Мир в сердце

Маргарита Школьниксон-Смишко
"Кому стало ясно, что цель жизни - мир духа, тот добивается следущего..."
                Поучение Будды о любящей доброте

"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими"
                Евангелие от Матфея 5.9.

Обе цитаты показывают нам, что оба учения об избавлении, Будды и Иисуса заняты были мыслями, как нам достичь мира. Однако мы должны правильно понимать слово "миротворец". Важно себе чётко представлять, что только один единственный человек существует, на которого мы, действительно, можем повлиять и этот человек - мы сами.
Только, достигнув мира в себе, мы можем стать миротворцами. Если мы в себе достигнем внутреннего мира, это повлияет на наше окружение и на окружающих нас людей.
Достижение в себе внутреннего мира - не только наивысшая благодать для нас самих, но и для мира, в котором мы живём и за который мы несём ответственность, так как мы - часть творения. С миром в себе мы добавляем мир вне себя. Без него мы добавляем немир.
Конечно, добиться в себе полного мира трудно. Это - задача на всю жизнь. Но и каждый маленький прогресс, который нам удаётся в этом направлении сделать, каждый момент внутреннего мира придаёт нам больше уверенности на этом пути.

"ибо они будут наречены сынами Божиими" (В немецком переводе это звучит:детьми Божиими)

Этим ясно сказано, что мы все можем стать Божиими детьми.
Но что это значит, стать ребёнком Бога? Будда говорит по этому поводу о "пребывании в Божественных городах" (Брахма Вихарас), божественном образе жизни. Стать детьми божественного типа, это значит полностью очиститься. Учение Будды часто называют "Тропой очищения". Ясно, что учение Иисуса посвящено той же теме:

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят."
                Евангелие от Матфея 5.8

Поддержка в словах Будды заключается в точных наставлениях и детальных объяснениях, которые облегчают нам спиритуальный рост. Иногда люди думают, что они с этим могут  сами справиться. Но это в высшей степени маловероятно. Для этого нужно быть спиритуальным гением, такого сорта людей в нашем веке очень, очень немного! Но с помощью наставлений и путеводителей мы все можем найти вход в нашу чистую и чудесную внутреннюю жизнь.
Инспирирующая весть наивысшего спиритуального мастера гласит: Мы все можем достичь очищения, все можем пережить ниббана, все можем стать детьми Бога.
Дело не в словах, значение, во всяком случае, одно и то же.
Чудесная вещь быть миротворцем, если к ней подойти с правильной стороны. Будда сравнивал своё учение со змеёй. Если мы её схватим за хвост, тогда она нас укусит. Если же мы её будем держать у головы, тогда она может быть покорена. Также и с учением. Это значит, понять, что мы должны его не только понимать, но и практиковать. Если мы не сделаем этого важного шага, наше внутреннее богатство останется нам недоступным, независимо от того, сколько поучений Будды нам известно и сколько книг нами прочитано. Чтобы практиковать, не нужно знать иностранный язык или перенять иностранную культуру.   
Будда даже говорил, что мы должны познакомиться с учением на родном языке, потому что слова - это концепции и в различных культурах они имеют неодинаковое значение. То, что мы усвоили с материнским молоком, имеет для нас большое значение, осознаём мы это или нет. Это большое благо, если у нас есть возможность услышать учение Будды  на родном языке.
Учение о любящей доброте - одно из известнейших и любимейших учений Будды.
Будда описывает в нём 15 свойств или условий, которые способствуют нашей миролюбивости. Интересно, что он сначала говорит о них, и только потом упоминает любовь. Мы можем страсно желать любви (большинство из нас, без сомнения, этого желает), но до тех пор пока у нас нет солидной базы, полностью охватывающей наше бытиё, нашей любви будет не доставать силы и спиритуальности. Вместо этого она будет пронизана желанием, чтобы нас самих любили и чтобы наша любовь была взаимной.
Развитие беззаветной и неперсонифицированной любви не связано с характером других людей и их отношением к нам. Наибольшей ошибкой будет желать любви вместо того, чтобы другим любовь дарить. Будда никогда не стремился быть любимым и нравиться другим. Он говорил:"Я не враждую с миром. Мир враждует со мной." Истинная любовь значит давать без ожидания получить что-то взамен.

"Кому стало ясно, что цель жизни - мир духа, тот добивается следущего.."

Начало речи Будды говорит нам, что миролюбивость -свойство, которому можно научиться, тоесть оно не дано нам от природы. На самом деле, мы несём в себе положительное и отрицательное. Если нам кажется, что мы всегда милы и приветливы и что в нас нет ничего отрицательного, тогда стоит к себе повнимательнее присмотреться. Если мы в высшей степени собой недовольны, и тогда стоит повнимательнее понаблюдать за собой. Мы все несём в себе оба потенциала. Каждый раз, когда наше "я" чувствует себя в какой-то мере в опасности, наша недружелюбная сторона выходит в малой или большой степени наружу. Единственная возможность достичь состояния миролюбивости, это научиться осознавать то, что в нас происходит. Если мы не научимся распознавать причины взрывов наших чувств, мы не сможем измениться.
Миролюбивость связана как с мыслями так и с чувствами. Эту взаимосвязь мы должны понять, иначе нам будет очень трудно нас самих видеть такими, какими мы являемся в действительности. Отрицательные мысли вызывают отрицательные чувства. Наши реакции на отрицательные чувства в высшей степени неприятны и это вызывает новые отрицательности. Таким образом весь процесс поддерживается и постоянно возобновляется. Только если мы научимся, культивировать в себе главным образом положительные мысли и чувства, мы предоставим миру шанс, поселиться в нашем сердце. К сожалению, это не случается автоматически.
Мы полны беспокойства и забот, хотя большинство людей и умеют в некоторой степени сдерживать свои чувства. Некоторые же из нас даже этого не умеют и постоянно перезжают с места на место, чтобы найти удовлетворение, если не для тела, то хотя бы для души. Даже во сне наше подсознание посылает нам не только приятные сны.
Мир - это внутренее состояние, не зависимое от внешних условий. Мы сами в себе его вызываем тем, что развиваем в себе любящее сердце и тем, что понимаем, что мир не может за нас это сделать. Момент познания:"Я сам (а) долж-ен(-на) этого добиться!" - это момент истины. Это звучит само собой разумеющимся, но для большинства людей этот  факт довольно неожиданен.