Джен Лундберг - Занять Уолл-стрит - для чего?
4 октября 2011г
CultureChange
Наблюдая за протестом «Займем Уолл-стрит» и его отголосками в других городах, я задумался о том возбуждении, которое меня охватило в связи с этим феноменом. Что-то меня удерживало от того, чтобы сказать, "Вот! Я давно выступал за ненасильственное гражданское неповиновение, и наконец оно пришло" Я был обрадован и всячески его поддерживал, но сразу отбросил мысль о том, что надо немедленно ехать в Нью-Йорк.
Но в моем собственном городке Санта-Круз, в Калифорнии, около 200 человек собрались 6 октября в центральной части города и решили устроить бессрочный лагерь напротив здания суда в парке Сан–Лоренцо.
У меня куча других проектов, поэтому до сих пор я лишь мысленно поддерживал других, окопавшихся в Нью-Йорке и Вашингтоне. Признаюсь, я сомневался, что движение перекинется на другие города, и протесты начнут расти как грибы. Я полагал, что они быстро выдохнутся. Я так долго находился в укрытии, что это уже мой образ жизни, я стал большим скептиком. Я и раньше ошибался: думал, что протест против Всемирной торговой организации в Сеатле (1999) ничем не закончится. Но был поражен силой массового протеста, и радовался, когда удалось заткнуть ВТО. Нужно было видеть как фаланги робокопов атаковали граждан.
До последнего момента я смотрю на яркое движение «Займем Уолл-стрит» с некоторым колебанием. Я радовался, когда происходили ненасильственные протесты и аресты около Белого Дома в связи с прокладкой трубопровода из Канады, но не был уверен, что мне нужно быть арестованным за свои убеждения. (Я не верю в "чистую энергетику", она с таким же успехом может быть корпоративной после нефтяного коллапса.) Одна из причин, почему я не поехал в Нью-Йорк – участие в судовом процессе по поводу претензий в отношении моей умершей матери, жертвы нефтяных денег.
Слишком много людей, а дешевой нефти нет
Меня не очень привлекает маршировать по улицам и распевать песни, если все дело в реформе. Система критикуется поверхностно и недостаточно. Создается впечатление, что комментаторы и критики не понимают, что происходит, и не задевают глубинных причин. Физическая реальность, в частности биология, игнорируется: у нас колоссальное перенаселение, да, да, и в Соединенных Штатах, а чем больше людей, тем большая борьба, тем больше проявлений крайней жадности. Это не очень популярная точка зрения, в частности среди тех, кто верит в возможность существования нескольких миллиардов людей в ослабленной экосистеме на протяжении неограниченного времени. Но дешевую нефть, которая способствовала росту экономики и населения, нечем заменить; возобновляемая энергетика может применяться лишь в небольших, ограниченных масштабах.
Большее понимание у населения вызывает тот факт, что у нас чудовищное неравенство доходов, реже отмечается факт кражи общественного богатства элитой. Для поддержки этой несправедливой и (само)разрушительной системы, такие институты как церковь, государство и развлекательные масс-медиа убеждают нас в том, что материальное богатство о’кэй, надо лишь напряженно трудиться, быть вежливым и религиозным, и ходить на выборы. Тем временем война продолжается, глобальное потепление как результат индустриализации усиливается, перенаселение игнорируется. Миф о прогрессе, о всепобеждающей науке и благе цивилизации давно сбивают умы граждан и держат их в повиновении. Неужели вы думаете, что какое-нибудь «представительное» правительство, вроде американского корпоративного, будет проводить меры по стабилизации роста населения в то время, как главной философией в мире остается бесконечный рост? – не исключено, что время ушло для разумных и справедливых мер ограничения населения, которые могло бы поддержать большинство.
Большинство протестующих против Уолл-стрит, как и те, кто вышел на площадь Тарир, даже не заикались о перенаселении или цивилизации, но, напротив, выступали главным образом против материального ущемления и абсурдного богатства класса жадных банкиров. Это здоровый протест, но когда требования протестующих недостаточно широки, и даже могут отчасти удовлетворяться, с чем мы остаемся? С теми же фундаментальными причинами конфликтов, ведущих ко всеобщему вымиранию. Одна из причин смятения умов и нечетких целей – плохое понимание нефтяных и энергетических проблем. Стоимость нефти в несколько раз ниже ее реальной цены из-за огромных субсидий. Поэтому ее относительно низкая стоимость достигается за счет повышения платы за другие продукты и услуги. Протестующие против своих режимов египтяне, тунисцы, и другие арабы столкнулись с ростом цен на продукты питания, вызванные ценами на нефть.
Коллапс сегодня намного страшнее, чем социальные волнения. Жизненно необходимо сопротивляться вымиранию, жадности, войнам, материализму, и т.п., нашими телами и умами. Но воображать, что мы по-очереди вылечим наши болезни или избежим коллапса, смешно. Систему надо разрушить, а не пытаться починить. Например, многие из безработных протестующих требуют работы, работы, которую предположительно отнимают у населения жадные банкиры или республиканцы. Но если будут созданы дополнительные рабочие места, требующие экономического роста - который уже невозможен ввиду окончания дешевой нефти – зачем работать на Дядю?
Реальная альтернатива – экономика сообществ. Это значит – локальное производство продуктов питания, одежды и домов из местных экологических материалов, и проживание без колоссального потребления энергии – того, что нам советуют идиоты нефтяного бизнеса и помешанные на техническом прогрессе «защитники окружающей среды». Через бартер и взаимопомощь мы сможем покончить с корпоративной экономикой, и создать лучшие модели, такие как альтернативная валюта и земельные тресты (для сельского хозяйства, рекреации и заповедников), и получать при необходимости поддержку от местных кредитных союзов.
Нам нужны рабочие места или экологически-устойчивая жизнь в сообществе?
Потеря работы может быть счастливым моментом в истории, когда безработные начинают вдруг понимать насколько ненадежен и мимолетен материальный комфорт, и пересматривать свои потребности: люди меньше пользуются автомобилями, больше делятся вещами, и приобретают полезные навыки, такие как огородничество, чтобы не покупать дорогостоющую еду. Но безработица также выводит людей на улицы. К сожалению, главным мотивом протестов служат деньги или «лучшие рабочие места», которые могут якобы решить проблемы людей. Но сегодня не 1950-е, 60-е или '70-е годы, когда Американская мечта казалась реальной (конечно, если вы не были хиппи).
Критический вопрос остается: зачем люди протестуют ? Какое они хотят иметь общество? Ясно, что здесь мы получим большое разнообразие ответов среди протестующих. Большинство из них поддерживают не очень-то популярные требования о приостановке войны и задержке глобального потепления. Но будут ли цели большинства населения отвечать вызовам времени? К счастью, многие понимают, что дни индивидуализма прошли.
Первым пунктом должна идти устойчивая культура, для которой давно назревшим приоритетом должна стать гармония с природой и восстановление разоренных экосистем. Только при этом условии возможно достижение социальной справедливости, и только тогда она будет долгосрочной. Полагать, что мы исправим ошибки -- борясь за куски оставшегося пирога -- глупость. Проблема также и в том, что «зеленые» часто ограничивают свои требования. Общество потребления, т.е. все современные люди, отравлены чувством превосходства от пользования техническими средствами. Одна активистка зеленой партии, с которой я работал вместе в северной Калифорнии призналась: "Я не собираюсь жить в этом е-м вигваме». Я расстроился, когда она это сказала, и не потому, что собирался жить с ней в вигваме, а потому что она хотела продолжать свой потребительский образ жизни. Все было бы не так плохо, если бы потребители составляли небольшую часть общества, но с таким размером населения, которое мы имеет сейчас, чувство потребительского превосходства бросает вызов традиционной аборигенной культуре, которая тысячелетиями берегла эту землю.
Итак, вопросы остаются:
• Что мы действительно хотим изменить?
• Можем ли мы критически отнестись к своему образу жизни и начать жить очень просто?
• Признаем ли мы право за другими видами процветать, или же мы верим в то, что должны расти и размножаться – и в итоге превратиться в 10 миллиардов добреньких вегетарианцев в безрадостном мире ?" (Я не к тому, что это достижимо, но таково заблуждение многих зеленых.)
Если мы не будет отвечать на эти вопросы на улицах, в письмах и блогах, и т.п., тогда мы «не знаем, за что боремся " ("Идет революция, но они не знают, за что борятся" - песня Jethro Tull, Living In The Past, 1969).
* * * * *
Ресурсы:
Вебсайт http://occupywallst.org/
Stop the Machine! Create a New World! -- the resistance to the 10 year Afghanistan invasion. It officially was scheduled for Oct. 6 in DC but Occupy DC has started. A DC protester's blog:Communique from Occupied DC: Day One
hub for many cities actions:Occupy Together
Brooklyn Bridge march met with violent mass arrests/video ArthurKR
Occupy Wall Street Protesters Used Alternative Social Networks
Further reading and background -- essays by Jan Lundberg:
UK Riots' Resource and Cultural Roots: an in-the-trenches report
Social Justice Activists Must Take Into Account Ecological, Cultural, and Economic Transformation
Social Justice: Too little and Too Late to Demand More Pay and Better Jobs? (Part 2)
Why it's best that people lose their jobs in this unsustainable economy
The Depression Has Come - Let's Finish the Job, Right