20. Гоголь и еврейские ноги

Феликс Рахлин
ОТ АВТОРА:
Это моя первая в Израиле публикация. Она писалась в СССР ещё с соблюдением строгой «конспирации», а отправлена была в одном пакете с  личными документами через голландское посольство, дипломатической почтой  (дипотношения, разорванные Советским Союзом с Израилем из-за Шестидневной войны 1967 года, ответственность за которую советская сторона возлагала на Израиль,  в тот момент (конец 1989 – начало 1990) ещё не были восстановлены, и в оформлении советскими эмигрантами израильских въездных виз посредничали Нидерланды).  Долгое время я был решительным противником выезда советских евреев в страну Обетованную, хотя и понимал вескость их мотивов. Но во мне жила надежда на то, что безмозглая и близорукая политика и практика советской государственной юдофобии даст сбой, мечталось остаться в стране, культуру которой я привык считать своей…
Мерзость и разгул квасных погромных настроений, вульгарный национализм, черносотенная агитация хлынули на мою наивную голову со страниц целого ряда псевдопатриотических изданий времён «перестройки». Сотни тысяч моих одноплеменников снялись с мест. Предсказания людей, с которыми я двадцать лет спорил до хрипоты, сбылись. Я написал тогда эту статью, впервые поняв, что сионизм – это не  коварная идеологема, а формула национального спасения.

Во главе русской по языку газеты, в которую меня приняли  литредактором, по совпадению оказался учёный-гоголевед…Статью напечатали. Вот она:

                *    *    *

Были ли антисемитами русские классики: Пушкин, Гоголь, Достоевский и другие? В последнее время этот вопрос оживлённо и с очень разных позиций обсуждался в советской прессе (см., например, «Литературную газету», «Вестник советской севрейской культуры» (Москва; не путать с выходящим в Риге журналом «ВЕК», который тоже «Вестник еврейской культуры») и другие названия).Но мне он кажется не более важным, чем тот, которым задаётся герой одной из комедий Маяковского: играл ли в карты Карл Маркс, и если да, то в какие игры: азартные или коммерческие?  Ну, допустим, «играл наш великий учитель», и, допустим, смеялся Николай Васильевич над еврейским погромом (а ведь смеялся же!), – что ж, теперь до’лжно следовать их великим примерам?

Широко известно негодование, с которым о соответствующих страницах  «Тараса Бульбы» отзывались то сионист Зеэв Жаботинский, то  русский советский писатель Лев Абрамович Кассиль, то ещё какоё-нибудь еврей (неевреев эта тема почему-то не задевает). Мне же хочется, переступив через упомянутое справедливое чувство (которое как еврей вполне разделяю), показать, что и в антисемитских сценах повести Гоголь остался тем, кем был: великим  р е а л и с т о м .

Вспомним, как начинался  описанный в «Тарасе Бульбе» еврейский погром в Запорожской Сечи.

«Козаки» устали от долгого мира, у них ладоши зудят – сразиться, подраться,  они  даже готовы  расторгнуть мирный договор с турками  и «татарвой» и уже смолят челны для дальнего похода на Крым… Как вдруг с западной стороны, – с  «гетьманщины» прибыла группа казаков с тревожной вестью: церкви теперь «у жидов в аренде», «если жиду вперёд не заплатишь, то и обедни нельзя править», «и если рассобачий жид не положит значка нечистою своей рукою на святой пасхе, то и святить пасхи нельзя», а «жидовки шьют себе юбки их поповских риз».

Ответ и суд запорожцев скор и решителен: «Перевешать  всю жидову!» Никто не даёт себе труда проверить правдивость сообщения, хотя оно поступило от людей, которые «или только что избегнули какой-нибудь беды, или (заметьте: писатель сам подсказывает такую вероятность! – Ф.Р.) до того загулялись, что прогуляли всё, что ни было на теле».

Казаки решительно настроены на погром. Разве не сказывается тут замечательная черта великого реалиста: его верность жизненной правде?! Вспомним, что все на свете предпогромные ситуации начинались с подобных примитивных провокаций: то с известия о «крови христианских младенцев», якобы запекаемой в мацу, то с «подлого отравления товарища Жданова» или «товарища Щербакова» зверями в белых халатах: Вовси, Коганами и прочими Рапопортами (к которым власти  лишь для блезиру подмешали Виноградова да Егорова…)

Итак, основоположник русской «натуральной школы» не солгал: для начала погрома достаточно кликушеской сплетни из уст кабацких ярыжек. Но на этом гоголевский  реализм себя не исчерпал. Он – обоюдоострый, как кинжал, и вторым своим лезвием направлен не на славных представителей непобедимой русской силы, которую никакая иная сила, как известно, не пересилит,  а на «бедных сынов Израиля», растерявших перед угрозой внезапной и бессмысленной смерти «всё присутствие и без того мелкого духа». Погодите обижаться, нынешние сыны Израиля, а лучше оцените по достоинству, с каким выдающимся знанием дела писатель рассказывает о том, как «жиды» пытались прятаться в пустых бочках  и «даже запалзывали под юбки своих жидовок»(куда как смешно!), а казаки (везде их находили» (и тоже реализм!)

Чем же пытаются запорожские евреи спасти свои жалкие жизни? А вот чем: безудержной лестью по адресу палачей и низкой, презренной попыткой отмежеваться от собратьев, которые своими (действительными или мнимыми?) действиями вызвали гнев казацких головорезов.

«Ясные паны!- произнёс жид. _ Таких панов ещё никогда не видывано. Ей-Богу, никогда! Таких добрых, хороших и храбрых ещё не было на свете!.. – Голос замирал и дрожал от страха. - Те совсем не наши, что арендаторствуют на Украйне! Ей-Богу, не наши! То совсем не жиды: то чёрт знает что! То такое, что только поплевать на него, да и бросить!.. Не правда ли, Шлёма, или ты, Шмуль?.. Мы с запорожцами, как братья родные…»

До последних слов запорожцы ещё как-то слушали резоны своих евреев. Но предложенное «братство» их вконец возмутило. «Не дождётесь, проклятые жиды! – был рещительный ответ сечевиков. – В Днепр их, панове! Всех потопить, поганцев!»

    Вот тут и замелькали в воздухе те знаменитые «жидовские ноги в башмаках и чулках», которых многие поколения русско-еврейских интеллигентов никак не могут простить миргородско-санктпетербуржскому весельчаку. Искренно пожалевши несчастных пращуров наших, попробуем, положа руку на сердце, товарищи советские евреи, припомнить откровенно и честно, а не случалось ли и нам, в надежде ли на спасение или в восторге верноподданнической лести, прославлять своих палачей или отмежёвываться от наших заморских или заокеанских братьев?! Ну, что скажете: ты, Шлёма, или же ты, Шмуль?

«Ей-Богу, правда! – отвечали  из толпы Шлёма и Шмуль… оба белые, как глина» Да и как не быть им белыми, пережив ночь в ожидании погромов накануне 25 февраля 1990 года и начитавшись самых передовых статей в «Молодой (фашистской) гвардии» да ихнем «Нашем современнике», да наглядевшись в программе «Взгляд» на ненаглядный погром в ЦДЛ – Центральном  Доме Литераторов  (увы, не Гоголей…)

Другой век на дворе – другая и толпа: она собралась на Большой Ордынке возле здания голладского посольства, где штампует въездные визы консульская группа Израиля. И Шлёма, и Шмуль, и некий историк Соломон Вербицкий (см. где-то за 1980-й или 81-й год журнал «Нева» - а лучше не см.!) – сколько раз говорили они, что народ этой Страны – «совсем не наши», что он – «чёрт знает что», что на сионистов «только поплевать, да и бросить». Упомянутый Соломон договорился до того, что царская власть в России чуть ли не облагодетельствовала евреев, предоставив им «черту оседлости» в 15-ти «плодороднейших» губерниях… (Уж будто ему   не известно, что евреи не могли пользоваться этой землёю, будучи самыми бесправными среди всех инородцев. Так ведь именно эту истину Соломон и отрицает, именно в этом суть и задача его статейки!)

Свои Соломоны есть, оказывается, и в Израиле. Только что газета «Наша страна» завершила дискуссию по письму читателя Д. Меламуда, который пытался оправдать – что,  вы бы думали? – как раз те погромы на Украине, о которых писал Гоголь.

Д. Меламуд называет «хамством»  «тот факт, что евреи-арендаторы указывали украинским крестьянам, когда молиться им в своих церквах на своей земле». При этом явно делает акцент на том, что они вели себя так не как арендаторы, а как евреи. И называет это своё заявление «не антисемитизмом, а самокритикой» Вот уж, действительно, соломонова премудрость (особенно если учесть, что «еврейская аренда церквей» - вообще, скорее всего, никакой не "факт", а злонамеренная провокационная сплетня: документы, как я слыхал, не сохранились! – В скобки взято позднейшее примечание автора статьи - Ф.Р.).

Теперь всё яснее становится:, что в основе такой позиции – рабский комплекс национальной неполноценности, подлый страх, внушённый веками галута (рассеяния), а вместе с тем и неумение понять, что малодушием и предательством не спасти от казацкой ли, от арабской расправы свои жалкие еврейские ноги в башмаках и чулках.

И вот, по пословице, мы взяли эти ноги в руки и положили их себе на плечи, да и устремились в эту руганную-переруганную страну, наконец-то осознав, что в ней – наше спасение, наше будущее.

Антисемит Гоголь, реалист Гоголь помогает понять и принять эту истину.

                Газета «яСпутник», Тель-Авив, 9. 07. 1990    .