Родившей в СССР

Ольга Дерсу
      Не  знаю,   как  сейчас,  а  в  прежние  времена  всем,  родившимся  на  Дальнем  Востоке,  вместе  со  свидетельством  о  рождении  выдавали  большую  жёлтого  сплава  медаль, где  был  изображён  ребёнок,  а  по  окружности  сделана  надпись:  РОДИВШЕМУСЯ   НА  ДАЛЬНЕМ  ВОСТОКЕ. 

Есть  такая   медаль  и  у  моего  сына.  Он  родился  в 1979 году в  роддоме   №5       г. Владивостока, ул.Черёмуховая, что  на  мысе  Чуркин.  Рождение  каждого  своего  ребёнка  помнит  любая  мать,  сколько  бы  детей  у  неё  ни  было.   Явление   это  долгожданное,  ответственное  и  очень  памятное.  Помню  и  я  всё  до  мелочей,  как  произвела  на  свет  своё  дитя.  Долго  сомневалась,  стоит  ли  об  этом  писать,  но,  чем  больше  сомневалась,  тем  больше  хотелось  рассказать,  в  каких  условиях  рожали  советские  женщины. 


 Сейчас,  вроде,  всё  меняется  в  лучшую  сторону.  Ввели  родовые  сертификаты,  за  положительные  отзывы  и  результаты  работники  роддомов  имеют  дополнительные  дивиденды.  В  спокойное  советское  время,  в  те  самые  годы  застоя,  рождалось  детей  больше,  чем  сейчас.  Хорошо,  что  в  последнее   время правительство  озаботилось  повышением  рождаемости  в  нашем  малонаселённом  государстве,  иначе  государства  просто  может  не  стать,  а  на  пустые  территории  придут  другие  этносы.



 Прогнозы  по  голубоглазым  северным  народам    неутешительные.   Хорошо  бы  было  собрать  по  всему  миру  русских  обратно  в  своё  отечество,  как  в  своё  время  сделал  Израиль.   Для  этого  надо,  чтобы  они  захотели  вернуться.  Условия  возврата:  приличный  уровень  жизни,  наличие  не  самой  низкооплачиваемой  работы,  социальная  защищённость,  ответственность  государства  за  каждого  своего  гражданина.  Видимо,  пока  наша  страна  не  в  состоянии  взять  на  себя  такие  обязательства,  ввиду  того,  что  сами  россияне  живут  пока  не  очень  богато,  а  точнее  бедно.   Будем  надеяться,  что  всё  изменится к  лучшему. 


Итак,  о  советском  роддоме.  Когда  пришло  время  рожать,  меня  положили  в  роддом  №5  на  два  дня  раньше.  Я  эти  два  дня  помню  плохо,  т.к. постоянно кололи  димедрол,  а  с  ним,  как  известно,  чувствуешь  себя  полным  идиотом:  наступает  какое-то  полное  отупение  и  безразличие,  но  и  заснуть  толком  не  можешь,  лишаешься  всякой  воли,  силы  тебя  покидают.  Всё  это  время  у  меня  были  слабые  схватки, которые, однако,  не  дают  заснуть. Через  два  дня  меня  перевели  в  родовую  палату – решили,  что  я  созрела  для  родов.



 Какие  роды, когда  я  двое  суток  не  спала.  Для  родов  нужны  силы.  Врач  меня  посмотрела  и  каким – то  образом  определила,  что  у  меня  отошли  воды  и  мне  надо  срочно  рожать.  Но,  видимо,  моё  состояние  было  таким  слабым,  что  мне  назначили  электросон,  и  он  меня  спас.  Я  проспала  несколько  часов и  ко  мне  вернулись  силы.  Первое,  что  я  почувствовала,  когда  проснулась – это  нарастающую  адскую  боль  приближающейся  схватки. 



 Боль  адская  оттого,  что  раздвигаются  тазовые  кости.  Схватки  сначала  редкие,  а  потом  через  каждые  две  минуты.  Не  успеваешь  отдохнуть  от  боли.  Частые  схватки  говорят  о  том, что  скоро  произойдёт  самое  важное.  Я  стала  проситься  лечь  на   кресло  в  родильном  отделении,  но  мне  всё  говорили,  что  надо  потерпеть   потому,  что  там  нет  свободных  мест.  Меня  просили  не  тужиться.  А  как  это  возможно – не  объяснили.  Известна  русская  поговорка,  что  с…ть  и  родить  нельзя  погодить.


 Наконец,  врач  меня  посмотрела  и  с  удивлением  обнаружила,  что  у  меня до  сих  пор  не  отошли  воды.  Под утро мне  прокололи   плодный пузырь  и  сразу же начались сильные потуги.   Врач, наконец, разрешила  пойти в  родовую палату.  Желание  скорее  уже  родить  было  непереносимым.  Я  бросилась  бежать в родовую,  но, оказывается,  побежала не в ту сторону. Врач  закричала: «Куда вы. Не туда!  В   другую  сторону!». 


Я  быстро изменила направление  и,  вбежав  в  родовую,  сходу  взяла  высоту, запрыгнув  сбоку  в  свободное  кресло,  и  развалилась   там  в самой бесстыдной позе.  Акушерка   засмеялась: «Женщина, есть же ступеньки!».  Но  мне было не до ступенек.  Хотелось  уже  приступить  к  процессу. 


Я  подчинилась  приказам  акушерок  и врача.  Всё  делала по  инструкции.  Наконец,   крякнув  на  весь  роддом,   я  родила своего  ребёночка.  Всё прошло благополучно.   Вот только рассмотреть я его не смогла, т.к. перед родами с меня сняли очки.  Первое, что я произнесла: «Пожалуйста,  не уроните!».



 Акушерка  сказали, что родился мальчик среднего веса. Я-то думала, что родила гиганта!  Ребёнка унесли обрабатывать,  а я заплакала. «Что с вами?» - спросила акушерка.  «Это она   от счастья!» - пояснила ей другая.   Родила я в конце ночной смены – почти в  8 утра  11 января. Начинался  новый  холодный  зимний день.  У  медиков в это время  была  суета  по передаче  смены.  Обо мне все забыли. 


Я лежала голая  на кресле,  но от счастья,  что  всё  благополучно  разрешилось,  ничего   не  чувствовала.  Наконец,  через  несколько  часов,  кто-то принёс   покрывало  и    меня  им  укрыли.   Потом поместили  в палату.  Заснуть  от  всего  пережитого  я так  и не смогла,  сходила  на  обед,  с  удовольствием  поела. А  к вечеру  у  меня  поднялась  температура, заболело горло,  т.к.  начиналась  ангина.


 За  то  время,  что  я  пролежала  голая,  я  сильно  простудилась. Меня  поместили в бокс и стали  лечить  простуду. Ребёнка больной матери, конечно, не носили. Через  трое  суток мне  стало легче,  но, за то время, что я провела в боксе, у меня прибыло  молоко, а что с ним делать, никто не сказал. Ребёнка-то я не кормила. 



Груди стали  каменные и температура опять поднялась  до  39 градусов.  Началась  мастопатия. Наконец,  молодая  акушерка  спросила, отчего я плачу. Я  всё ей рассказала.  Она  показала, как  сцеживать  молоко.  Этим  я  стала  заниматься  постоянно, мне стало легче.  Меня перевели в общую  палату.  Всем  носили  кормить  детей,  а мне - нет.  Принесут  ребятишек,  мамаши  ничего, кроме своих детей,  не видят  и  не замечают. 


А я спрячусь под одеяло и плачу там,  всхлипывая. Обидно  было, что  мне не  носят  ребёнка. Мамаши  возмутились,  что  к ним перевели в палату  простуженную  женщину.  Испугались  за своих  детей.  Невдомёк  им  было,  что  это  не  простуда, а  мои  слёзы.  Я  же  своего  ребёнка  так  и не видела.  Не  выдержала  однажды,  вышла  из  палаты,  где  пять  счастливых  мамаш  кормят  своих  малышей,  и  побрела  в  сторону детского  отделения.  Стою   у  дверей  и плачу.  Не  понимала,  почему  мне  не носят  ребёнка.  Думала,   может  оттого,  что  у  меня была температура  и пока ещё нельзя  прикладывать малыша  к груди.



 Меня  увидела  акушерка  и выяснила причину  моей  печали.  Быстро  сходила  в детское  отделение,  вынесла  и  вручила  мне моего  сына – маленький  тёплый кулёчек.  Она  объяснила,  что  обо  мне  просто забыли.  Вот  так  впервые  я  увидела  своё  губастенькое  сокровище.   Принесла  его  гордо  в  палату  и приложила  к  груди. Мой  сынок  страстно  ухватил  меня  за  сосок.  Я  кормила  его  с  полчаса,  прикладывая то к одной, то к другой груди.  Налюбовалась  вдоволь. 


Соски  стали  болеть.  Ребёнок  был  голоден  и  сосал  неистово. Вечером  я  опять  приложила  его  к  груди  на  полчаса,  а  утром  оказалось,  что  мои  соски  истрёпаны  в лохмотья и  дико болят.  Не  знаю,  отчего  нам  не  сказали,  что  ребёнка  в  первый  день  можно  приложить к  груди  не  более,  чем  на  пять  минут.  Возможно,   говорили,  но  я  в это время  была  в боксе. 


Вообще  в  те  далёкие  годы  никаких  занятий  с беременными  не проводили,  ничему  не  учили.  Надежда  была  на  роддом,  а  там  конвейер  работал  непрерывно,  на  беседы   времени  не оставалось.  Это  сейчас  рожениц  готовят  к  родам,  проводят  обязательные  занятия.  Короче,  появилась  новая  проблема – лечить  соски. Помню,  что  мы  мазали  их  какой-то  белой  мазью,  ребёнку  она  тоже  доставалась  вместе  с  молоком. Но  самое  страшное  оказалось  впереди.               

Прогуливаясь по  коридору, я  поравнялась  с нашим врачом  Лидией  Ивановной.  Она  подошла  ко  мне  и  сказала,  назвав  меня  по  фамилии,  о том,  что  у  меня  обнаружили  гонорею  и  что  меня  теперь  будут  от  неё лечить.

И тут я совершила  непростительную  и  наивную  глупость,  рассчитанную  на  понимание  доброго  доктора. Перед  родами  у  меня  обнаружили  стафилококк,  но лечить  его  можно  было  только  после  родов, о чём  меня и предупредили.  А так как я работала  бактериологом,  то  разницу  между стафилококком  и диплококком  хорошо знала.


Я  повернулась  к Лидии Ивановне,  улыбнулась  и  выдала: «Это  просто  старая  культура  стафилококка,  она  рассыпается  на  отдельные  кокки  при  окрашивании  мазка,  у  меня  стафилококк».   Боже,  какую  картину  гнева я  увидела!  Как я  посмела, попыталась  прикоснуться  к  святая - святых – сфере  компетенции  исключительно  медицинского  работника  и  именно  на  этом  вверенном  ей  участке  и именно  ей – Лидии  Ивановне!  Никогда  не  забывала  её  имя.



И  началось:  уколы  пенициллина  каждые  три  часа,  мои  слёзы  и  мольбы  сделать  ещё  раз  анализ.  Я  даже  попросила  студентку-практикантку  шестого  курса  посмотреть  меня  ещё  раз  и взять  у  меня  анализ.  Она  меня  осмотрела  и  подтвердила,  что  никаких  признаков  гонореи  у  меня  нет,  даже  взяла  мазок,  но  к  нашему  несчастью  в  этот  момент  в  кабинет  влетела  Лидия  Ивановна,   обругала  практикантку,  а  мазок  выкинула. 


Оставшиеся  дни,  что я  провела  в  роддоме,  меня  систематически  кололи  пенициллином  и  выписали  с  «собачьим  паспортом»,  т.е.  известили  мою  поликлинику  о  моём  заболевании.  Это  означало  что,  как  только  я  оклемаюсь  от  родов,  моё  лечение  необходимо  будет  продолжить.


А  какой  позор  на  меня  обрушился!  Спустя  два  месяца  меня  официально  открыткой  пригласили  в поликлинику  и  в  течение  3  месяцев  обследовали.  Нужно  было  каждый  раз  бросать  грудного  ребёнка  и  идти в поликлинику.  При  этом  к  моим  доводам  никто  не  прислушивался. 

Объясняла,  что  мы  с  мужем  не  больны,  иначе  бы  давно  вылечились,  что  до  родов  у  меня  обнаружили  стафилококк.  Ничего не помогало.  Врач  в  поликлинике  убеждала  меня,  что  я  могла  не  знать  о  своей  болезни,  что  она  носит  скрытую  форму  и т.д.  и  т.п.


Роды  действительно  являются  сильнейшей  провокацией, способствующей  выявлять все  скрытые  болезни,  особенно  венерические. В  присутствии  моих  знакомых  лечащий  врач  давала  понять,  что  у  меня  плохая  болезнь. Меня  долго и  основательно  обследовали,  затем  сказали,  что  будут  подбирать  антибиотик,  который  мне  поможет (спрашивается – от чего?) и затем  будут  лечить.  Семья  была  в  курсе  всех  этих  странных  событий,  скрывать  мне  от  них было  нечего.



Наконец,  я  пришла  в  последний  раз,  чтобы  узнать,  чем  меня будут  лечить.  Но,  увидев,  как  я  вхожу  в  кабинет,  врач  почему-то  быстро  зашла  за  ширму  с  деловым  видом,  а  меня  предоставили  медсестре.  Молодая  симпатичная  медсестра на мой  вопрос,  каким  антибиотиком  меня  будут  лечить,  засмеялась  и  сказала,  что  у  меня  нет  ничего  страшного – простой  стафилококк. Антибиотики  мне  не нужны, лечится  он простыми  ванночками с  фурацилином.




Моё  душевное  состояние  в этот  момент было  двояким. Во  мне  боролось  возмущение  с  чувством  облегчения.  С  одной  стороны я  вроде  была  рада,  что  такая  страшная  болезнь  не подтвердилась,  а  с  другой – полна  возмущения,  что  из-за  ошибки  лаборанта  в  роддоме  я  такое  пережила.  Мои  переживания, да ещё  мастопатия, перенесённые  в  роддоме,  закончились  тем,  что  у  меня  пропало  молоко  и  своего  единственного  долгожданного  ребёнка  я  не  кормила  грудью,  вырастила  его  искусственником – на  детских  смесях.




Врачу,  которой  я  неоднократно  говорила,  что  у  меня  не может  быть  такой болезни,  видимо,  стало  стыдно,  и  она  исчезла,  чтобы  на  всякий  случай  оградить  себя  от  непредвиденных  эмоций пациентки. Вот  и  вся  история. Рассказала  я  её  вам  для  того,  чтобы  вы  узнали,  как  рожали  женщины  в  СССР.


Палата  на  шесть  человек,  все  удобства  в общем  коридоре,  неквалифицированные  специалисты,  обращаются  с  тобой,  как  с животными, т.к. такое  важное в  жизни  событие,  как  роды, происходит  на  конвейере, освобождавшем  женщин  от  плода.  Женщин  не  готовили  к  родам.



Но  это в  большом  городе,  а в  деревнях,  думаю,  было  ещё  страшней.  Глядя  на  сыновью  медаль  «Родившемуся  на  Дальнем  Востоке»,  хочется  сказать,  что  в  СССР  нужно бы  было  учредить  ещё  одну  медаль: «РОДИВШЕЙ   В   СССР».  Это  было  бы  справедливо.  У  меня  нет  тоски  по  советскому  обществу,  где  рожали  на конвейере.