Карманники

Артем Кресин
                Карманники.
В конце войны в Ленинград было привезено много подростков от 14 лет и старше, для учебы в ремесленных училищах и школах ФЗО (Фабрично-заводское обучение). Плохо или хорошо, но их как-то одевали, кормили, хотя далеко не сытно, но кому в те времена было сытно.  У этих детей не было в городе ни родных, ни близких друзей и в свободное время после окончания учебного или производственного дня, были предоставлены сами себе. Для них местом жизни было только общежитие. Они неприкаянные бродили по городу.  Известно, что этом возрасте подросткам очень нужна опека родителей, или других близких взрослых людей, которые бы их обстирали, зашили разорванные места на одежде,  отрегулировали ношение грязной одежды на работе и переодевание в нормальную одежду после работы и вообще учили бы жизненному укладу. При необходимости близкие люди могли научить или даже заставить ребят выполнять эти работы самостоятельно.  Ничего этих людей у ребят не было, и ходили по городу замызганные, оборванные мальчишки, не умеющие себя вести в общественных местах. 
Зачем городскому обывателю, затруднять  себя мыслями о судьбе и трудностях эти ребят, проще отделить их от остального общества и объявить их людьми низшего сорта. И ребята это хорошо чувствовали, что создало у них впечатление, зачастую обоснованное, «ремесленник не человек». Например, гулял по городу анекдот.  «Около остановившегося трамвая  стоит толпа зевак. Прохожий спрашивает – что человека задавили? Да нет, отвечают ему, ремесленника».
Между тем, эти ребята  осиротели всего два, три года назад, то есть до 10-11 лет они жили в нормальных семьях, были любимы своими папами и мамами. В них были заложены основы нормального воспитания. И не вина этих ребят, что их родители погибли на фронте или умерли от голода. Все ремесленники чохом, городским мещанством, были зачислены в  хулиганы и воры. Как можно понять, что автор этих строк сам был в те времена ремесленником.
Прожита большая жизнь,  много пережито бед и трудностей. Много было обид на людей. Но прошло время, и вспоминаешь, что эти обидчики, были ими поневоле, и не всегда были в этом виноваты. Как пел цыганский певец Сличенко по этому поводу – «не вини коня, вини дорогу, и коня не торопись менять». Да и сам, наверное, не всегда был добрым ангелом, немало людей и тобой обижены.  И сейчас на закате жизни хочется  всех простить, и попросить прощения у тех, кого сам обидел..
Но к одной категории обидчиков у меня прощения нет. И сейчас по прошествии почти семи десятилетий, скулы сводит от обид, нанесенных этими людьми.. Причем это по внешнему виду  не закоренелые преступники, не бандиты с большой дороги. Это прилично одетые женщины среднего и даже пожилого возраста, холеные мужчины в дорогих одеждах. Что же они мне плохого сделали? Объяснять сложно приведу несколько примеров
Прохожу среди людей в трамвае, пробираюсь к выходу, впереди идет другая женщина, и вдруг ее подружка на весь вагон обращается ко мне и кричит – «что ты за ней бежишь? у нее в кармане ничего нет». По трамваю раздаются вопросы: что вора поймали? Что делать? Полное бессилие, из глаз текут непрошенные слезы..
Висим на подножке, несколько человек. Вдруг один из них оборачивается ко мне и кричит – что ты у меня в кармане шаришь?
Стою в трамвае, в окружении людей. Вдруг один их стоящих с  ехидной улыбкой, показывая на меня глазами, произносит: «товарищи берегите свои карманы». И таких примеров  у меня и у моих друзей было много.
После этих примеров мне не нужно объяснять, кто эти обидчики, которым я не смогу простить свои отроческие обиды. Причем уже сейчас,  имея определенный жизненный опыт, могу уверенно сказать, что все мои обидчики сами были нечестными людьми, потому что, только вор легко кидается этими обвинениями. Честный человек сто раз подумает, прежде чем обвинить кого-то  воровстве.  Недаром существует пословица – «Каждый судит о других в меру своей испорченности».