Из жизни Речфлота...

Кузнецов Сергей
Не без удовольствия вспоминаю работу матросом на теплоходе типа Речной…
Всего лишь одна навигация, а сколько впечатлений!!!!
Попал я на теплоход случайно. У жены была идея фикс – работать коком на пароходе, мир посмотреть, себя показать. Вот она меня и уговорила устроиться матросом…
По возрасту я был почти самым старым. Только капитан был старше меня. Знаний чисто флотских у меня было немного, я имею в виду специфику, а все остальное было на уровне. Терминология морского языка  для меня уже давно не была тайной. Книги Станюковича, Жюля Верна и других «морских» авторов до сих пор на почетном месте в моей библиотеке. Однако раскрывать свою эрудицию я не спешил в силу своего мерзопакостного характера. Люблю, знаете ли, в новом коллективе присмотреться, а уж потом проявлять свою «сучность»…

Сама по себе работа была не сложной. В мои обязанности входило - помыть утром пароход из «пожарника» и весь день набрасывать чалки. Землесос углублял дно реки. А два наших парохода таскали баржи с песком от землесоса к крану и обратно. В перерыве между швартовками расписывали пулю с коком и мотористом.
Вредничать я начал в конце первой недели. В присутствии капитана и дежурной вахты я по гражданской привычке назвал палубу - полом… Случайно назвал. Кэп прочел мне лекцию по морской терминологии. Отметим для ясности, прочел без злобы, в назидание потомкам, по отечески… Однако я решил слегка поиграть на этой флотской слабости.

И пошло-поехало… к моему удовольствию и удовольствию команды, которая быстро раскусила мою игру…
Комингс называю порогом. Лекция.
Камбуз – кухня. Лекция.
Шлюпка – лодка. Лекция.
Трап – лестница. Лекция.
- Петрович, опять туалет загадили!!!
- Не туалет, а ГАЛЬЮН!!! Шоб ты здох…сколько тебя учить можно?

И плевать, что загадили – главное терминология.
В душе я ржал, а капитан был очень серьезен. Он же педагог! А тут такой простор для передачи опыта…

Ну а когда я сказал, что Ходят по морю, а мы по реке Плаваем!!!
Что тут было!!! Кэп забился в истерике…как ведьмак на шалаше…
- Дерьмо плавает!!! Ты понял, салага? Дерьмо!!!
- Ты где служил? В армии? Ну тогда, что с тебя взять? Сапог он и есть сапог! Но ничего, я тебя научу! Ты у меня станешь…к концу навигации…

Впрочем мой авторитет от этого не пострадал. Я перебрал всю электрику на лебедке и она заработала… в кои веки… Да и остальные вещи схватывались мной очень легко. Житейский опыт и спортивная подготовка приносили свои плоды. Это сейчас тяжелее стакана ничего не поднимаю, а тогда!!!

***

После ужина капитана потянуло на педагогику. Полный желудок расслабляет натянутые нервы…

- Сережа, вот спросит тебя судоходчик (речной аналог ГАИ): Какой норматив по спуску шлюпки? Что ты ответишь?
-Не знаю, Петрович.
-Запомни. Пять минут!!!
-Уже запомнил, Петрович. Не подведу!!!...ну только, что салют пионерский не отдал…

Кэп посчитал миссию выполненной, почесал живот и пошел на свой «балкон» покурить, а мы уселись за преферанс. Отдых после вахты – святое… Проходит минут пять. Слышим топот по трапу и дизеля начали отрабатывать назад.

- Шлюпку спускаем! Бабы с берега машут!!!
Нема базару. Ща спустим! Вывалить балку за борт и распустить ручную лебедку минутное дело. Пока шлюпка спускалась мимо борта, моторист запрыгнул в нее, а я по тросу съехал вслед за ним. Благо рукавицы всегда наготове… Крюки сброшены и шлюпка устремилась к берегу как торпедный катер… Пароход не успел остановиться, а дамы уже были в шлюпке. У капитана бычок прилип к губе…
Больше он мне лекции не читал. Ну а когда я к месту применил фразу - шкентель с мусингами… мне простили и пол, и кухню, и туалет…

***

Из разговоров по радио между теплоходами.
- 68й
- На связи…
- Мы в магазин идем, вам хлеба купить?
- Купите.
- А какого? Черного или белого?
- Белого…небольшая пауза…И закуски!!!

***

Судовождение на море это НАУКА, а судовождение на реке ИСКУССТВО. (из лекций капитана)

Время 5-30 утра. Сидим в кают-кампании ждем завтрака перед вахтой. На камбузе колдует кокерша со своими кастрюльками. Вдруг наш пароход запрыгал как по кочкам, а в окне показался берег. Ну очень близко!
- Ваня, проснись, бля…тут река кривая, поворачивать нужно… Ну почему в России как Иван, так дурак?
Это кокерша орала в окно и кидала вверх осколки тарелок…
Заснул наш Ваня – искусствовед. Съела его «собака».

Для непосвященных – «собакой» на флоте зовут самую тяжелую, предрассветную вахту.

***

Все приходяще, а музыка вечна…(капитан Титаренко)

Вечером после вахты играли ансамблем…
Женька на мандолине, Игорек на балалайке, а я на гитаре…
Женька был наш Маэстро…
Играли хорошо…Пассажиры обгоняющих теплоходов аплодировали…
А у кэпа рожа горела от удовольствия…

***

Самый плохой день на рыбалке лучше, чем хороший день на работе. (народная мудрость)

Работаем под Бронницами. Все как обычно. Возим баржи туды-сюды. По берегам загорают отдыхающие. На высоком берегу сидит рыбачок. С самого утра сидит. Поймал или нет, не знаем. В 18-00 закончилась вахта и мы, с разрешения кэпа, спускаем шлюпку. Пиво есть, а раков наловим.

Для справки. В середине восьмидесятых годов раки в реке Москва еще были. Сам ловил. Руками. Очень азартная ловля. На пределе выносливости. Глубина под два метра, норы длинные плюс течение…Мне удавалось по две норы обшарить. Не потому, что руки длинные… я только с легкой атлетикой завязал. Дыхалка была хорошая. В неделю до 90 километров наматывал…Эх молодость, золотое время!

Идем вдоль берега, приближаясь к рыбаку. После каждого нырка в шлюпку складываем раков. Рыбачок вытягивает шею и смотрит ревниво за нашими действиями. Интрига нарастает по мере приближения… Выныриваю в очередной раз и держу в одной руке мощного рака, а в другой рыбу. Удалось поймать в норе…

- А-а-а, бля!!! Весь день просидел! Ни одной поклевки, а эти… руками… из под носа! А-а-а-а!...

***

Моторист нашего парохода служил матросом на ракетном катере. Ракетные и торпедные катера суда очень маленькие. Туалет не предусмотрен конструкцией. Инженеры, когда проектировали их, рассуждали следующим образом – Команда поела, вышла в море, стрельнула и домой… или погибла… это уж как повезет…(всех сомневающихся отправляю читать произведения А. Покровского)… Возможно сейчас, что-то изменилось в конструкции… но не факт!
После очередной пули идем в туалет. Не в гальюн, а в туалет… по катерному…

Москва река… Ночь… Звезды над головой… Берега проплывают справа и слева…Сидим втроем с голыми задницами… Одно плохо скорость маленькая… нет буруна за кормой… Моторист очень ностальгировал…

***
Как седеют женщины…

Самым старым на пароходе был капитан. Но все относительно. Что такое 35 лет? Фигня. Матросы и мотористы, совсем зеленые юнцы… и я старый дурак к ним приткнулся. Ума сейчас нет, а тогда в тридцать лет…
Мы развлекались по полной. Играли в войну после вахты… Карты, гитара, рыбалка, вино… сидели, и слушали, и балдели от криков дежурной подруги в каюте… Встречаются иногда очень азартные дамы…
Нет. Разврата не было. Я работал первую навигацию, а у команды были знакомые дамы в каждом городе… Одна высаживается, например в Жуковском, а другая садится в Воскресенске…Но всегда к своему любимому…Это строго.

К нашему штурману приехала подруга. Веселая тетка, симпатичная и адекватная… Плюс ко всему очень хозяйственная. Вечером она на камбузе колдовала…Потолок (опять штатский термин) на камбузе низкий…сверху открытый люк…Лето, жара…
Вечером двое диверсантов, сняв обувь, подкрадываются к этому люку… вот же дебилы…и просунув внутрь руку накладывают раскрытую пятерню на голову бедной женщине…
Ужин пришлось готовить мне…