Свято-Никольский храм Севастополя

Татьяна Ульянина-Васта
               

     На братском кладбище Севастополя есть небольшой храм, ничем он как бы и не примечателен, размера небольшого, декор минимален, особой архитектурной сложности собой не представляет, но, надо полагать — это единственный православный храм такого рода. Что в нем поражает — так это форма самого строения. Нет привычных куполов, арок, стеклянных витражей. И форма непривычная. Во всех путеводителях по архитектурным и памятным местам о нём говорится, что своей формой храм напоминает прославленные египетские пирамиды — символы вечности и покоя, обладающие огромной эмоциональной силой воздействия и как бы являющиеся продолжением жизни человеческой души.
     Выхожу из достаточно темного для обычных православных храмов помещения на свет божий и поднимающийся по ступенькам храма священник, улыбаясь,  приветствует: "Христос, воскресе".
     Человеческое мировосприятие очень чувствительно относится к формопроявлению божественных сущностей. Наверное, как ни к какому другому философскому понятию. Начиная с идолов и истуканов, заканчивая современными соборами и храмами — виден грандиозный путь, проделанный человеческой мыслью, по воплощению образов высших сущностей, которые не доступны яви.  Образ восприятия – как одна из эмонад формы — это мощнейший стимул для человеческой деятельности. При таком подходе мозг оказывается органом, порождающим полевые, волновые структуры, соответствующие формам окружающих человека живых и неживых объектов, явных и воображаемых.
     Образы восприятия с точки зрения их материального существования выступают как реальности, подобные стоячим волнам, как некоторые полевые структуры, как формы в чистом виде, лишенные вещества. В процессе отражения предметов окружающего мира эти материалоемкие и в то же время информационные образования входят во взаимодействие с формами воспринимаемых объектов. Именно такое полевое, волновое взаимодействие форм составляет основу процесса восприятия.
     Посетители воинского Братского кладбища в Севастополе могут видеть как холм, на котором расположено это кладбище, венчает величественный пирамидальный храм Святого Николая.
     Летом 1857 года взяв за основу первоначальный проект академика Андрея Ивановича Штакеншнейдера, но несколько видоизменив в части: в стенах появились узкие окна с сандриками, увеличена высота храма и размеры креста,  архитектор А.А. Авдеев приступает к оформлению этого культового сооружения. Предложения о его строительстве появились сразу после окончания Крымской войны. В сентябре 1856 года Александр II дал разрешение на сооружение храма на добровольные пожертвования.
     Пятого сентября 1857 года освятили и заложили первые камни храма во имя Святого Николая Чудотворца, положив под закладные блоки медали: «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853-1856 гг.». Возведение храма растянулось на долгих тринадцать лет, освящён он только в 1870 году. Высота пирамиды 27 метров. Её основанием служит высокий цоколь 20,5*20,5 метра, сложенный из квадров крымбальского известняка, прочеканенных свинцом, отлитым из пуль, собранных на местах сражений. Законченность пирамиде придаёт навершие — массивный четырёхконечный диоритовый крест высотой 6,8 метра.
     В целом образ храма являет собой усеченную пирамиду, установленную на квадратном основании, что на пять метров поднимает её над землёй. Если продолжить построение храма до предполагаемых вершин, то его высота составит 36 метров, а основание  — 24 метра. Угол наклона боковых граней равен 72°, угол при вершине — 36°. У египетских же пирамид применяется правило так называемого «Золотого сечения» — 50°, 50° и 80°, как наиболее гармоничного с эстетической и физической точки зрения.
     Каков же эффект такой необычной формы храма, и что могло бы послужить прообразом его возникновения?
     Одна из новейших наук — радиоэстезия — как раз избрала предметом изучения эффект формы. Адептов этой науки шутливо именуют иногда “радиоэстеты”. Так вот они  определяет пирамидальную форму как хрональный аккумулятор. Действительно,  на основании всё чаще мелькающих исследований складывается впечатление, что четырехгранная пирамида как бы накапливает энергию течения времени, в одних случаях ей ускоряя, в других, напротив, замедляя.  Причем адепты настроены весьма решительно: при незнании правил обращения с “хрональным аккумулятором” может произойти что-то вроде его “пробоя”. В некоторых зонах пространства около и внутри пирамидальных сооружений наблюдается, например,  убыстрение всех процессов. Подобная зона может, “запрограммировать” у находящегося в ней ускорение на порядок естественного процесса старения. Клиническая картина будет напоминать в этом случае — обратим внимание —как раз радиационное поражение. Жесткие лучи даже применяют в геронтологии (наука о биологическом старении), чтобы моделировать ускоренное наступление возрастных изменений.
     Время, по академику Козыреву, это, прежде всего, интенсивность протекающего процесса. Что же будет, если понизить интенсивность броуновского (хаотического) движения молекул воды? Молекулярная физика отвечает: молекулы воды тогда образуют ассоциации – домены, структуры, подобные жидкому кристаллу. Именно такие структуры и обладают целебным действием. В медико-биологической литературе для них утвердилось название “живой лед”. Сложная структура органических соединений позволяет им выполнять тонкую работу по обеспечению организма информацией и энергией. Так вот, макромолекула работает хорошо, если она “намотана” на кристаллы живого льда. То есть подразумевается, что пирамиды могут создавать как живую, так и мёртвую воду, о которой так часто говорилось в русских сказках.
     Согласно [http://piramidi.ru/polarity.html] есть пирамиды имеющие нейтральную, отрицательную (поглощающие) и положительную (накопительные) полярность. Причем полярность при различных наклонах боковых граней концентрируется в разных местах контура. Для нашего случая — по центру основания пирамиды, что в связи с установкой последней  на квадратное основание и учётом высоты цоколя, будет где-то на уровне четырех метров над полом здания. Причем в данной работе специально оговорено — мол, не стоит городить огород, существуют вековые традиции египетских жрецов в архитектуре пирамид, и то, что многие сегодняшние экспериментаторы, стремятся не следовать оным, и произвольно меняют углы наклонов боковых граней  и формы оснований только ухудшает воздействие пирамид. Но отчего же в середине девятнадцатого века авторы архитектурного проекта пошли не по пути египетских размеров пирамид, а своей дорогой?
     Насколько знакомы были русские зодчие с мировым наследием культовых сооружений такого типа, сказать сложно, но тем не менее им  удалось повторить пропорции существующих пирамид, отличных от египетских.
     Обратим свой взгляд в Индию. Непревзойденным шедевром средневекового индийского искусства является Прибрежный храм Махабалипурам. Он представляет собой высокую башню-шикхару пирамидальной формы, стоящую на квадратной платформе-цоколе с идущей вокруг галереей. Далеко видная с моря, эта башня еще в VII веке была оснащена навигационными огнями, помогавшими рыбакам и морякам найти дорогу в ночном море. Стены храма поддерживают статуи священного быка Нанди, посвященного богу Шиве. К главной башне примыкает вестибюль и небольшое промежуточное помещение, через которое можно попасть в большой зал для церемоний, поддерживаемый могучей колоннадой. Мощеный двор храма окружает каменная ограда, на которой восседают священные быки Нанди.
     Теперь перенесемся в Африку, но целью будет не Египет, а Судан. Древнейшие пирамиды Судана, созданные в VIII в. до н.э., находятся неподалеку от современного города Каримы, близ четвертого порога Нила. Общей чертой всех пирамидных полей является то, что они находятся на высоком участке плато. Они были построены правителями царства Куш, которое, завоевав однажды южные пределы Египта, приняло древние традиции земли фараонов, среди которых — и строительство пирамид. Нубийские цари, несмотря на то, что завоевали Египет и заимствовали многие элементы древнеегипетской культуры и религии, для своего погребения избрали все-таки родную землю. Изгнанные из Египта ассирийцами в 660 г. до н.э., они считали себя продолжателями египетских царских династий, хотя их обычаи все более отдаляли их от устоев культуры страны фараонов. 
     Нашими знаниями о суданских пирамидах  мы обязаны американскому археологу Джорджу Рейзнеру, который работал здесь несколько сезонов в 1916-1923 гг. под эгидой Бостонского Музея изящных искусств и Гарвардского университета. Возраст самой молодой из построек – более девяти тысячелетий. Плиты песчаника с высеченными барельефами – это открытая книга, которую, правда, надо уметь читать. И если египетские иероглифы, как и ассирийская клинопись, частично расшифрованы, то алфавит Мероэ нет. Рейзнер работал как в Напате, так и в Мероэ, городе, расположенном всего в 210 километрах к северу от Хартума. Его работа стала первым поистине профессиональным исследованием этих памятников, однако первооткрывателем пирамид Судана он не был: до него здесь побывали разные европейские путешественники, оставившие потомкам записи и зарисовки, порой очень детальные и значимые. Одним из таких ранних охотников за сокровищами был итальянский медик Джузеппе Ферлини, который путешествовал по Судану в 1834 году.
     В чем разница между пирамидами Египта и Судана? Наклон стен пирамиды Хеопса 51°52 мин, а пирамиды Хефрена  52°20 мин. Крутые островерхие пирамиды древней Нубии (Судана) намного меньше египетских и на 2 тысячи лет моложе. Угол наклона граней у основания у них 72°48мин. Причем более древние пирамиды Судана имеют строение близкое к индийским, что, видимо, постепенно видоизменилось до построек в стиле Египта.
     Теперь отойдем от сравнительного анализа в область геометрии.
     Развертка храма –пирамиды на плоскость дает мальтийский крест, который сегодня изображается на рукояти архиерейского жезла [http://biblia.org.ua/help/cross.html].
     Что ещё интересно отметить, так это такой момент: в вышеуказанной работе рассказывается о Храме Калывана (Царь Временного Круга), у которого 144 было сакральным числом, так вот сумма всех углов при вершинах наклонных граней Свято–Никольского храма равна каким-то образом именно 4*36°=144°. Интересное совпадение.
     С точки зрения оборонной есть сведения, что с холма на котором расположен Храм существуют подземные ходы к другим культовым сооружениям на побережье, дабы иметь возможность передвигаться в случае необходимости незаметно для неприятеля. Но сейчас такие сооружения если и присутствуют, то не реставрированы. 
     Архитектор за воплощенный проект был удостоен звания академика. Только освященный храм имел светло-желтый цвет местного камня, свой современный гранитно-серый оттенок здание приобрело с течением времени. В 2010 году крест из твердой вулканической породы раскололся и был демонтирован, сейчас его можно видеть на площадке перед храмом, в дальнейшем крест склеят и сделают поклонным – сейчас его место на церкви занял стальной близнец.
     Неотъемлемой чертой церковных стен являются черные гранитные плиты с начертанными на них названиями полков, дивизий, флотских экипажей, время их участия в войне и понесенные человеческие потери. В центральной части храма располагается портал входа, который закрывают тяжелые медные двери, над ним виден мозаичный облик Иисуса Христа, причем не в обычном четырехугольном, а в пятиугольном обрамлении. С восточной стороны также есть мозаика – это картина «Жены мироносицы» выполненная в Париже по рисунку профессора живописи К. Неффа. Символизирующая момент Воскресения, когда жены пришли взять тело Учителя и не обнаружили Его, зато повстречали Ангела у гроба Господнего.
     Внутри храм также примечателен. Его пространство с помощью четырех арок сделано крестообразным, а по периметру, словно повторяя внешние стены, идут траурные доски с начертанными 943-мя именами погибших в ходе обороны Севастополя адмиралов, генералов, офицеров. Иконостас церкви был выполнен скульптором Винцето Боннани, мозаики из итальянской смальты – работа швейцарца Рафаэля Идесла, а литье выполнил французский мастер Адольф Моран.
     В советское время Свято-Никольский храм был сохранен, как выдающийся образец архитектуры. Во время Великой отечественной войны артиллерийским снарядом из калибра корабля Черноморского флота церкви снесло верхнюю часть – там находился фашистский наводчик. Снайперский выстрел пощадил свод и мозаики храма, практически не повредив их. Реставрация была закончена в 1971 году, а в 1988-м в Свято-Никольской церкви возобновились службы.
     Здесь находятся мощи многих святых, в том числе и останки великого флотоводца Федора Ушакова – праведного воина Феодора.