Иван Грозный не хуже

Сергей Владимирович Жуков
              Иван Грозный не хуже прочих

   В районной газете «Знамя труда» за 27 апреля на последней странице  была помещена небольшая заметка «Законопреступное супружество».
Вначале все здесь кажется верным. Многим известно из курса школьной истории, что Василий III женился на Елене Глинской без благословения патриархов, но отнюдь не Отцов Церкви.
В XVI веке Отцов Церкви, к коим принято причислять Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Афанасия Великого и других столпов православия, уже не было. Благословение испрашивалось Великим князем у иерархов, то есть высших чинов Церкви, а Отцы и Учи¬тели установили в первых веках христианства чин Богослужения и догматы.

   Далее говорится, что Иоанн IV удивил весь мир своей небывалой (якобы) жестокостью, за что и вошел в историю под именем Ивана Грозного. Однако стоит провести небольшой сравнительно-исторический анализ.

   Итак, кого мы видим на престоле демократической парламентской Англии в том же XVI веке? Генриха VIII, теми или иными путями спровадившего на тот свет семерых жен (в этом полное совпадение с властителем России). Требуя развода у католических владык с первой женой Марией, он не внял их запрету и женился на Анне Болейн.

    Теперь о его мягкосердечии по отношению к подданным. По воле нарождающейся буржуазии в итоге пресловутых «огораживаний» были согнаны с земли десятки тысяч крестьян. И все ради мешков с шерстью, на одном из которых восседает спикер палаты общин парламента.
Земледельцы стали пауперами (бродягами). Генрих VIII издает указ о борьбе с безработицей, согласно которому были повешены 86 тысяч безземельных работников.
Да, по приказу Грозного был удушен митрополит Филипп, высказавший ему в лицо обвинение в убийствах тысяч  людей.
 
    В то же время британский самодержец повелевает отрубить голову канцлеру Томасу Мору, автору знаменитой «Утопии» - за нежелание отказаться от католичества в пользу англиканства, то есть  новой государственной религии Альбиона.
Во Франции в 1572 году, во время правления Карла IX разразилась ужасающая бойня, запечатленная в хрониках под названием «Варфоломеевской ночи». Католики убили в Париже и по всей стране десятки тысяч людей. Это все тот же XVI век.

   Испания люто расправляется с восставшими Нидерландами и с еретиками внутри страны. Король Филипп II, судя по свидетельствам историков, равно как и его подручный герцог Альба, отнюдь не отличались милосердием к противнику.

   В Италии на фоне процветания наук и искусства злодействуют всевозможные Медичи и Борджиа. Коварные убийства, отравления, предательства следуют одно за другим.
В раздробленной Германии только что отгорело крестьянское восстание под предводительством Томаса Мюнцера. Страна словно набирается сил перед действительно потрясающей 30-летней войной (1618-1648), которая станет прологом к будущим мировым войнам. После сражений и погромов Чехия и Германия недосчитаются каждого четвертого жителя. Впрочем, это уже следующее столетие.

   Следует помнить одно: Россия не знала религиозных войн. Да, еретиков и раскольников порою сжигали, но не в таких количествах, как в «просвещенной» Европе. Жгли их в срубах (протопоп Аввакум), а не открыто и не на медленном огне, на котором Жан Кальвин буквально поджарил испанца Мигеля Сервета. На сей раз протестанты испепелили еретика. И не в папском Риме, а в свободной буржуазной Женеве.

   Да, наш Иван IV был жесток, лицемерен, коварен, но в одном ряду с ним сидят все венценосцы того, да и любого иного времени, не ставившие свои народы ни во что.
В конце газетной заметки говорится, что по преданию в день рождения Ивана Грозного во всем царстве разразилась страшная гроза. Но такие грозы гремят всюду и всегда, в любых царствах-государствах и в каждую эпоху, а не только в России.
Разве не ревела буря и гром не гремел, когда появились на свет Батый, Наполеон, Гитлер и другие тираны? Или они не поражали мир злобою? Может быть, они восхищали Вселенную благостью и миролюбием?

   Еще со времен перестройки нам внушают неуважение к своей истории, которая и не менее прекрасна, чем иные хроники, и не более ужасна. Да, Иван IV пролил немало крови, но сокрушил татарские ханства, разгромил Ливонский орден, много веков грозивший русским землям. Если уж быть честными, то и опричнина стала прежде всего борьбой с боярами-«олигархами».
Не бывает истории без жертв. Главное, чтобы они были хоть отчасти оправданы.