Обижаются только дураки?

Тина Соссюр
Есть два противоположных мнения по поводу возникновения обиды.
1. Если человек не захочет, обида у него возникнуть никак не сможет. А поскольку обижаться ни в каких случаях смысла нет никакого, то у умных чувство обиды никогда и не возникает.
2. При определённых условиях чувство обиды может возникнуть у любого человека – и у умного и у дурака.
Хотя дураки обижаются гораздо чаще.
Давайте рассмотрим эти мнения по порядку.
Итак, на чём же основывается первая точка зрения?
Н.Козлов в «Формуле личности» описывает, как он на тренингах виртуозно обрабатывает «неокрепшие умы», навязывая им «правильную картину мира»:
«Народ получает задание: соберите типичные верования о том, каким должен быть мир и люди. Те верования, которые, собственно, и порождают обиды на этих людей и возмущение ими. Мне диктуют список типичных верований, а я записываю их на доске. Как правило, в этом списке оказываются следующие положения:
Мои близкие должны по отношению ко мне:
Не причинять мне вреда, не ухудшать мне качество жизни;
Быть благоразумными и справедливыми;
Отвечать добром на добро;
Держать своё слово и выполнять обещания;
Помогать в беде;
Не мешать отдыхать и работать;
Не кричать, а обсуждать проблемы спокойно;
И так далее.