Взор-21

Борис Ефремов
ВЗОР
Великий Закон Общекосмического Развития
(Продолжение первой книги)

Перестройка форм человеческой жизни начнётся с длительных, охватывающих весь период вселенского сжатия изменений ее материальной основы. Одна из главных особенностей вто-рой фазы Большого Цикла – разжатие материи, уменьшение ее плотности, упрощение структуры, так сказать, медленное истаивание всех молекулярных соединений, а по этой причине от тысячелетия к тысячелетию будут становиться всё менее и менее плотными и сложными человеческие тела. Это будет похоже на то, как если бы царство живых существ превращалось сначала в царство животное, потом в растительное, минеральное и, наконец, в элементарное, с тою только разницей, что сознание, а в первое время и форма тел будут оставаться прежними, человеческими1.

1 Тут есть некоторое сходство с православной истиной, что в раю тела людей будут из очень разреженной материи.

Казалось бы, в эпоху бесконечных путешествий по глубинам Вселенной должна возникнуть неразрешимая проблема с биоэнергией. Но эволюция преодолеет и эту трудность. Организмы разумных существ научатся использовать вместо пищи лучи звезд, разнообразные ядерные и химические реакции, причем, и наука, надо полагать, не останется в стороне от этого магистрального пути.

«Энергии сколько угодно! – утверждал Циолковский. – Вопрос только в том, как воспользоваться этой неистощимой энергией, как поддерживать жизнь при других условиях существования или как преобразить с этой целью храмы наших атомов, то есть наших тел. Этот вопрос решит время и громады знаний, которые оно нам принесет». («Этика или естественные основы нравственности»).

Позднее русский философ уточнит, каким образом космическое человечество может использовать энергию звезд:

«Впрочем, будет господствующим наиболее совершенный тип организма, живущего в эфире и питающегося непосредственно солнечной (звездной. – Б. Е.) энергией (как растения)». («Монизм Вселенной»).

Как видим, перед нами уже не люди Земли, не жители Солнечной системы, не граждане Великой Звездной Империи, а разумные «эфирные растения», наиболее совершенные среди множества других типов изменившегося человеческого организма, которым не нужна ни планетная атмосфера, ни специально подготовленная пища, ни традиционные средства пере-движения в космическом пространстве.

Нетрудно заметить, что отмеченные нами разновидности фундаментальной перестройки вселенской жизни, которую следует ожидать в период Большого Становления,  неразрывно связаны с утончением, разжатием и упрощением материи, то есть с тем процессом, который, перефразируя Канта, освобождает материю от «грубости и негибкости».  А уж если процесс такой идет, значит,  можно ожидать взлёта умственных способностей, роста духовного развития разумных существ. Если в эпоху усложнения вещества каждое состояние его разжатия неизменно вело человечество к подъему духовности и нравственности, то надобно ли сомневаться в том, что за миллиарды лет «отступления» материи стремление к духовным, нравственным идеалам станет нормой жизни людей шестой расы? С неизбежными потерями во время обобществленных состояний, но человек последнего расцвета Вселенной будет последовательно идти к Богу. Тем более, что не такой уж и большой срок будет отделять его от соединения со Вселенским Разумом1.

1 И здесь прежняя неистребимая убежденность в то, что «волшебная» формула смены состояний непременно приведет человечество к высшей ступени духовности, не считаясь с волей людей и с волей Бога.

Именно о той сверхдалекой поре, о конечном рубеже становления писал Кант в своей «Всеобщей естественной истории»:

«Когда человеческая природа уплатит свою дань бренности, тогда бессмертный дух быстрым взлётом вознесётся над всем конечным и будет продолжать свое существование в новом отношении ко всей природе, которое возникает из более близкой связи с высшим существом. Тогда это более совершенное существо, заключающее в самом себе источник блаженства, уже не будет разбрасываться между внешними предметами, чтобы найти в них успокоение. Всё творение, находящееся, к удовлетворению высшей первичной сущности, в необходимом согласии, должно будет приобщиться к ней и будет взирать на неё не иначе как с чувством неизменного удовлетворения...»2

2 Видите, неистребимый человеческий идеализм присущ и великому гению...

2.

Поначалу в этой главе я хотел только перечислить все основные свойства эпохи вселенского сжатия, и этим ограничиться, поскольку читатель, как нам кажется, настолько уже овладел свойствами ВЗОРа, что быстрее и лучше автора пред-ставит себе особенности Большого Становления. Но потом всё-таки, для большей наглядности, решил дать сравнение начала и, можно сказать, конца того гигантского по времени духовного развития космического человечества, которое связало между собой десятки формаций, а, по сути, две основные фазы – фазу расширения материального мира и фазу его сжатия.

Как мы уже говорили, Августин Блаженный, посвятивший изучению человеческой души немало времени и сил, делил процесс душевного взросления на семь «ступеней» – от появления души в теле до ее пребывания в Боге, в Истине. В настоящее время для нас представляют интерес первая и шестая ступени.

Если на самой начальной стадии, свойственной первой расе людей, душа «животворит своим присутствием это земное и смертное тело; собирает его в одно и содержит в единстве, не дозволяя ему распадаться и истощаться; распределяет питание равномерно по членам, отдавая каждому из них свое; сохраняет его стройность и соразмерность не только в том, что касается красоты, но и в том, что ка-сается роста и рождения», – то на шестой ступени, соответ-ствующей шестой земной расе, душа достигает невиданно чистых нравственных высот. Вся ее жизнь – «это действие, то есть стремление души к уразумению того, что существует истинным и высочайшим образом, представляет собой высшее созерцательное состояние души. Совершеннее, лучше и нормальнее его нет для души ничего. Это – шестая ступень. Ибо одно дело – очищать сам глаз души, чтобы он не смотрел напрасно и бесцельно и не видел превратно; другое – сохранять и укреплять его здоровье; и совсем иное – обращать ясный и прямой взор на то, что подлежит рассмотрению...»1

1 Конечно, Блаженный Августин здесь имеет в виду ступени духовного роста не человечества, а отдельных людей, святых, которые и при земной жизни могут достигнуть единения с Богом.

На шестой стадии, по Августину, душа стремится к уразумению Божественной Истины, созерцает Ее, творит сердце чистое, обновляет в себе правый дух, – то есть речь идет о третьей ипостаси человека – духе, который не дает душе сбиться с пути к Богу. Понятно, что материальный мир уже настолько растворён и упрощён, что почти не оказывает негативных воздействий на людей шестой расы. Надо полагать, тут уже даже не «эфирные растения», а какие-то мыслящие соединения либо еще молекул, либо уже атомов. Но, как любил говорить Кант: не будем сверх меры предаваться фантазии. Закончим эту короткую главу тем, с чего хотели ее начать.

Вторая фаза Большого Космического Цикла разрушает обобществленное состояние и создает
индивидуальное.

Являясь становлением, формирует бесчисленные множества новых духовно-материальных образований Вселенной.

В качестве отрицания материально-духовного мира первой фазы представляет собой мир духовно-материальный с преобладанием духа над материей1.

При сжатии Мироздание обладает ярко выраженной тенденцией к разжатию, разжижению, упрощению материи.

В эпоху Большого Становления человеческие (и иные) тела всё больше и больше теряют плотность, истончаются одновременно с упрощением материи.

Появится множество новых форм жизни, совершенно не похожих на современные и по количеству превышающих их в миллиарды миллиардов раз.

Преобладающей станет шестая раса разумных существ, большинство которых по нравственным качествам сделают решительный шаг к высочайшей духовности Творца Вселенной2.

1,2 Тут я пока еще в полном плену эволюционного всемогущества; мне и в голову не приходит, почему в ранние эпохи человечества столь много было людей, духовно развитых гораздо больше, чем мы, представители более «продвинутой» четвертой расы. Вспомним Пифагора, Платона, Платина.

Если во время бессобственнической формации собственность потеряла смысл как общественное явление, в период сжатия Мироздания станет планомерно исчезать основа собственности – сложная материя.

Отомрет государство. Империя Свободных Галактик сменится Ассоциацией Свободных Личностей. Общественное бытие превратится в автономное бытие духовно развитых существ.

Единственной заботой человека (мыслящего существа) станет индивидуальное нравственное развитие, постижение Законов Мироздания, Божественной Истины.

Использование прав и свобод ничем, кроме совести, не будет ограничено.

Прежний общественный коллективизм сменится полной индивидуальной свободой, гуманным индивидуализмом.

Все знания Вселенной, накопленные в Информационном Поле за бесконечные возрождения Мироздания, будут служить духовно развивающемуся человеку1.

1 Нетрудно заметить, что Информационное Поле здесь почти приравнивается к Богу, а Сам «Бог» заинтересован      в бесконечных развертываниях-свертываниях Вселенных, пополняющих Разум Творца, а точнее Вселенский Разум, всё новой и новой информацией. Слабоват был Творец у меня...

Общественная экономика уступит место индивидуальной духовной деятельности.
В силу разжатия и исчезновения сложной материи человечество в целом максимально возможно приблизится к Богу.

Разумная жизнь заполнит все уголки Вселенной.

Все эти тысячелетия будет идти глубинное постижение Истины – Законов Вселенского Разума.
Но постижение это и эволюция человека будут идти не прямолинейно – а внутренними отрицаниями и циклами сжатия и разжатия, с общей тенденцией к разжатию.

Полная индивидуализация духа и материи приведет в конце Большого Становления к угрозе всеобщей анархии, что вызовет замену второй фазы третьей – эпохой сверхсжатия.

На этом, пожалуй, мы и закончим краткий обзор самого могущественного по творческим результатам «кембрийского взрыва» Большого Цикла Вселенной.
Наберёмся сил для следующей главы.

(Продолжение следует)