Дизенгоф

Влад Ривлин
Она родилась такой: богемной, беззаботной, вальяжной, избалованной дорогими  магазинами и ресторанами.
Она с самого рождения привыкла находиться в центре внимания всей страны, быть его любимицей, символом, лицом.
 Без этой улицы, названной в честь легендарного  Мэира Дизенгофа-русского народовольца и первого мэра Тель-Авива, этот город и представить себе невозможно.
Сюда приезжают не только тель-авивцы, но и вся страна. Приезжают для шопинга, для развлечений, для того, чтобы посидеть в одном из ее кафе или просто побродить по этой улице не похожей ни на одну другую улицу в мире, проникнувшись ее особым духом.
Что в ней особенного, в этой улице?
С виду вроде бы ничего  особенного в ней нет: Улица Дизенгоф состоит в основном из двух- и трех-этажных домов не представляющих собою ни архитектурной, ни исторической ценности, ведь строили ее не так давно, да и особых средств на архитектурные изыски у строителей тогда не было.
Но что-то в ней притягивает тебя и побывав здесь хоть раз, ты ее запомнишь и при случае обязательно  захочешь снова здесь побывать.
Потому что улица Дизенгоф - это нескончаемый маленький праздник в жизни израильтян. Так повелось.
Это особый дух беззаботности, самобытности, провинциальности и в то же время богемности, сохранившийся с былых, но не столь далеких времен. 
Сюда приходят прежде всего за маленьким праздником. Приходят всей семьей, с детьми или с возлюбленными, и у коренных израильтян это выражается неологизмом "лехиздангеф"-бродить по улице Дизенгоф.
Устроена эта улица таким образом, что отсюда рукой подать и до моря, и до элитарной Шенкин, и до народной Аленби, с ее знаменитым рынком Кармель, и до солидных торговых центров. И от этого возникает ощущение, что все дороги перед тобой открыты-Свобода!
Задумана она была как центр городской торговли, но еще в конце тридцатых годов прошлого века стала местом, где собиралась интеллектуальная и культурная элита страны.
Улица Дизенгогф 117... Здесь, в кафе "Касит" в течении почти полу-века собирался весь цвет еврейского анклава Палестины, а затем государства Израиль: легендарная актриса театра "Габима" Ханна Ровина, поэты Александр Пэнн и Натан Альтерман, художник Иосиф Зарицкий, Моше Шамир и Хаим Гури. Именно здесь обсуждались будущие театральные постановки, велись творческие дискуссии и споры...
Всего этого нет уже несколько десятилетий. Она сильно изменилась с годами, эта легендарная улица Дизенгоф в Тель-Авиве.
Седины придают благородство внешнему виду человека, а собственная история- городам и его улицам. Ей есть чем гордиться , тель-авивской Дизенгоф, потому что у нее своя богатая история.
С годами она становилась все более торгашеской и шумной. Новым хозяевам легендарного "Касит" уже не было дела до престарелых кумиров израильского искусства. Хочешь сидеть в кафе- плати! Таков закон рынка. А рассуждать о литературе и искусстве - идите в другое место, если не хотите ничего заказывать. Новые хозяева кафе были неумолимы и подобно тому, как вырубают лес или рощу, они уничтожали легенду. Былые завсегдатаи, привыкшие за одной чашкой кофе или чая просиживать здесь часами, ведя  неспешную беседу, а порой- жаркие споры, подобно птицам не терпящим шума, они перебрались на более тихие улицы города.
В начале восьмидесятых прошлого века в Израиле появилась мода на крупные торговые центры- каньоны(от слова кния- покупка, но на американский манер). И первый такой центр был построен именно на Дизенгоф. Его так и назвали- Дизенгоф-центр. С тех пор этот центр одновременно и гордость, и досада тель-авивцев. Многие из них считают, что торговый центр подорвал особый дух этого места, превратив его в обычную торговую площадку.
 Но это не так. Да, многое изменилось на этой улице. В той ее части, где закрылись кафе и магазины , она стала тише и интимнее что-ли, если это слово применимо к улице. А возле торгового центра- наоборот, еще более шумной. Особый колорит Дизенгоф-центру придают уличные музыканты, создающие диссонанс дорогим магазинам и машинам. Покупки в этом центре может позволить себе не каждая семья, а вот послушать классическую музыку в исполнении профессиональных музыкантов всего за пару шекелей, может позволить себе каждый, кому довелось побывать здесь.
 Шумная, неугомонная, беззаботная, но со шрамами от взрывов. Именно на этой улице 19 Октября 1994 года палестинским террористом-смертником был взорван первый автобус. От взрыва тогда погибло тридцать пять израильтян. А спустя два года, 4 марта 1996 года, взрыв прогремел уже возле самого Дизенгоф-центра. Тогда погибли тринадцать израильтян.
В память о погибших здесь установлен памятный знак.
Израиль долго выходил из шока после этих взрывов и много всего произошло с тех пор.
Но по-моему Дизенгоф сохранила свой нрав- она все такая же или почти такая же, какой я увидел ее жарким южным летом 1990. Изнемогая от жары и многочисленных проблем, здесь я как-будто почувствовал прохладу. Может показалось, может это необычный дух этой улицы...
 Если вы собрались прогуляться здесь, то лучше оставьте все свои заботы и печали позади - эта улица не терпит ни того, ни другого. Она любит деньги, потому что сюда приходят их тратить в магазинах и ресторанах.
Но если денег не густо- не беда. Чтобы ощутить дух этой улицы не нужны деньги.