Живая лопата

Леонид Черненко
Прежде всего приведу ряд цитат из Святителя Луки Войно-Ясенецкого Дух, душа, тело. – М:ОБРАЗ, 2010. – 128 с.

«Беззаветный порыв одного храбреца может увлечь всё войско.» - святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

«Покоя нет и в смерти, которая не что иное, как смена определённых мгновенных состояний равновесия, также кратковременной продолжительности.» – святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

«Основной для всей природы закон движения стирает границу между живым и мёртвым. Движение составляет сущность материи. И если необходимо допустить, что в живых организмах движение, лежащее в основе их психических явлений, производится и определяется духом жизни, энергией духа, то и движение в неорганической природе надо признать производным того же духа.» – святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

«Естественно, что женщины особенно любят цветы, и это делает честь их сердцам.» - святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Цветы – это «немая проповедь душевной чистоты» – святитель Лука.

Очевидно совершенно, что святитель Лука придаёт значение духу такое, которое заставляет признавать телепатические явления. Его аргументация внушительная и собирает свидетельства выдающихся мыслителей наравне со свидетельствами Священного Писания. Но мы постараемся взять из его поучений главное о том, что не одним умом живёт человек, но и чувством, которому есть место в сердце. Сердечный «ум» – это есть интуиция.

Автору пришлось не так давно вступить в полемику относительно возможности существования биополя, как некоторого «живого» поля. Было высказано суждение, что термин «живое» поле, если так понимать биополе, вводит в заблуждение, как термин «живая» лопата (предмет неодушевлённый). Но, согласно святителю Луке, всё в крайних своих формах не столь однозначно. «Живая» лопата (если она «красивая», то обязательно «добрая»), должна быть одушевлённым предметом, живым натурально, а значит ей присуще «живое» поле, биополе, которое ищут многие годы недостаточно убеждённые в существовании подобного, и некоторые упорно свидетельствуют о нём.

Как физику, мне было бы понятно, что живое способно производить специфическое поле, совокупность физических полей, неразложимую на фундаментальные хорошо известные поля, биополе, которое следовало бы называть полем «живого». Но так как граница между живым и неживым размыта (прав святитель Лука в этом), то чётко указать признак биополя невозможно. Можно только на веру принимать, что биополе существует, и этого уже не мало, так как порождает определённую практику его использования: телепатию.

Телепатия увлекает многие умы и сердца даже, казалось бы, образованных людей. Но всё же их нельзя назвать специалистами, когда речь идёт о регистрации биополя физическими приборами. В этом есть противоречие неразрешимое принципиально, так как специалисты могли бы уже давно выделить «живое» поле. До сих пор же им доступно только поле «живого», как мы его понимаем, т.е. совокупность физических полей с плохо определяемыми параметрами. Плохо определяемыми параметрами – это значит трудно воспроизводимыми, а поэтому нет у нас 100% уверенности, что интуиция нас не обманывает. Интуицию всегда надо проверять на достоверность. С достоверностью же совсем плохо даже для хорошо изученных физических полей. Современное положение в науке таково, что мы вправе сомневаться (азы квантовой парадигмы физики) даже тогда, когда прибор регистрирует поле. Достоверность требует выделения поля в некоторую «эссенцию», в жидкость, которую можно поместить в сосуд и дать нуждающемуся при необходимости. Если электромагнитное поле можно «закачать» в резонатор и потом освободить в пространство, то мы получим радиопередатчик, радиолокационный прибор или что-либо известное уже на практике. Практика телепатии однако пестрит правдоподобием и не более. А как было бы интересно физику усилить сигнал «живого» поля и воспользоваться им вместо других разрушительных полей, чтобы лечить, к примеру, психический недуг. Но тут круг проблем замыкается ещё и на психиатрию, которая до сих пор упорно «лечит» телепатию. Иными словами различать «немую проповедь душевной чистоты» не легко. В этом есть проблема эстетического воспитания человека, а оно начинается с малых лет и, смею утверждать, даже в до эмбриональный период.

Таким образом, вопросы поставленные о биополе лучше всего пока оставить открытыми, так как всякое утверждение, претендующее на достоверность, будет авторитарным догматом. Поэтому святитель Лука в крайней форме проявил себя религиозным догматиком.

© C.A.Zhunusov 2003 Exclusive Re-mix 16.10.2011 05:00
© Черненко Л.П. 1946 Exclusive Re-mix 16.10.2011 05:00
© Буда Чернец 1999 Exclusive Re-mix 16.10.2011 05:00
© Travkine 1996 Exclusive Re-mix 16.10.2011 05:00
© Ыскер Ывин 2011 Exclusive Re-mix 16.10.2011 05:00