Дорога верности

Яна Юрьева
      (Фотография Хатико получена из интернета)

     «Что Вам известно об Акито-ину?» Кто-то переспросит меня: «А кто этот Акину?» «Ну, тогда давайте поговорим о верности!» «Это собака!», - отзываются мои друзья. Да, это известная порода охотничьих собак, которая не утрачивает интереса к себе на протяжении 4000 лет. И вот, однажды, ровно восемьдесят восемь лет назад, а если быть точной, то это случилось 10 ноября 1923 года в Японии (префектура - Акито), раздался очередной щенячий плач новорождённого акито-ину. 4000 раз наступало время цветения сакуры и столько же раз она сбрасывала свои лепестки. Но именно в этот день на щенка обратил внимание один из монахов, ухаживающих за собаками храма. Щенок был истинным акито, но, как и все акито, он был особенным. Он словно говорил: «Я - акито пришёл в этот мир, чтобы во всём идти до конца. Моя жизнь станет моим выбором, выбором  акито-ину. И какой бы она не была, я не пожелаю променять её на другую».
Выразительность прелестной мордочки акито так вдохновила монаха, что он принял решение – хозяином малыша должен стать человек очень умный и столь же добрый. К счастью среди его знакомых был такой человек, профессор Токийского университета – господин Хидэсабуро Уэно.
 
     Однако радость обретения друга была не слишком долгой и спустя некоторое время у профессора случился сердечный приступ, врачи не смогли спасти ему жизнь. В то время Хати было около полутора лет. У нас нет оснований полагать, что Хати не осознал потерю хозяина. После смерти Уэно Хати пытались приютить семьи родных и друзей профессора, но тщетно. Хати был со всеми приветлив и добр, он хорошо узнавал знакомых ему людей, но предпочёл остаться независимым от другой новой жизни.

     Конечно, вы узнали подлинную историю Хатико (в переводе с японского ;;;  – «Восьмой», что означает бесконечность). Подвиг верности Хати запечатлён в памятнике, который был установлен ещё при жизни этой собаки. К нему и сегодня приходят пары влюблённых и все, кто почитает память о Хатико.
Нет той непосильной ноши, которая была бы определена для каждого живого существа на этой земле. Красота природы, красота мыслей и чувств, красота жизни бывает истинной только когда в ней отсутствует всё лишнее.
Но Хатико, кажется, и сам знал об этом. К чему подпрыгивать и привлекать внимание лаем, если есть дорога, ты видишь её и есть силы, чтобы идти по ней.
Истории, похожие на жизнь Хатико известны по всему миру – Россия (овчарки Антэй, Костик, Дойра, Бобик) и Шотландия (скай-терьер Бобби), Польша (Джок) и США (Балто, Шеп), Италия (Фидо), Франция (сенбернар Барри) и Монголия (собака с перебитой лапой, спасшая охрану храма от нападения). По всему миру нас продолжает сопровождать верность, ставшая легендой городов, увековечивших своих героических собак в памятниках.

     Совсем недавно в 2003 году горожане Тольятти собрали пожертвования для памятника, посвящённого овчарке по кличке Костик, который семь лет (с 1995 по 2002 годы) в пургу и в дождь до самой смерти не уходил с придорожной обочины, где погибли его хозяева. Жители Толятти так полюбили Костика, что очень многие пытались приютить его у себя. Он охотно принимал от них знаки внимания, и в своём молчаливом горе не утратил сердечности к людям. Но и он решил идти своею дорогой – дорогой верности. «Голос красоты звучит тихо! Он проникает только в самые чуткие уши!» - говорится в известном изречении.

     Понятие верность происходит от слова вера. Хатико – «Восьмой», родившийся восемьдесят восемь лет назад, девять лет изо дня в день в одно и тоже время приходил на железнодорожную станцию Сибуя, и ждал… Это ожидание было его дорогой. И каждый день он приближался к желанной встрече… Он никого ни о чём не просил и не пытался умереть от горя, он прожил век, который считается максимальным для породы акито-ину – 11 лет (Хати умер утром 8 марта 1935 года). И на протяжении этих девяти лет ни у кого не было мысли, чтобы посягнуть на жизнь Хатико. Наверное, потому, что всем, кто встречался с Хати, он сумел объяснить главное: «У каждого свой путь. Имей уважение к путнику, чтобы не помешать ему продолжить свою дорогу!..»