Отказ элеронов

Евгений Шукевич
Лётчикам хорошо известно, что, пожалуй, самые неприятные особые случаи в полете  - это не отказ двигателя, и даже не пожар двигателя.

Возможно, что самые опасные происшествия в воздухе - это отказы систем управления, в особенности - по каналам управления самолётом. Один такой отказ у меня был, почти четверть века назад....  Эту историю я бы назвал так: «Отказ элеронов».

1993 год. Второй Чемпионат России по самолётному спорту. Наша команда после первых двух упражнений уверенно выходит на первое место. Впереди – «Тёмный комплекс». Проведенный конкурсный отбор среди спортсменов-лётчиков выигрывает комплекс, представленный нашей командой. Хорошее предзнаменование.

Впереди – облет самолета, на котором предстоит летать в третьем упражнении программы соревнований. Облёт делает наш товарищ по команде – Александр Бруенков. После полета докладывает, что самолёт недостаточно точно отнивелирован, и при «брошенной» ручки управления самолёт готов выполнить полубочку вправо….

Техники гнут пластинчатые триммеры в соответствующую сторону. Как капитан команды, принимаю решение лететь первым (из нашей команды) и так получается, что первым после облёта. Лететь-то по жребию, вроде, должна была Татьяна Викторовна…. Но в своей команде кому, когда лететь, мы решали все вместе. А поскольку автором этого комплекса оказался я сам, то и мне, что называется «флаг в руки». К тому же этот комплекс я, соответственно, знал получше, чем мои товарищи. Ну и у них будет возможность, понаблюдать за мной: никогда нелишне ещё разок «прокатать в голове» это упражнение.

Плановая таблица составлена. Начался обычный рабочий день соревнований.

По списку мне выпало лететь где-то в первой пятерке. Подходит время вылета. Я, как обычно, забежал за бензовоз…. Сделал стойку на руках, чтобы лучше сосредоточиться и пошёл к самолёту. Вот-вот должна прозвучат команда «Запуск». Запрыгиваю на крыло…. И оппаньки…. Нет парашюта…
Бегом искать парашют… Точно не помню, но, по-моему, передаёт мне его из рук – в руки Светлана Капанина. Она девочка хрупкая, всё время обкладывается подушками, снятыми со спинок кресел Як-52, чтобы сидеть поудобней и повыше. Но для этого растягивает лямки парашюта так что, «мама не балуй». Другой парашют искать времени нет. Укладываю его в чашку. Сажусь в кабину Як-55М, подгоняю педали, затягиваю привязные ремни. Готов.

- «Пятому (а может и 4-му или 6-му, не помню точно) – Запуск!»
...
Набор 1100. Прицеливание в квадрат, так чтобы поставить первую вертикаль именно там, где мне надо. Разгон. Отмашки. Ставлю вертикаль….

…. и ....

... первый "звоночек"...

Во время постановки вертикали, как будто кто-то слегка нажал на крыло влево….
Мгновенная мысль, что-то вроде: «грёбаные нивелировщики, б… ни х…. не умеют гнуть пластинчатые триммера, перегнули в другую сторону....».

Делаю первую фигуру. На вращениях никаких тянущих усилий ни вправо, ни влево нет. На выходе из фигуры – опять…, уже посильней, «кто-то» слегка давит на крыло...

Очередная мысленная тирада благодарности в адрес и Саши, и техников и вообще просто так. Продолжаю выполнять задание…. Вторая фигура. Усилия потихоньку растут…. Штопорные вращения. Вроде нормально, но на выводе ручка становится «тяжёлой»…

То ли пятая, то ли четвёртая фигура – «носок»: вращения на угле 45° вверх, дуга «на себя», вращение, выход в горизонт. На дуге понимаю, что не только «тянет ручку, но и появляется сильный разворачивающий момент влево. На выходе в горизонт усилия становятся настолько большими, что принимаю решение прервать выполнение задания. И вот не помню, делал я отмашки о прерывании или нет…. А ведь можно получить и "баранку" за всё упражнение... и тогда наша команда опустится в турнирной таблице ниже плинтуса. Докладываю РП что-то типа «Отказ управления по элеронам». РП дает добро на заход на посадку…. Вывожу самолёт в горизонт…. И начинаю понимать, что всё похоже гораздо хуже, чем показалось вначале…

Сбрасываю скорость. Высота примерно 600-700 метров. Я над «точкой» есть время подумать. Осматриваю плоскости. Всё в порядке. Ничего «такого» не вижу. Усилия растут. Одной рукой держать не могу. Упёрся в ручку двумя руками, давлю «от себя и вправо». Осматриваю хвостовое оперение. Рули - на месте, шевелятся. Хорошо…. Элероны - на месте, шевелятся. В голове проскакивает история, рассказанная Алексеем Пименовым на соревнованиях по Высшему пилотажу в далеком 1986 году, куда я приехал на соревнования в первый раз в составе команды Читинского АСК. Тогда мой тренер, Геннадий Михайлович Бутин, стал Абсолютным Чемпионом зоны Сибири и Дальнего Востока, а наша команда (Геннадий Михайлович, Сергей Светлаков, Татьяна Цинковская и я) заняла первое место. Мой результат в командный зачёт не пошёл, но I спортивный разряд, полученный там же в Хабаровске, я подтвердил. Смысл истории в том, что на каких-то международных соревнованиях у одного из спортсменов «поползло крыло» на перегрузках, заметив это, он сразу сделал полубочку и выполнил заход на посадку «кверх-ногами». Перед самой землей – полбочки, касание, и крыло отваливается… Быстро «перебираю в голове» всё, что мне известно на тему чего-то подобного…. Ничего не подходит…. Тем не менее, чувствую, что дело – хрень….

Осматриваю самолёт ещё раз…. Силы держать ручку пока имеются. Но! Насколько их хватит??? А не «поплывут» ли тяги и тросовое управление???
Осматриваю, что за бортом. Наверно придется прыгать…. Вокруг аэродрома лес. Ну можно подумать, пора готовится к прыжку…. Оглядываю парашют….

Нда….

Из такой подвесной системы меня скорей всего вытряхнет, и буду я свистеть до самой земли. Нет уж…. «Голым задом в холодную воду??? брррр, увольтес». Будь я парашютист, да подвесная система у парашюта подогнана, сиганул бы, наверно, не задумываясь. РП что-то спрашивает, а я не могу ответить…. Не могу руку убрать с ручки. УКВ – на РУДе. Такс… Коленкой в ручку – хоп, нормально… Можно будет разрешение запросить на посадку. Уже легче… «Будем садиться», - говорю про себя своему самолёту и самому себе….

Всё-таки, риск, что придется прыгать, есть. Вроде скорость уменьшаю, а нагрузки наоборот растут. Оцениваю вероятность того, что придётся покидать самолёт на глиссаде. Открываю фонарь, решаю сделать глиссаду раза в два покруче, чтобы уменьшить (с точки зрения теории вероятности, вероятность полного отказа управления на высоте, где уже и покинуть самолёт нельзя…  ох, уж это высшее авиационное образование). Молюсь, чтобы тяги и тросы управления не подвели. Запрашиваю разрешение на посадку. «Посадку разрешаю». Спасибо РП. Осталось посадить самолёт. Посадка. Уфффф….

Рулю себе, тихохонько, на «старт» к местам стоянки. Вижу, что лётчики как-то странно смотрят на самолёт… Вижу, что Олег Шполянский смотрит на левую плоскость….
Очень любопытно, чего это у них у всех такие лица….
На стоянке. Глушу мотор. Отстегиваюсь. Выбираюсь из кабины. Послеполетный осмотр…. Ну…. Нифигасе… Смотрю на левый элерон снизу и ой...ой…ой… Нижняя поверхность элерона разорвана примерно на 2/3 размаха. Обшивка от кромки элерона до трещины, которая прошла посередине вдоль элерона изогнутой линией, вывернута на встречу потоку…. Ну вот. А я почем зря костерил Сашку и нивелировщиков…

Доклад РП. РП даёт «добро», чтобы я перелетал свой полёт в конце турнирной таблицы. «Полетишь???». «Полечу». Спасибо ему за это огромное. А то не знаю, что было бы дальше.

А дальше… посмотрел за своими: отлетали неплохо. Отлетал сам после того, как прошла основная плановая таблица. Всей командой вернулись в гостиницу,благо, что она прямо на лётном поле… Сел за стол. Вспомнив «сопромат», проанализировал причины «отказа элеронов». Набросал карандашиком, как надо изменить форму щелей, чтобы резкие перепады давления на реверсивном элероне не приводили к усталостному разрушению ребер обшивки. Вышел с Танюшей в коридор, там - РП, начинаем с ним разговаривать…. В коридоре полумрак…. И тут у меня стали подкашиваться ноги и «поплыло» перед глазами…. Навалился страх…. Но, таки, я сам добрался до койки и бухнулся спать.

А на утро бегом к доске объявлений… Что сказали судьи???
А там….. Сборная команда Читинского АСК стала Чемпионом России по высшему пилотажу!!!!

Нормально… Можно с чистой совестью возвращаться домой. Перед Тренером (из-за ограниченных финансовых возможностей на соревнования приехали только три спортсмена) стыдно не будет…. Жаль, похоронили мы Геннадия Михайловича этой зимой…. Это был Лётчик от Бога…. А "заслуженного тренера" ему так и не дали….

Вот такая история.

РУД - Рычаг Управления Двигателем.
УКВ - УльтроКороткоВолновая радиостанция. в данном случае - кнопка начала передачи.
РП  - Руководитель Полётов.