Оранжевая улыбка

Ольга Божовская
Ты знаешь, я никогда не задумывалась над тем, почему мне нравится тот или иной цвет. И специально никогда не интересовалась значением цвета. Но очень рано поняла, что все яркие цвета – это моё. Прежде, чем сесть сегодня писать, я все же решила заглянуть в интернет. В моей достаточно долгой жизни присутствовали разные периоды, когда разные цвета были в приоритете. Одно время я любила зеленый цвет. Этот цвет ассоциируется со стабильностью, прогрессом, эгоизмом и, на мое удивление, с ревностью. Казалось бы, абсолютно разные понятия "стабильность" и "эгоизм", "прогресс" и "ревность", но что-то в этом есть. В тот период жизни, когда я отдавала предпочтение зеленому цвету,  всё так и было: эгоизм, ревность, некоторая стабильность. Но время не стоит на месте. Прогресс изменяет окружение и нас самих. Изменились и мои вкусы. Я давно стала другая и не увлекаюсь зеленым. Последние семь  лет я люблю черный, красный, желтый, сиреневый и…оранжевый. При чем  не оттенки этих цветов, а насыщенные, натуральные. Только оттенки оранжевого мне по душе. И прочитав вопрос: «Какого цвета  моя улыбка?» - я абсолютно четко знала, как ответить.
                Кирпич…
Ты можешь представить себе кирпич? Современный, новый - гладкий. Старый, "поживший" - начинающий разрушаться. Для меня кирпич оранжевый. Да, конечно его цвет называется терракотовым, но мой кирпич – оранжевый. Он столько  впитал в себя солнца, на котором его сушили, что стал солнечным. И такой же  теплый. Никогда не было желания коснуться его языком? Я - пробовала. Что поделаешь, я очень любопытна, и вкусовые качества для меня так же важны, как цветовые и осязательные. Когда я касалась кирпича языком, вкус ощущался сладким, а след от прикосновения  высыхает на глазах. Понять не могла, то ли кирпич поглотил влагу, то ли она испарилась. А как пахнет кирпич? По-моему - вкусно. Пахнет  сухой глиной, как печь у бабушки, в деревне, после побелки…
                Рябина...
 Потрясающее сочетание зеленых листьев и ярко-оранжевых ягод. Они созрели для украшения осени на летнем знойном солнце. Хочется смотреть, трогать и пробовать на вкус эти горько-кислые ягоды. В детстве, в деревне у бабушки, я делала из рябины украшения: бусы, браслеты, серьги. Могла часами нанизывать  на нитку ягоды, соблюдая точное попадание в центр воображаемой бусинки. Пальцы на руках сморщивались от сока рябины, но какое удовольствие было от "наряживания" себя этими незамысловатыми украшениями. Весь август был посвящен этому занятию. Но лето было не вечным. Начинался сентябрь. Я уезжала в город, шла в школу, а украшения оставались в деревне, высыхали. Бабуля, находя их в совершенно разных местах двора и дома, развешивала эти непритязательные висюльки на деревья. А зимой их склевывали птицы.
Лет пять назад я была в бабушкином доме, и во дворе, где раньше стоял скот, за дровяником, я нашла, висевшие на гвоздике, бусы из рябины. Они были абсолютно высохшие и черные, но для меня они остались теми же - красивыми, сочными, оранжевыми  и самыми нарядными. Я так давно их оставила там и забыла. И, увидев через столько лет, снова вспомнились и сморщенные пальцы, и платье залитое рябиновым соком, и заржавевшие  иголки, за которые мне потом попадало от бабушки.
                Мандарины...
Да, не апельсины, а именно мандарины. Как ни странно, именно мандарины для меня оранжевые. Наверное, поэтому я их и люблю. Люблю абхазские  мандарины. На них много кожуры и пустота под ней. Люблю погружать свой палец в "кожу" мандарина и медленно приоткрывать ее. Она легко счищается, обнажая дольки ровные и сочные. А запах мандаринов? Конечно, это запах праздника, детства и Нового года. Ты помнишь, что было в новогодних подарках в нашем детстве? Конфеты, грецкие орехи и…мандарины. Мандарины были самыми желанными. Их  клали в подарок  по две штуки и они были самыми вкусными. Наешься сладких батончиков и ирисок, а потом очистишь мандарин и заешь приторную сладость чуть кислыми дольками. Какой контраст! При чем съедаешь не весь мандарин, а пару троек долек и потом опять конфету. И так пока не закончатся солнечные капельки…
   Знаешь, как Кандинский ассоциировал оранжевый цвет? «Оранжевое…подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту, как человеческому, так и струнному…» Меня заставляли много петь в детстве. Не знаю почему. Я не любила этим заниматься. Голос у меня - альт. Партии были не сложными, но без них многие песни не были бы так красивы. Альт хорошо оттеняет первое сопрано, «визжаще-срывающееся» (мне так казалось). Таких девочек, которые  пели альтом, было мало, и именно нам учительница музыки всегда говорила отдельно перед концертами, чтобы не смели есть семечки и шоколад.
                Мед...
Почему спросишь мед? А я не знаю, но на пасеке моего дядьки мед был оранжевый. Он вырезал острым ножом соты из рамок, клал в синюю миску, а потом заливал уже откаченным медом. Получалось очень красиво. Соты были  замурованы в меде. Тетка приносила холодного молока из кладовки и черного хлеба. Именно черного хлеба, мягкого, только что купленного в деревенском магазине, круглого и такого вкусного. Отрезался толстый ломоть хлеба, на него ложкой намазывался мед, в чашку наливалось молоко. Откусил кусок хлеба с медом, запил холодным молоком. Мед тянется за моими губами, капает на стол…Все губы перемазаны им, а я снова кусаю хлеб и облизываю мед с пальцев, губ. Жарко. Солнце просто палит. Кузнечики стрекочут в траве. Тетка смеется надо мной, приносит ведро от колодца, который тут же, не далеко, около летней кухни, умывает мое лицо. А я умудряюсь языком лизнуть ее холодную руку, которая смывает с меня медовые капельки и крошки хлеба…
Позднее, когда я уже вышла замуж, приезжая к свекру в деревню, всегда находилась припасенная банка гречишного меда, для меня. У меня для него вкусности из города, у него для меня мед…Я брала ложку, наливала горячий чай и ела мед без всего. Слизнешь мед с ложки, но сразу его не глотаешь, а держишь на языке и запиваешь чаем. Знаешь, как свекор говорил про мед и меня? «Наша невестка всё трескает. Мед и тот жрет». Не обидная «дразнилка», он смеялся, но мед  был для меня всегда. Я пила чай с медом, а он сидел, курил и смотрел на это.

      Может я не совсем нормальный человек, но я всегда любила копаться в инструментах деда, отца. Не в тех, которые лежали в шкафу в городе, а в тех, которые были в сарае, в деревне…Сейчас сижу и думаю - почему? Знаешь, что мне в них нравилось? Мне нравилось их трогать, проводить пальцами по поверхности старого молотка и ощущать его неровности. У деда была огромная жестяная банка. Бабушка говорила, что в ней продавали раньше селедку. Она не такая, как была в магазинах недавно, а размером с крышку от эмалированного ведра. Высота у стенок сантиметров пятнадцать, и в этой банке хранилось огромное  количество гвоздей разного размера. Все они были не новые. И естественно ржавые. А какого цвета ржавчина? Оранжевая…Я брала гвоздики поменьше, клала их на наковаленку, на которой дед отбивал косу, и начинала их выпрямлять. Руки потом было сложно отмыть от той ржавчины, и пахли пальцы железом. Приятный запах...

   А угли? Те, что в самоваре. Отец снимал трубу с самовара, наклонялся над ним и раздувал угли. Я просила всегда дать мне подуть на них. Заглянешь в самовар, там темно. Дунешь - в глаза дым, а когда он рассеивается, видишь оранжевые угли,  они переливаются, как драгоценные камушки. Или в печке, когда бабушка пекла блины. Угли лежат ровно распластанные. От тяги в трубу они то ярче разгораются, то тускнеют, покрываясь пеплом. Бабуля ставит на них сковородку ухватом и блин мгновенно готов. При чем блины из печи не надо было переворачивать.

  Оранжевый цвет для меня это цвет детства. Огненный, морковный, кирпичный, терракотовый, рыжий, мандариновый, ржавый, медовый, бронзовый, абрикосовый. Этот цвет возбуждает, пробуждает. Этот цвет стимулирующий, здоровый, энергичный, счастливый, солнечный, вкусный, фруктовый, теплый, сухой, кричащий, громкий, бодрящий, оживленный, экспансивный, пышный, требующий внимания. Это баланс и энтузиазм…это детство и…моя улыбка…