Философия-9

Сергей Корягин
Текст написан для форума "Философский штурм". Ивин Александр Архипович автор прекрасной книги по философии – «Что такое диалектика». Читаю ее с большим интересом, перечитываю снова. Глава 5 – о Гегеле. «Диалектика не является наукой или псевдонаукой. Она представляет собой ядро стиля мышления коллективистических обществ. Такого рода общества, или культуры, подобно средневековому и коммунистическому обществам, ставят перед собою глобальную цель построения совершенного мира («рая» на небесах или «рая» на земле) и направляют все свои силы на реализацию этой утопической цели», – начну с этой цитаты.

«Коллективистическое общество», «иднивидуалистическое общество», «коллективистическое мышление», «индивидуалистическое мышления» – основные  понятия историко-философской концепции профессора Ивина. В ней  не правят бал ни «абсолютная идея», ни «способ производства материальных благ», ни «воля к жизни», ни «воля к власти», ни «интуиция», ни «либидо». История здесь не прямая линия, не круг, не спираль а напоминает качание маятника.

Коллективистическое мышление (все думают одинаково и жаждут жить одинаково в любви и согласии, одной семьей) – это стремление построить рай на небе или на земле. К небесному раю призывает свою паству христианская религия, к земному – Маркс и марксизм. И им нужна диалектика, доказывающая возможность взаимного перехода от нереального к реальному и наоборот, доказывающая возможность невозможного. В христианстве бог, являющийся духом, родит земное существо – Христа, Христос, обходя моря и земли, учит людей, как надо жить, чтобы потом снова вознестись. После Страшного суда в качестве духов вознесутся праведники; неправедники навеки погибнут – от них не останется ни плоти ни духа. В марксизме Маркс (земной бог), открывший  неумолимые законы исторического развития, поставил на место Христа пролетариат, который, устроив Страшный суд для буржуазии, построит рай на земле – коммунизм. Для людей, верующих в бога, Страшным судом должна явиться космическая, техногенная или иная катастрофа. Они сидят и ждут ее свершения, постоянно переносят сроки. Что касается марксистской катастрофы, то мы ее пережили, а коммунизма как не было, так и нет…  Так я понял мысль автора книги, отождествившего диалектику Гегеля, учителя Маркса, с «диалектикой» религиозных философов Средневековья.

Кажется мне, что тут есть одна тонкость, которую Ивин А.А. не уловил: идеальность и утопичность – это далеко не одно и то же. Идеальное не есть невозможное, а утопическое – это как раз невозможное. Первое выражено понятием и второе понятием, а другого способа выразить то и другое нет на свете. Словами мы режем матку-правду, словами же и рассказываем ребенку сказку. Наука оперирует понятиями, а кто более Гегеля жаждал утвердить роль понятия в науке? Приведу одну лишь цитату из предисловия к «Феноменологии духа»: «Ведь если истинное существует лишь в том, что называется то интуицией, то непосредственным знанием абсолютного, религией, то уже из этого видно, что для изложения философии требуется скорее то, что противно форме понятия. Абсолютное полагается-де не постигать в понятии, а чувствовать или созерцать; не понятие его, а чувство его и интуиция должны-де взять слово и высказаться».

Религия – это, действительно, мистика, упование на силы, которые находятся за пределами разума. А гегелевская философия – это отказ от мистики и объяснение устройства мира с позиций разума. «Все действительное разумно, все разумное действительно». «В-себе-бытие» и «для-себя-бытие» – этих категорий не следует пугаться. Есть мир в потенции, в зародыше, а есть тот, который реализовался, познал себя. И это мир разума. В разуме вся сила, все возможности. Не бог толкает природу к развитию,  но в ней самой заложена эта сила. Да, Гегель объективирует разум, и стать на эту позицию нам, вышколенным материалистам, очень непросто. Однако любая дорога в тысячу миль начинается с первого шага.

О боге (пишу это слово с маленькой буквы, как у написано у Ивина) еще два слова. Бога нет, твердили советские атеисты и сегодня твердят их последователи. Но зачем они оставили  мертвое тело вождя в Усыпальнице? Зачем плоть превратили в дух? Без веры в определенные духовные ценности, оказывается, невозможна общественная жизнь. Духовные ценности – это не истины, а постулаты, необходимость которых логически, сидя за письменным столом, не доказывается, но вытекает из опыта практической жизни человечества в течение тысячелетий. Из опыта жизни, наполненной войнами, катастрофами, эпидемиями, великими страданиями и великими радостями. Гегель этот вопрос решил по-своему: религиозное познание о происхождении мира осуществляется в представлениях и является своего рода подготовительной ступенью для познания его в понятиях; оно, это познание, подходит также для граждан, не способных в понятиях объять общую картину устройства мира. Выходит, что религия – не просто выдумка глупцов и злодеев, как думают марксисты, но является необходимым элементом общечеловеческой культуры. И атеисты напрасно ломают свои копья.  воскресенье, 16 октября 2011 г.