Георгий Степанович Жженов

Александр Руденский
                ГЕОРГИЙ  СТЕПАНОВИЧ   ЖЖЕНОВ
          РУССКИЙ   ЧЕЛОВЕК - АКТЕР - ПИСАТЕЛЬ - ИНТЕЛЛИГЕНТ

           Эти фрагменты моих  воспоминаний  были написаны раньше.
 Опубликовать их меня  побудила газетная статья про ограбление его квартиры. 
   
 В жизни каждого человека есть знакомства с людьми, которые так или иначе
оказывают на человека большое воздействие.  В моей жизни таких знакомств было
не мало, но самыми яркими и значительными были несколько.
      
  Это народный артист Украины Ростислав Ивицкий,  художник Леонид Стиль,
  писатель Виктор Платонович Некрасов, актер и режиссер Ролан Быков и
            народный артист СССР  Георгий Степанович  Жженов.

  С  Георгием Степановичем   связанны замечательные,  незабываемые  страницы моей жизни. 
Каждая новая встреча с ним, а их было немало, становилась своеобразным  духовным праздником, к этому
постоянно добавлялись его роли в театре и кино.  Это знакомство,  я не знаю имею ли я право сказать - дружба,
продолжалось до самого моего отъезда в Америку. Редкие телефонные звонки уже никак нельзя сравнить с
  тем уникальным явлением, каким были наши с ним встречи в Москве и Киеве.


              О Георгии Степановиче известно очень много.

   За свою долгую -  уникальную жизнь, он оставил  огромный массив  рукотворных,
неизгладимых следов.
Это его многочисленные образы, созданные в кино за более 70-ти лет, это часто незабываемые образы в
театральных спектаклях, в том числе и в Московском  театре Моссовета,  это и написанные им книги и многое другое,
что так или иначе оставляет  в человеческой памяти неизгладимые следы.  Его знала вся страна, его любила
вся страна.  И я даже не знаю, каким надо  быть человек, чтобы не разделять такого к нему отношения.
Что же я могу к этому всему еще добавить нового. Только то, что называется личным восприятием, личным
           виденьем вблизи человека, которого многие знают на расстоянии.

  Мое знакомство с Георгием Степановичем произошло случайно, как и многие важные
события моей жизни.
  Однажды мне  домой позвонила моя знакомая из киевского Дома Кино.  В те годы (1974-1980) я был, можно
так сказать, завсегдатай  в Доме Кино. Она работала  в Бюро по пропаганде советского киноискусства.
    Звонит и говорит
-  Саша,  когда ты нужен, тебя не найдешь.
    Я куда то уезжал из Киева. 
- А что случилось? - Спрашиваю я.
    Оказалось следующее.  В Киев выступать в Доме Кино приезжал Георгий Степанович.

  Интерьеры в киевском Доме Кино были оформлены художественной керамикой. Оформлением интерьеров занималась
керамическая мастерская на территории Софийского заповедника. Я был знаком с этой мастерской, иногда там
обжигал свои небольшие изделия - обереги, дружил с этими замечательными мастерами, помогал им заканчивать
оформление Дома Кино в день открытия. На четвертом этаже рядом со входом в зрительный зал находилась небольшая
комната - холл, стены, которой были украшены керамическими берегами. Это было очень
захватывающее зрелище.
Эти обереги, во время своего пребывания в Доме Кино и увидел Георгий Степанович. Они ему очень понравились.
И наверно, кто-то ему сказал обо мне.  Почему обо мне?  До этого, когда в 1975 году в Киев  приезжал с премьерой
своего кинофильма « Автомобиль Скрипка и собака Клякса »  Ролан Быков,  меня попросили те несколько дней,
которые Ролан Быков будет в Киеве, быть его гидом, показать ему Киев. Я провел для него и его жены Елены Санаевой
несколько экскурсий. А после экскурсии в Софийском соборе завел их к всеобщей радости в
керамическую  мастерскую.
Художники - керамисты были очень рады принимать Ролана Быкова и Елену Санаеву,  а он был в восторге от того,
что увидел в этой мастерской и от многочисленных подарков которые они ему сделали, и он конечно всем в Доме Кино
об этом рассказывал.  Вот и вспомнили в Доме кино тот случай. Но меня к моему и их сожалению в это время
не оказалось в Киеве. Иначе бы мое  знакомство с Георгием Степановичем состоялось раньше. Ну а как говорят
в народе -  лучше позже, чем никогда. Вот Лариса и говорит мне, что Георгий Степанович  просил,  что бы для него,
если можно, сделать такие обереги, и дала мне его московский телефон.

    Созвонившись с Георгием Степановичем, я выяснил, что бы он хотел и сколько оберегов.
Я сейчас уже не помню,
когда была озвучена информация, что обереги будут украшать камин в интерьере на даче, при разговоре по
телефону или уже в Москве, когда я их привез. Я решил сам сделать для Георгия Степановича эти обереги,
  а не просить их в мастерской. Глина у меня была дома и я постепенно их сделал.
 
   Поясню, что такое Обереги.  Это небольшие сделанные из глины, покрытые цветной       глазурью символические
изображения разных добрых сил природы, покровительствующие человеку - оберегающие его.  Отсюда и название Обереги.
В древности славяне широко пользовались этими  изображениями,  делая их из простых доступных материалов:
дерева, глины, на все случаи жизни. Это были своеобразные амулеты. Сегодня это  рудименты одного  из элементов
                древних языческих обрядов у славян.

   Получились очень своеобразные обереги, отличавшиеся от тех, что делали в софийской мастерской. 
Когда я приехал в Москву и созвонился с Георгием Степановичем,  он пригласил меня приехать к нему домой.
С трепетом я шел в этот дом, к этому уникальному человеку. Двери мне открыл сам Георгий Степанович.
Мы поздоровались, познакомились и на много лет подружились, и с ним, и с его очаровательной женой Лидией Петровной,
и с  талантливой дочерью Юлией.  Каждый раз приезжая в Москву, я обязательно старался попасть к Жженовым  в гости,
к сожалению, это не всегда получалось, о чем я теперь могу только сожалеть. Каждый час проведенный с этим
человеком был наполнен какой – то  необъяснимой энергией, исходившей от него. Он любил слушать, умел слушать
собеседника. Он умел очень точно высказать мысль и практически никогда не  стремился к примитивным выводам,
характеристикам, эмоциональным бытового-кухонного философствования сентенциям. Что меня в нем всегда поражало,
что пройдя через все 7 кругов советского ада, он не стал  ни озлобленным, ни подавленным, ни воинствующим антисоветчиком.
Он остался  еобыкновенно добрым - но настоящему интеллигентным человеком. Даже своё несогласие  с  чем-то
или с каким - то мнением, он высказывал очень красиво, спокойно, не скорбительно.

   В 1979 году я был в Москве и как всегда пришел к нему в гости.  Жженнов в тот день вернулся вечером после
очередной съемки в кинофильме Экипаж. Рассказывая о съемке очень возмущался, он не мог понять и смириться со
сценой, когда его дочь по фильму бежит в туалет, а камера  снимает, как ей становиться плохо  и её рвет.
Зачем это нужно - говорил он, неужели нельзя  иначе показать, что она забеременела. 
      
  Самым большим счастьем для меня были те случаи, когда я  мог остаться у них на ночь.
      
           Тогда с Георгием Степановичем можно было наговориться  вдоволь.

   6 апреля 1984 года я был на его спектакле  в Театре им. Моссовета.. Это был, если я не ошибаюсь, спектакль
на троих актеров, по пьесе  Теннесси  Уильямса  « Царствие земное ». Играли  Георгий Степанович Жженнов,
Валентина Иларионовна Талызина  и Геннадий Бортников. Американская драматургия на советской сцене всегда
была проблемой и проблемой  во многих аспектах. Но главное в этом спектакле было, то, как он был сыгран.
Больше всего досталось Георгию Степановичу.  Его герой - Цыпленок  был в самой сложной ситуации, чем другие
два героя.  На сцене он находился практически неотлучно и зритель все время видел его в состоянии психологического
напряжения.  Профессиональным языком можно сказать, что это было  сто процентное попадание в образ,
не в какой-то абстрактный, а именно тот, что был создан драматургом.

  Актерской особенностью Георгия Степановича было то, что он не стремился  изображать внешне своего героя, 
он изображал его характер, его индивидуальную  особенность, которая и отличает разных людей  друг от друга.
Семнадцать  лет страшных жизненных испытаний, тот уникальный жизненный опыт, который он в результате этого
приобрел, избавили его от примитивных кино и театральной показухи и штампов. Почему все его образы, кого бы он
не играл, то-ли немецкого шпиона,  советского милиционера, американского губернатора и так далее вызывают к
нему симпатию и признание. В любой обстановке он чувствует себя уверенно,  и в милицейском мотоцикле, и губернаторском
доме, и  в военных окопах.  Везде перед зрителем настоящая правда жизни и он ее носитель.  Ему веришь безоговорочно.
Это относиться и к общению в жизни. Он не говорит пустых,  легковесных фраз. Это я замечал всегда, когда с
ним общался.  Слово не воробей,  полностью относится к Георгию Степановичу.
   
    Как это объяснить, что бы было понятно. Недавно я просмотрел документальный фильм и в нем сцену разговора
Георгия Степановича, прехавшего в Сибирь, с писателем Астафьевым. Меня поразило, как мудро и интеллигентно
вел себя и разговаривал этот, мягко говоря,  очень обиженный советской властью человек. Рядом с мудрым,
философичным Георгием Степановичем,  «рафинированный»  писатель Астафьев выглядел каким-то  провинциальным озлобленным
неудачником.  Прошу прощения, но это кадры документальные и реакция на них вполне объективная.
    
    О том, что он сидел 17 лет было известно, иногда он рассказывал некоторые эпизоды,   но первые подробности
об этом я узнал из подаренной мне его книжки, вышедшей в библиотеке Огонек №33 в 1988 году, « Омчагская долина » .
На книжке он написал с присущим ему юмором посвящение -  « Саша. С пожеланием успеха в делах экономических и
                творческих. Не теряй шила в заднице.» 
 
   Самое длительное время общения с Георгием Степановичем бывало, когда он  приезжал в  Киев для выступлений в
Доме Кино или на гастроли с театром Моссовета. Вот тогда я мог с ним и наговориться и нагуляться по Киеву.
На гастроли в Киев он приехал вместе с Юлей, которая тоже уже играла в этом театре.

   Помню, как однажды  в Москве он мне рассказывал, как Юля никому в семье ничего не говоря, поступила в школу -
студию МХАТа. До этого она уже занималась один или два курса в московском университете. Летом во время каникул,
не говоря ничего дома, взяла и сдала экзамены в студию МХАТа. Дома узнали об этом, когда уже все закончилось.
 
   Я водил их в Киево-Печерскую Лавру,  провел экскурсии по пещерам, в Софию Киевскую, на Владимирскую горку,
к домику Булгакова М.А. и много других мест. Это было лето, время вишни, из которой на  Украине делают фантастические
вареники. Это не такие,  как обычно варят, а такие,  которые готовятся из специального теста  на пару.
Помню как на день рождения Юли, если я не ошибаюсь, я пошел на Бессарабский  рынок, купил несколько килограмм вишни,
принес в ресторан гостиницы Москва, в которой тогда жили артисты театра Моссовета и попросил знакомых поваров сделать
именно такие,  классические украинские вареники. В ресторане мне приготовили их, они знали для кого делают.
                Получилось вкусное  угощение.

   Очень приятно было получать от Жженовых в конце декабря каждого года, поздравительную открытку.
   Чаще писала их Лидия Петровна, в тексте, я всегда  слышал ее своеобразный голос. С ней у меня сложились
очень теплые и  доверительные отношения. Она преподавала в ГИТИСе на курсах, где готовили  актеров для разных республик,
по названиям которых и назывались студии-курсы. Несколько раз Лидия Петровна привозила своих студентов во время
каникул в  Киев  на экскурсии. Я для них организовывал обслуживание, экскурсии, что бы это было недорого для студентов.
Актеры во многих республиках бывшего союза могут сейчас с благодарностью вспоминать заботу этой доброй женщины.
 
   Многие годы я получал эти  поздравления к Новому Году.  У меня сохранились  некоторые эти открытки.
                Я храню их, как дорогие реликвии.   

   В 1993 году перед моей поездкой  в гости в Америку я ночевал у Георгия Степановича.  Как всегда поужинали,
кажется очень скромно выпили и разговаривали. Он спрашивал, как дела на Украине, что происходит, какая обстановка
в незалежной Украине.  Очень сдержанно, без эмоций, он сказал, что возможно Ельцин даст России то, что ей не хватало.               
 
   Во время моего приезда в Москву в 1997 году я уже знал, что буду уезжать в Америку. Я проведал Георгия Степановича
и он мне тогда подарил  еще одну свою книгу –« Я послал тебе черную розу ».
   
   Но когда в 1998 году я был у Георгия Степановича перед моим отъездом  в Америку мнение у него о Ельцине
было уже другое, хотя он в свойственной  ему манере,  не делать абстрактных заключений, был сдержан.
Та наша последняя встреча была для меня очень важной. Я специально приехал в Москву попрощаться с ним перед
моим отъездом. У меня в Москве осталось очень много знакомых - приятелей, но на таком духовном уровне был
только он. Ему тогда было 83 года. Я утром, когда проснулся, был ошарашен. Он зашел в гостиную, где я спал
на диване,  присел на корточки возле меня и стал у меня спрашивать о завтраке и планах на день.
После разговора, так же быстро поднялся. В 83 года он имея стройную фигуру, был совершенно полноценен физически,
с ясным рассудком. Живой, энергичный, он всегда вызывал у меня восхищение.  Иногда невольно ловишь себя на мысли,
дожить бы вообще до таких лет, а при этом еще и быть в такой форме.
    
    Помню, как однажды,  после окончания  съемок фильма « Возвращение Резидента », это было в 1982 году,
он вернулся из поездки и рассказывал, что ради экономии средств съемки проводили в Восточной Европе и денег
на дублеров - водителей, тем более за границей, не было и  он сам вел машину во всех эпизодах с автомобильной погоней.
Ему  тогда было 68 лет.

   В тот последний мой приезд к нему мы разговаривали о разных обстоятельствах, о  сложившейся ситуации на
пост-советском пространстве. Он спрашивал мое мнение и  отношение к некоторым вопросам. Н

            На прощанье я снял небольшой фрагмент на мою видео камеру.
 
     Вот таким каким я видел его тогда, в тот день, он и остался в моей памяти.
               
                Таким он и останется в ней навсегда.
       
    Бессмертие - это тогда, когда тебя помнят, вспоминают добрыми словами.


  И вот я прочитал в газете о том, что его квартиру обокрали. Не ограбили, там в его  квартире и грабить
то нечего. У него никогда не было никаких особых ценностей в  виде произведений искусства или антиквара.
Его квартиру, в которой его дух живет и сегодня просто обокрали,  унесли его Награды. Скажите пожалуйста, 
у кого же, у какого подонка могла подняться рука вынести из квартиры награды такого человека.
 Среди всех его наград самым дорогим был орден Ленина, который сейчас на черном рынке коллекционеров стоит  всего то
1000-1500 долларов, а за ворованный и того не дадут. Награды Георгия Степановича, это было единственное то,
что Родина сумела дать этому человеку за то, что он безвинно осужденный 17 лет работал на нее в Сибирских  лагерях,
за то, что всю свою зрелую жизнь он посвятил творчеству, которое самым непосредственным образом служило воспитанию
у советского - русского человека  чувства собственного достоинства,  чувства Российского патриотизма, чувства  гордости
за свою Родину. Его герои, его образы, его творчество всегда были  духовными  борцами, и не за дешевый социализм,
а за настоящий человеческий  патриотизм.  Вот и отплатили наши  «патриоты» своему герою. Неужели эти люди,
после этого могут спокойно жить, спать. Это как раз то, что дала России Ельценская демократия -
неуважение к памяти, неуважение к старости, не уважение к своему прошлому. Неужели на Руси не осталось ничего
святого, неужели так  коротка  человеческая память, что всего через 4 года можно осквернить память о таком человеке.
Четыре года ни у одного чиновника вообще и от искусства вчастности, не возникло мысли проявить хотя бы минимальное
внимание, заботу о его могиле.  Неужели за свою долгую службу Родине, он не заслужил от нее самый простой бонус,
самый простой знак благодарности - простое человеческое надгробие на его могиле.

    Какая же Россия собирается вырасти на полностью истлевшем пепелище памяти?!!


   П.С.

                Георгий Степанович Жжёнов
             22 марта 1915, Петроград — 8 декабря 2005, Москва

                Актёр театра и кино
                Заслуженный артист РСФСР (1969)
                Народный артист РСФСР
                Народный артист СССР
                Лауреат Государственной премии РСФСР
                Лауреат премии им. Довженко
                Лауреат премии КГБ СССР

              Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и
                ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Сегодня на могиле актера уже установлен мемориальный памятник, но когда писалась эта статья памятника еще не было.