
     А где вы это взяли?  Любопытствует Настенька.
     Я долго училась в медицинском институте и, когда окончила его, мне эту печать торжественно вручили.  Вот, смотри, тут моя фамилия есть. Вот видишь буковки?
     Настя буковки видит, но читать еще не умеет.
     Вижу, доверчиво отвечает.
     Медосмотр окончен, проходит часа два. Мы с Настенькой занимаемся своими делами.
     Деда,  подходит она ко мне. Деда, а когда я стану другой Настей, у меня будет такая печать?
     Ну, если будешь умничка и окончив школу, выучишься на доктора, то будет.
     Настя задумчиво смотрит на меня.
     А я смотрю на нее и думаю. Вот ведь,  три годика и полтара месяца  ребенку, а уже осознает, что она должна стать другой, не такая как сейчас, чтобы стать доктором с печатью…
01.06. 2012г.

     Сидим, обедаем. Настенька трудится над супчиком. Скушала все густое, остался бульончик. Маленькая ложечка медленно освобождает тарелку.
     Вот, возьми столовую ложку, дело пойдет веселее.
     Ой деда, ложка такая большая, что у меня глаза слипаются!
     Сидим смеемся.
     01. 06. 2012г.

    Данилка забрался в ямку между округлой спинкой дивана и углом стен и не может вылезти оттуда . Настя, видя это, обеспокоилась.
     Деда, достань Даника.
     Подошедший дед говорит. Ну сам залез, пусть сам и вылезает. 
     Деда, а ну ка достань моего братика – нахмурила бровки Настя.
     Да не буду я его доставать, он же сам залез, вот пусть сам и выбирается.
     Я кому сказала, достань моего братика– стала наступать на деда Настенька.
     Бабушка и дед рассмеялись этой заботливой напористости  внучки о своем братике.
     06.06.2012г

     Данилка  ухватил у меня из под рук  отвертку и взялся чинить  что-то, ведомое только ему.
     Дай пожалуйста, прошу понадобившийся инструмент.
     На деда, протягивает  внучек, хотя ему явно не хочется расставаться с новой игрушкой.
     Ты мой хороший, ты мой любимый, беру его на руки и целую.
     В это время подходит Настенька.
     Данилка тут же помчался  по своим делам, а я думаю, нужно приласкать и внучку.
     Иди ко мне, ты моя хорошая, ты моя любимая!
     Внучка прищуривает глазки и вопрошает о недавнем.
     А почему тогда, ты меня ругал?
     06.06.2012г.

     Дедушка, я же встала давно, зачем же мне ложиться спать?
     Вот если бы ты встала недавно, то, ложиться было бы рано, а ты проснулась давно и поэтому нужно поспать.
     Хорошо, деда, я лягу, но в следующий раз я встану недавно.
     17.11.2013г

    Настенька, благодаря стараниям бабушки, ходила в "школу" - на курсы обучения чтению и счету для малышей и теперь, в возрасте четырех с половиной лет, бойко читает.
     Поздний вечер, время ложиться отдыхать.
     Бабушка с внучкой взяли по книжке, и улеглись.
     Настя читает громко.
     Через некоторое время, бабушка, утомленная дневной маятой и многими трудами, задремала.
     Я говорю внучке, Настенька, читай пожалуйста потише, видишь бабушка задремала.
     Она, посмотрела на бабушку, потом на меня и говорит, хорошо дедушка, я буду читать в себя и стала читать молча.
     19.12.2013г


     Бабушка с Настей идут по улице.
     Я пить хочу, обращаясь  к бабушке говорит Настя.
     Потерпи, у нас с собой нет водички.
     Настя настаивает. Я пить хочу.
     Бабушка шутя: ну, если сильно хочешь, вот лужица, напейся.
     Настя в ответ, нее, я не хочу козликом стать.
     ---

     Бабушка с Настей идут по делам. Настя то и дело забегает вперед, перед бабушкой.
     Настя, что это у тебя за манечка под ногами путаться?
     Нее, бабушка, это у тебя манечка сзади ходить!
     06.02.2015г.