Эмир Аль-Каиды новый властелин Ливии

Дмитрий Бреслер
15.10 10:32   MIGnews.com

Самые удивительные вещи, происходящие в течение последнего года в арабском мире, не менее удивительным образом исчезают из поля зрения западной и мировой прессы.

Мир, затаив дыхание, следит за "последней битвой" гражданской войны" (которая на самом деле является продолжением векового межплеменного и религиозного конфликта) – штурмом родного города Муамара Каддафи Сирт. Личность руководителя штурма и всей последней стадии войны в Ливии остается вне фокуса.

А личность между тем, представляет большой научно-практический интерес и символизирует ни много ни мало, а возрождение (каким бы невероятным и немыслимым оно не казалось) союза крайне радикального ислама с Западом – впервые со времен антисоветского джихада в Афганистане.

Речь идет о военном правителе "новой Ливии" – Абдельхакиме Белхадже. Белхадж возглавляет недавно созданный Военный Совет Триполи и является фактическим военным министром. Он также командир так называемой "Триполитанской Бригады" которая в конце августа триумфально ворвалась в казармы Баб-элль-Азиз – штаб-квартиру Каддафи в Триполи.

Бригада, на самом деле, не является триполитанской. Ее костяк составляют берберы с гор к юго-западу от Триполи, из племен, традиционно ненавидевших Каддафи. Берберов три месяца перед штурмом тренировали инструкторы американского спецназа. В бригаде – 8 тысяч человек, и она считается самой эффективной и боеспособной группой на территории бывшей Джамахирии.

Точно также Абдельхаким Белхадж не является тем, за кого он себя выдает –"пламенным ливийским революционером". Белхадж - один из самых опасных террористов нашего времени, всю свою жизнь посвятивший международному джихаду.

Джихад Белхадж начал в 1988 году в Афганистане, где он принимал участие в операциях против советских войск. Белхадж был знаком с Усамой бин Ладеном и является личным другом главы и основателя афганского "Талибана", муллы Омара.

Белхадж в 1992 году вернулся в Ливию, где стал основателем и "эмиром" Ливийской Исламской Боевой Группы (LIFG). LIFG в 1995 году устроила мятеж в восточной Ливии, мятеж, который Каддафи потопил в крови. У LIFG было два лагеря подготовки террористов на территории Афганистана. Один, Абу Яхья – всего в 30 км от Кабула.

После 9/11 Белхадж перебрался в Пакистан, а затем и в Ирак. В Ираке он подружился с двумя наиболее зловещими персонажами того периода – главой иракской "Аль-Каиды" Абу Мусабом эль-Заркауи и вторым человеком во всемирной "Аль-Каиде" – Айманом эль-Завахири.

Белхадж был арестован в 2004 году властями Малайзии, перевезен в Бангкок и отдан американцам. Американцы, которые в то время решили помириться с Каддафи, "подарили его" тогдашнему диктатору.

Балхаджа привезли в зловещую тюрьму Абу Салим в Триполи. Там он на протяжении нескольких лет подвергался пыткам и издевательствам. Между тем, в 2007 году эль-Завахири официально объявил о слиянии LIFG и "Аль-Каиды Исламского Магриба". Белхаджа назначили эмиром этой "модифицированной" "Аль-Каиды".

В марте 2010 года Белхадж и еще 211 террористов были, с большой помпой освобождены Каддафи. Освобождение произошло только после того, как исламисты подписали 417-страничный "код поведения", в котором сообщалось, что джихад против Каддафи окончен, и что отныне они будут вести себя хорошо.

Каддафи и его сын Саиф элль-Ислам, который являлся "архитектором перевоспитания" джихадистов получили хорошую возможность убедиться в том, как Белхадж и его товарищи держат слово.

Важно отметить, что взлет Белхаджа к вершинам власти в новой Ливии произошел после ликвидации предыдущего военного командира "мятежников" – генерала Абделя Фаттеха Юниса – бывшего министра внутренних дел Каддафи. Юниса устранила группировка под названием "Бригады Обейда ибн Джарра" (имя одного из соратников Пророка). Юнис возглавлял военные операции против LIFG в 1990-1995 годах. Только после устранения Юниса на первый план вышел Белхадж.

Не менее важным является тот факт, что все ключевые военные командиры мятежников – члены LIFG. Белхадж – властелин Триполи, Исмаил ас-Салаби в Бенгази, Абдельхаким аль-Ассади – в Дерне. Именно Салаби "договорился" с Саифом эль-Исламом Каддафи об "окончании джихада", обеспечив, тем самым и себе и своим товарищам новое , светлое будущее.

Чего добился Запад своей "гуманитарной интервенцией" и союзом с джихадистами, пока совершенно неясно. В случае, если вся затея действительно была направлена на гарантию поставок нефти, результаты весьма сомнительны. Как показывают события двух последних месяцев, Каддафи обладает если не значительной, то весьма существенной поддержкой среди части племен, и может вести партизанскую войну неопределенно продолжительное время. Одновременно, в случае, если "умеренные" элементы в составе Временного Национального Совета в Триполи попытаются оттеснить джихадистов от кормушек, они столкнуться с жестким и хорошо организованным сопротивлением, которое может вылиться в параллельную гражданскую войну.

Белхадж, между тем, превращен "в героя ливийской революции". Его статьи публикуют такие издания, как британская Guardian. Эмир сообщает восхищенной публике, что "революция принадлежит всем ливийцам, светским или нет". Западу приятно слышать эти размышления "переродившегося джихадиста", ставшего "символом умеренного и либерального ислама", обещающего создать "истинно демократическую систему с прозрачным правительством и администрацией" и мечтающего построить "по-настоящему гражданское общество". Каддафи и сыновьям также было приятно слышать клятвы в "верности идеалам Джамахирии". Где теперь Каддафи и где теперь Джамахирия?

Они прячутся в пустыне с горсткой сторонников. То что осталось – страна с относительно развитой инфраструктурой и промышленностью, страна, которая 10 лет назад стояла на грани создания собственной атомной бомбы, страна набитая всеми видами современного оружия, страна со 100 миллиардами долларов валютных активов. В чьих руках окажется весь этот потенциал после того, как "триполитаннская бригада" добьет последних защитников Сирта и Бани-Валида?