Площадь потребностей. Записки психолога

Лидия Огурцова
Любой поступок включает в себя мотив и неудовлетворённую потребность. Иногда, поступая определённым образом, мы не задумываемся об истинных мотивах, подтолкнувших нас к данному поведению. Тем более, мы не анализируем потребность, которая заставила нас действовать.

Когда-то американский психолог Абрахам Маслоу изобразил потребности человека в виде пирамиды. В самом низу пирамиды – наши основные (он называл их «базисные») потребности: голод, жажда, сон. Выше он расположил потребность чувствовать себя защищённым. Она может выражаться в стремлении человека купить квартиру, дом, получать хорошую зарплату, найти обеспеченного мужа (быть за ним, «как за каменной стеной»).
   Ещё выше находилась потребность в общении. То, что многие называют «социумом». Здесь же – желание любить и быть любимым. Стремление заботиться о другом человеке. Потребность в совместной деятельности, в принадлежности к какому-то коллективу. Желание вступить в партию, дистрибьюторскую компанию, общественную организацию  гордость за свой класс, студенческую группу – часто мотивированы этими потребностями. К примеру, женщина, сидящая дома с маленьким ребёнком, будет испытывать дефицит общения и неудовлетворённые потребности в служебном росте, в принадлежности к коллективу. Это может подталкивать её к эмоциональным срывам и необдуманным поступкам.
Далее идут потребности в уважении, признании, одобрении. На самом верху пирамиды  Маслоу поместил духовные потребности: стремление к красоте, гармонии, познанию мира и, конечно же, потребность в самовыражении.

Считается, что как только мы  удовлетворяем потребности, находящиеся в основании пирамиды,  тут же актуализируются потребности более высшего уровня.  Конечно, у разных людей приоритетность потребностей может не только быть другой или меняться со временем, но и по-разному мотивировать их деятельность.

Представим себе огромную площадь, на которой идёт предвыборный митинг. Сотни людей окружили сцену с кандидатом в президенты. С какой целью пришли эти люди? Что подтолкнуло их оставить тёплую квартиру, интересную телепередачу, уютное кресло и выйти в дождливую ветреную погоду на площадь? Какую потребность пытаются они удовлетворить? И какую цену они готовы заплатить за  удовлетворение своего желания.
       Вот студент, раздающий газеты. Он совсем не смотрит на сцену. Кто там выступает? Какая разница! Для него это не имеет значения. У него маленькая стипендия, он пришёл заработать денег. Через день вы можете увидеть его раздающим листовки другого кандидата. Установка, работающая в его сознании: время – деньги. Два часа на площади – триста гривен в кармане.
Рядом со студентом девушка, очень симпатичная, весёлая, любимица группы.  Друзья попросили её помочь. Ей доставляет удовольствие заботиться о других. Она раздаёт шарфики с символикой партии кандидата. Ей по душе компания однокурсников. Она смеётся, ей всё здесь нравится. И кандидат ей тоже нравится, правда, о чём он говорит, девушка не слушает.
Подруга, пришедшая вместе с весёлой девушкой, кокетливо вручает шарики и флажки. Девушка очень хочет понравиться. У неё нет друга, и пришла она на площадь, чтобы познакомиться с парнем. Она тоже не слушает предвыборную агитацию кандидата в президенты.
          Две бабули появились на площади задолго до начала митинга и тут же получили весь набор предвыборной продукции: шарфы, кепочки, футболки. Они не спешат уходить: дома скучно, одиноко, а здесь кипит жизнь, да и, может быть, ещё что-нибудь достанется. Спрятав «трофеи» в сумку, они с любопытством прислушиваются к выступающим.
       Отставной военный  командным голосом выравнивает ряды членов партии с транспарантами. Он наслаждается властью, собственной значимостью: сам мэр доверил ему это дело. На сцену он не смотрит. Некогда.
      Женщина средних лет, расталкивая окружающих, пробирается к сцене. Её сын в тюрьме. Она написала письмо кандидату с просьбой о помощи и хочет лично его вручить. Ей всё равно, о чём говорится в микрофон. Главное – вручить письмо.
      К сцене пробирается мужчина с фотоаппаратом. У него дома целая галерея фотографий с выдающимися людьми. Он взял с собой друга, который сфотографирует его. Друг по идеологическим соображениям поддерживает другого кандидата,  но не смог ему отказать, и теперь томится у выхода в ожидании окончания встречи.
     На сцену поднимается женщина, которой кандидат вручает грамоту. Она испытывает непреодолимое желание стать «заслуженным работником». Она пришла выслушать похвалу и одобрение в свой адрес. Она ощущает потребность в восхищении ею других людей.
     Две любопытные девчонки, проходившие мимо, увидев телевизионщиков, завернули на площадь. Они обожают разные шоу, радуются возможности «засветиться» на телеэкране.
     Руководитель ансамбля, учительница по вокалу, звонит по мобильному опаздывающей ученице. Все её мысли, чувства, ожидания заняты предстоящим выступлением её учеников в «депутатском» концерте после окончания митинга. Речи, произносимые со сцены, она не слушает.
      Молодой корреспондент, которому до смерти надоела вся эта  предвыборная трескотня, томится в ожидании окончания митинга, чтобы выключить диктофон и, как он выражается, «свалить» с площади.
     Бабулька, надев очки, внимательно вглядывается в лицо кандидата. Ей очень любопытно, что  за «болячки» на щеках у народного избранника: следы перенесённого заболевания или наведённая кем-то «порча».
     В первом ряду стоит интеллигентный мужчина и внимательно слушает кандидата. Он пришёл специально, чтобы услышать его речь. Он искренне верит в него и надеется, что с его приходом  к власти в стране произойдут большие перемены.
   
    Правда, знакомая картина? Наблюдая за поведением людей, мы не всегда задумываемся о причинах их поступков, часто интерпретируем их ошибочно, соотнося поведение другого человека со своими неудовлетворёнными потребностями. Отсюда происходит непонимание, недовольство, возникают неоправданные ожидания.

      Мотивом людей, пришедших на митинг может быть: любопытство, деньги, одиночество, желание получить подарок (шарфик, кепку, зонтик), желание защитить своего ребёнка (письмо с просьбой о помощи), исполнение должностных обязанностей (руководитель ансамбля), желание почестей и власти, желание быть значимым в глазах окружающих,  потребность в восхищении, честолюбие, желание познакомиться, потребность в принадлежности к группе и т. д.
     Потребность – это  желание получать что-то от других. Одна моя знакомая, состоятельная женщина немного за пятьдесят, завязывала дружеские отношения на партийных собраниях. Эти знакомства помогали ей в ведении бизнеса, да и в личном плане она старалась устроиться благодаря им.
    Мотив – это движущая сила, энергия, наполняющая человека в момент возникновения желания. Люди не всегда осознают мотивы своего поведения. Да и о потребностях часто не задумываются. Они просто едут в гости, встречаются с друзьями, приходят на митинги.
Итак, поступок может быть один, а потребности, приведшие к поступку, – разные.

    Помните фильм Эльдара Рязанова «Гараж»?
Типичная история для 70-80 годов, когда коллектив собирался для того, чтобы решить важнейший вопрос по справедливости: кому дать право на ту или иную собственность. Действие фильма развивается в течение одной ночи в зоологическом музее научно-исследовательского института, где собрались члены гаражного кооператива решить проблему сокращения списка пайщиков... Голосование «списком» прошло бы гладко, и больной вопрос удалось бы решить, если бы не вмешательство одной из пайщиц кооператива. Ко всему прочему, оказывается, что кто-то из участников собрания похитил ключ, запер дверь, и никто не может покинуть помещение. Раздражённым участникам затянувшегося собрания поневоле приходится продолжить заседание. Пытаясь найти ключ, они решают обыскать одну из сотрудниц. Каждый из них аргументирует свой выбор, проговаривая доминирующий мотив.
Основное желание сотрудников кооператива: покинуть помещение, уйти домой.
Произведённое им действие: голосование «за» обыск сотрудницы (нужно найти ключ).
Каждый из проголосовавших, проговаривает потребность, «заставившую» его поступить подобным образом. Давайте вспомним их диалог:
1-й сотрудник: «У меня жена больная!»
Молодожён:  «А у меня невеста здоровая, и она меня ждёт».
2-й сотрудник: «А у меня завтра рано утром запись на радио!»
Дама, директор рынка: « А я вообще встаю ни свет ни заря!»
Дама- секретарь: «Это отвратительно, но ничего не поделаешь!»
Председатель кооператива: «На что приходится идти, чтобы вернуть пайщиков их семьям…» и т.д.

       Умение распознавать потребности, мотивирующие поведение человека, может быть использовано во благо: для улучшения микроклимата в семье, на работе, в общении с ребёнком, начальником, подчинёнными. Но может использоваться и как манипуляция другими.
Отсюда вывод: если к вам обращается коллега, и вы чувствуете, что он вами манипулирует, – попробуйте определить его истинную потребность. А найдя её, подумайте, можно ли её удовлетворить не в ущерб собственным интересам.
    
    Современные психологи считают непрерывно возникающие желания людей двигателем прогресса. Именно они побуждают нас к действию, формируют настоящее и будущее, к которому мы идём.
     И всё же, высшая потребность человека – жить в гармонии с собой и окружающим миром. В желании быть тем, кто ты есть, и тем, кем ты можешь стать.