Север

Кузнецова-Хмелевская
                Север.

 

Хотите на Север?

Не на Русский Север, где остатки Гипербореи – великой цивилизации, откуда есть пошла страна Ра – Расея – Россия. Этот народ и теперь еще живет, в девяносто лет ходит в море, в Белое море, перламутровое, палевое, волшебное море, они ловят рыбу и даже коровы там едят рыбу.

Рыба – основа долголетия…

На всю остальную белковую еду нашими предками был наложен запрет – Пост.

Мы – хуже их.

В девяносто лет наш мужик уже ходит под себя, а не ходит в море…

Да, не та цивилизация у нас… не та…

Но… используем благо наших дней, возьмем билет Москва – Мурманск и проедем станцию  Кемь.

Кемь – это путь на Соловки, на Соловецкий монастырь – форпост России Х\/I века.

Символ русского христианства и национальной цивилизации.

Но мы не выйдем на станции Кемь и не поплывем по Белому морю.

Мы проедем Кемь и будем смотреть по – сторонам, где бы выйти, чтобы побывать в Хибинах, на Кольском полуострове, увидеть саамов, их чумы, пастбища северного оленя и ковры ягод: брусники, черники, голубики, клюквы, морошки…

Нет  фруктов на Севере, но есть ягоды и грибы, прямо под ногами, на моховых болотах, семьями, дружно стоят в красных шапочках подосиновики, а кругом резные листья морошки – красная морошка - не спелая, а янтарно – розовая – спелая, тонкого вкуса, нежная, как малина по строению ягоды, но ползет по кочкам как клюква.

           Выходите из поезда, где понравится, и идите по карте, куда душа зовет.

Ягоды и грибы – питание надежное, верное, постоянное, все лето.

Меня ошеломило это количество еды… на Севере.

А людей нет, они остались на полустанке железной дороги.

Я стараюсь уйти от людей подальше.

Я одна. Я еще молодая женщина.

Я не могу, собрав группу, ходить по земле, в отпуск, со всеми вместе, как все туристы…

У меня проблемы. Сердце с дефектом.

Нести могу не больше четырех килограмм.

Самодельный рюкзак, палатка самодельная из тонкой, легкой пленки, куртка с капюшоном и длинные брюки с кедами, а еды чуть – чуть – овсянка, геркулес.

Но охота пуще неволи…

Я прошла страну от Белого до Японского моря – и  Север – был не первым моим походом: Соловки острова Валаама, Холмогоры, Белозерский монастырь…

Но на земле саамов я впервые.

Восторг!

Солнце светит на небе целый день. Солнце не двигается.

Солнце застыло на точке полдня.

Почему не двигается по небу солнце?

Я иду, а оно застыло…

Жуть какая – то… Космос замер?

Тут до меня дошло – белые ночи! Бесконечный день.

И день и ночь – светло.

Солнце остановилось.

Я за Полярным кругом!

Хоть и знаешь, а жутковато…

Смотрю на часы – десять вечера.

Пора отдыхать…

Ищу холмик повыше, мох посуше.

Ставлю палатку, сбрасываю рюкзак – и непредвиденное – туча, нет, облако… серая, гудящая, наваливается, наседает, села на меня и сосет кровь…

 Отбиваться бесполезно… скорее костер, дым их отгонит…

В горящий костер кидаю сырой из низины мох – дым клубами…

Кровососы отступили.

Ставлю палатку… я устала…

Ныряю в палатку, десятка два летучих кровососов на мне, но это пустяк, в прозрачной пленочной палатке они все быстро перебрались на стенки, они видны и им всем кирдык!

Из палатки смотрю на солнце, оно все там, на дежурстве, на точке русского полдня.

Засыпаю…

Утром пришлось мазаться кремом от комаров и гнуса. Крем смывается потом со лба и попадает в глаза, жжет…

Быстро собираюсь. Рюкзак. Палатка. Вперед!

Берег реки. Есть рыба. Можно порыбачить…

Но комары…

Терпения не хватает. Вперед!

Одну рыбку все же съела, обжарив на палке…

Дегустирую морошку, свыкаюсь с ее бестелесным, нежным, тонким вкусом…

На палке жарю подосиновики. Не очень вкусно. Но костер гонит комаров. А посуды у меня нет…

Лимит по весу!

Сыроежки я давно освоила, не зря наши предки их назвали сыроежками, они вкусные, особенно сине – зеленая, я их ем сырыми, давно.

Но сыроежки не встречаются, а от подосиновиков, поджаренных на палке, мне как – то не по себе…

Перейдем на чернику – голубику и горстку сырого геркулеса, нормально, вкусно!

Вперед…

Что это?

Странная прозрачная – серая гора?

Из чего это…?

Из рогов северного оленя?

Гора рогов, есть громадные…

Выбирай, примеривай, сколько хочешь…

Нет…, сколько донесешь!

Самые маленькие. Самые легкие.

Возьму парочку… И на мой самодельный рюкзак водружаются оленьи рога.

Вперед… вперед…

На завтра я набрела на чум.

Настоящий саамский чум.

Высунулась рука – оливкового цвета, потом лицо женщины – коричневого цвета с трубкой, и запах табака ударил в нос…

Женщина прокурена насквозь…, пропитана, просмолена…, я такого не видала…, говорят, саамы курят с трех лет… ужас!

Я спрашиваю женщину с трубкой: - шкура есть? –

Она не понимает…, вижу…

Как бы спросить иначе...?

-          Олень. Олень, шкура - есть?

Она кивает… и протягивает большую шкуру. Огромная шкура, тяжелая… мне не потянуть… - нет, - говорю я,  - маленькую давай…

-          Дорого, - говорит женщина, - маленькая, дорого!

-          Покажи! - 

шкура детеныша: тонкая, красивая, легкая, пушистая…

-          Две, - говорю я - , - дайте две! –

Я плачу деньги, почти все, что у меня есть, осталось только на обратный путь, даже на еду не осталось…

Ничего, голод омолаживает…

Я – довольна!

Рога, шкуры оленьи, как в детском сне…

Кладу в рюкзак, рога сверху…

Теперь только возвращаться… с грузом я не ходок.

Но внутренне я уже убегаю из страны саамов.

Комары и гнус – целый день. Терпенье, терпенье…

Предел терпенью.

Да и груз, не для меня…

Возвращаться. В цивилизацию…

Я добираюсь через два дня до полустанка, забираюсь в поезд и еду в Москву.

Отпуск еще продолжается.

Жизнь прекрасна и смешна!

Смешна?

Я в метро с рогами и огромным рюкзаком не могу протиснуться через толпу и из озорства кричу:

-          Несу рога своего мужа! –

Толпа цепенеет и огладывается, отступает.

Я втискиваюсь в вагон.

Все хорошо?

Если бы………………………………………………………………………………………

Через месяц, случайно задев шею, я обнаруживаю опухоль, величиной с грецкий орех.

Мир рушится…

Я у онколога. Пункция.

Результат не ясен.

Консультация в Институте туберкулеза в Москве.

Диагноз: бычий туберкулез.

От шкур северного оленя…

Десять лет я буду лечить бычий туберкулез, который не умела, а научилась ли? – лечить наша медицина.

Я найду народное лечение – зверобой, по столовой ложке – один год.

А потом годы – каждую осень и зиму.

Хорошо, что у меня четвертая группа крови.

А если бы первая?

Первая группа крови не переносит зверобой.

Когда я уже вылечусь, найду другое народное средство – посильнее зверобоя – это исландский мох.

А медицина наша так и не научится  -  люди мрут от человеческого туберкулеза, бычьего туберкулеза, птичьего туберкулеза…

У нас убогая цивилизация, у нас убогое образование.

Потому что интеллигенцию – мозг нации – сознательно сгубили.

Но это было давно… еще в двадцатые – пятидесятые годы. Что вспоминать?

Вместо интеллигенции в России выведен был советский человек. Он не знает своих дедов – прадедов, расстрелянных, убитых, распятых, растоптанных…

А зачем знать…

А зачем знать?!

Ничего  изменить ведь нельзя…

Будем хорошо кушать, добротно одеваться, растить пару детей и ни о чем не думать… что, где, когда было.

А чтобы не вспоминать – надо выпить!

Где же кружка?

Сердцу будет веселей…

Так всегда было - когда выбивали лучших, – плодилось дно. Не с кем стало сравнивать.  И дно стало считать себя нормальными людьми, не хуже других…

Лет через триста Россия опять вырастит свою интеллигенцию…

Интеллигенция – штучный товар!

Просто так не растет.

Это плод любви, свободы, образования…

Растет в кругу себе подобных…

Россия вырастит еще их, если сохранится сама.

А Север?

Вы не были на Севере?

Это сильнее фильмов ужасов и крутых ресторанов и крашеных, пахнущих косметикой и силиконом общедоступных телок.

Человек капиталистический – это еще один шаг вниз, на дно.

А саамы… в чумах?

Это последняя точка бытия.

Путешествуйте по Северу, господа…