Телевизор и попугай

Герман Смирнов
     Жизнь моя, как физическая,  так и трудовая, оказалась уж не такой и простой, а насыщенной всякими событиями, эпизодами, ипостасями и чёрт знает ещё чем? Я и не подозревал об этом, пока не начал писать свои мемуары в Интернете и на этом вот сайте, и я ещё раз выражаю создателям сайта «Проза. Ру», свою благодарность и признательность, что многие люди, живущие не только в России, а и за границей,  зарегистрировались на этом портале и кропают,  и вещают и с не меньшим удовольствием, размещая свои опусы, и ничуть не сомневаюсь, найдя на этом сайте ностальгическую отдушину по покинутой Родине!
   
    Высокопарно, да? А я не голословен, а почувствовал и ощутил и прочитал уже многих авторов, которые оказались «там», а пишут «тут»! Ради Бога! Никто в этом их не упрекает, но когда в  их текстах наблюдается хула по своей прежней Отчизне, я таких предателей ну очень уж,  не уважаю!

      Вот один из моих рецензаторов,  и автор своих опусов, откуда-то перетащенных оптом на этот сайт, из Братиславы пишет мне: Что это Вы, решили мемуары писать, и кому они нужны и кто их будет у вас читать? Вы же не Жуков, и не Андрей Миронов и даже не Алла Пугачёва?   Ну, за словом-то я с детства в карман не лазил и этот мигрант получил от меня хорошую отповедь, а мои читатели и почитатели,  кое- что и добавили ему, за что им премного благодарен, а читателей моих воспоминаний приближается уже к шести тысячам!
     Конечно, я мог бы, из всех этих своих жизненных событий, написать массу рассказов и миниатюр, которые так много пишут здесь авторы. Но, мне не желательно выхолащивать свои воспоминания  и без этих жизненных «миниатюр» размещённых в главах мемуаров потускнеет и померкнет вся яркость и насыщенность моей прожитой жизни за семьдесят четыре года! Поэтому я только иногда рассказываю о небольших эпизодах,  как,  например, в рассказе «Это был  - 1970-й год!» Вот и сейчас хочу разместить не большой рассказик-миниатюрку, как здесь любят обзывать  свои произведения некоторые авторы.

        Трудовая книжка, которая сейчас лежит уже не в сейфах отделов кадров, а в ящике моего компьютерного стола, помогает воспроизвести в последовательности те трудовые события и годы и даже хронологию их. Получается как в школе, когда мы писали сочинения, то преподаватели заставляли сначала сделать план своего последующего изложения и,знаете, это очень хорошо помогает писать и вспоминать и трудовые годы и коллективы, в которых вы работали, так что советую пишущим мемуары положить перед собой эту книжицу и заглядывать в неё , не пожалеете.
   
          Вначале 70-х я поступил работать в телеателье гор. Сестрорецка Ленинградской области. До этого у меня в трудовой книжке не было записано, что я механик по телевизорам, а просто была запись радиомеханик пятого разряда. Главный инженер   - Скоробогатов (имя уже не помню), засомневался в моих способностях телемеханика, но я уже собрал не один чёрно-белый телевизор, комплектуясь в магазине «Юный техник», расположенный на Краснопутиловском проспекте. Хотя собирать телевизоры завода Козицкого я начал ещё с магазина «Пионер», который располагался на улице Садовая.
        Тогда многие умельцы занимались, при Совдепии, этого рода подпольного бизнеса, реализовывая и, продавая по своим знакомым телевизоры,  собранные и настроенные,  в домашних условиях и цена на них была значительно дешевле, чем в магазине и, как помню, я отдавал на 100 рублей дешевле и ещё со своей гарантией. Телевизоры тогда,  после каркасных «Знамя»,  пошли уже на печатных платах,  и назывались – «Волна»,"Аврора", «Балтика», «Сигнал» «Сигнал-2»,"Ладога-203", «Вечер», и по-моему, был ещё и «Вальс. Все были изделия завода им. Козицкого.  А в «Пионере» можно было купить всё от некондиционного кинескопа с незначительным сколом или по другим характеристикам, но они все прекрасно работали,  да и гарантию давали на три дня, до ящика. Проблема только была иногда с мелкой фурнитурой-крепежом (всё же должно быть по фирме!), но эту проблему решали «несуны», которые приносили к магазину детальки крепежа или с завода или со свалки и это была особая каста подпольных продавцов, которых мы знали в лицо. Интересное и творческо-денежное время было у этого люда, но и дружинники не дремали и делали иногда облавы и на несунов и на потребителей и на меня как-то, раз был составлен протокол, как скупщика нелегального товара.

   Отвлёкся я, однако, и как всегда.   Скоробогатов посоветовал мне записать не пятый, а четвёртый разряд телемеханика, чтобы мне легче было выполнять план, а загрузка была в зависимости от разряда. Я не сопротивлялся и согласился. Каково было его удивление, когда я в первый же месяц выполнил план на 146%, ну я же не посвящал его в свои способности сборщика телеящиков.

     Сестрорецк это ж курортная зона, очень много частных домов, а дома эти раскиданы по большой территории, а маршрутный автобус ходит только по главной улице Сестрорецка. Поэтому работать, бегать и чинить телевизоры в курортной зоне – своя специфика. Приходится преодолевать большие расстояния и искать тот дом, в который тебя направил бригадир с нарядом, а номера домов или не освещены или краска слупилась или вообще отсутствует. Расценки  по ремонту  механикам,  были одинаковые с городскими Ленинграда.  Но,  так как я устроился в конце лета, и проживал в съёмной  комнате, а по клиентам разъезжал на своей «Яве», то меня это как-то устраивало. Но с наступлением зимы и ходьбы по сугробам, калиткам и заборам этих индивидуальных домов меня прилично удручало и заработок мой стал  падать, я просто  не успевал, и в отличие от местных механиков, знающих все тропки, и проходы к домам, терпел неудобства, а «Ява» же на приколе!
 
      Дело дощло до того, что я как правдолюб, пошёл с заявлением на бесхозяйственность местных властей к самому председателю Исполкома гор. Сестрорецка, который обещал навести порядок с номерами и их освещением, но всё так и осталось, что весной я вынужден был сбежать от своих услуг и оказываемого сервиса местному населению, т.е. уволиться. Но тоже с приключениями. Начальник ателье Васильев никак не хотел отпускать столь «ценного» и находчивого работника, и нашёл, что я ошибся в подсчёте дней в отработке двух недель после подачи заявления, и с лёгким шантажом заставил меня ещё поработать. Васильев был нормальный мужик и как руководитель мне нравился своим руководством и различными идеями в интересах телемехаников. Позже я уже не делал ошибок, и он подписал заявление о моём увольнении. Вообще о  сестрорецком периоде моего проживания, у меня есть много что интересного рассказать, и как я отметил свои 33 года (возраст Христа) на берегах озера Разлив и прочее, но всё это сохраню для мемуаров
.
      - Однако про попугая, что замахнулся в заголовке этого рассказа.
.
Обыватели и телезрители,  как всегда, вспоминали об испорченых и, плохо работающих телевизорах перед праздниками, а особенно перед Новым Годом. Оно и понятно, «голубой огонёк» и прочие новогодние передачи. Работы и беготни у нас значительно прибавлялось.
 
И в этот раз бригадир вручил мне двенадцать адресов и прилично раскиданных по району, включая ещё и Белоостров, туда автобус ходил, но с большими паузами. Везде надо успеть, всем отремонтировать, ублажить и заодно поздравить с Новым наступающим годом. Вообще  получался не ремонт, а обегаловка,  и времени на качественный ремонт просто не оставалось, поэтому и предписывали многие телеящики везти на ремонт в ателье, к разочарованию владельцев. Но я это делал скрепя сердце, так как моя честность, профессиональность, самолюбие, упёртость, и сделать людям добро не всегда позволяли этого делать, да и дома меня никто не ждал, к этому времени я уже был разведённый и со временем не считался, приходил домой уставший и голодный, но бывало и покормят.

     Прежнее поколение, наверное, ещё помнят старые телевизоры: «Заря», « Волхов» (в металлических корпусах), «рекорды» «Неманы» и пр. Печатные платы ещё не вошли в технологию, а у «Зари» и «Волхова» вообще весь монтаж радиодеталей был на скрутках и даже не опаян оловом, а заварен. Ремонтировать и искать неисправности у таких телевизоров -  было трудоёмко и тяжело, приходилось просто раскусывать кусачками схему, чтобы прозвонить и выявить неисправность, ну просто беда, пока паяльник нагреешь и прочее.
    Вот такой телеящик и попал мне в этот интенсивный день работы перед Новым Годом!
Не было звука. Я открыл крышку, поменял звуковую лампу и звук вроде появился, но какой-то не понятный, искажённый,  и щебетящий.   Кто там,  и что говорит просто не понять. Ясно дело – расстроены частотные контура, и мне с моим прибром-тестером эту неисправность не решить.
 Заявляю хозяевам телеящика о доставке в ателье и сажусь оформлять доставку, в ателье была спецмашина по доставке, и нам за оформление тоже что-то платили, но не полный тариф. На лицах домочадцев вижу полное разочарование, а что делать, выше себя не прыгнешь?
   Когда я уже собрал свой реквизит в чемоданчик и надел шляпу, и буквально в дверях увидел подвешенную высоко клетку над телевизором с волнистым попугайчиком. Я просто опешил! Я понял, что звук и щебетание исходило не от телевизора, а от этого попугайчика! Ну как я мог уйти, чтобы потом опозориться перед всем коллективом, как бы потом прикалывались надо мной товарищи по работе? Правда они могли бы и не узнать про попугая, но от себя-то я не мог уйти!
/    Снимаю шляпу, включаю опять паяльник, неисправность нахожу довольно-таки быстро. Радости домочадцев нет предела,  и я это вижу по их глазам, знаю, но я тоже был рад от собственного самоудовлетворения,  и счастливый побежал к следующему владельцу  испорченного телевизора. Работа в телеателье мне нравилась и особенно признательность, и благодарность граждан, и не только в денежном эквиваленте (иногда и сдачу предлагали оставить себе), но и по той радости в глазах, которую я сумел доставить своей услугой и своим сервисом.

     Уволившись из телеателье,  я устроился радиомехаником в таксопарк №4 Ленинграда и уже чинил радиостанции, что устанавливались на машины-такси, в моём распоряжении было 54 такси с удочками (антеннами) и с позывными ЦДС «Колосок», но это уже другая и не менее интересная страница моей жизни.
    А телевизоры я по-прежнему собирал, но уже цветные: «Радуга-703», «Радуга 704», «Радуга 716» и на «Радуге -719» закончил эту деятельность, а технологии ушли вперёд и сейчас телевизоры редко выходят из строя и я далеко отстал в своём познании от новой техники, но мне везёт – моя техника в доме вся работает и пока тьфу, тьфу, тьфу!   Да и интересы и хобби мои сменились согласно возрасту.