Столярное дело

Валерий Мухачев
Когда у нас в институте начались уроки столярного дела, я не очень обрадовался.
Во- первых, надо было научиться работать на пилораме, затем на фуговальном станке.
В нашем распоряжении был и фрезерный станок, и сверлильный. Станки эти все без исключения меня пугали резким включением. Стремительная скорость опасно режущих ножей и фрез приводила в такое вздрагивание, что я долго подходил к станку вплотную. Долго - означало не менее пяти секунд.

Такая робость была, конечно, замечена преподавателем, поэтому он всегда оказывался рядом, следил за моими действиями. Это, скорее всего, успокаивало меня, и я постепенно осмелел. К концу семестра я уже довольно уверенно обращался с рубанком, стамеской, молотком деревянным, ну и просто молотком. Мне не нравилась только ножовка. Ею приходилось не только ширкать по деревянным брускам,

изготавливая табурет, но и затачивать напильником тупые зубья. Всё это я и раньше как-то умел, но с постояными порезами пальцев. В институте порезы пальцев не происходили, потому что преподаватель постоянно объяснял, как этой беды избежать.
Конечно, в институте нам пришлось изучать бог знает какое количество домашних профессий. Было у нас и автодело, было изучение кинокамеры. Электротехника нас не так сильно изводила, как физика. Так что возня с деревом была не самым большим злом.
Но вся польза обучения на должность преподавателя труда стала сказываться в глубоком среднем возрасте.
Когда мне исполнилось пятьдесят два года, страна пошла под откос, СССР перестал снабжать художников агитационной мишурой - работать честно за так.

Тогда-то мои навыки трудяги-класса и вышли на первое место. Я с трудом устроился работать столяром. Нужно учесть, что стажа по этому делу у меня никогда не было, а приняли меня в бригаду. Какой же бригаде захочется кормить нахлебника?

Так что мне пришлось чуть-чуть принять обходной маневр. Я устроился на должность резчика по дереву в рассчёте на будущее. Пока же должен был работать рядовым столяром.
Мне предложили сделать две лопаты для уборки мусора. Конечно, мастерски делая в прошлом табурет, я легко и со славой справился с этим заданием.

А вот дальше мне предложили работать в паре с парнем на пилораме. Правда, я был подхватывающим, но всё-равно было целую неделю страшновато.

И уже совсем страшно стало мне, когда мне сказали, что на пилораме все работают в единственном числе, и я не особенный какой-нибудь, давай!

За месяц работы я натерпелся страху несчётно! Руки гипнотически готовы были прикоснуться к невидимому диску фрезы! Это было какое-то наваждение! Правда, работа эта закончилась, я почувствовал облегчение. Но не надолго.

Мне предложили обработать толстые доски  на рейсмусе. Мне, конечно, не хотелось показывать свою полную столярную несостоятельность, да делать нечего. Я долго озирался по сторонам, это быстро заметили. В пору моей молодости рейсмус ешё не сочинили. Поэтому моё незнание было понятным , но только для меня.
-Чего стоишь?
-А где рейсмус?
-А что, по-твоему рядом?
Оказалось, что я об этот рейсмус каждый день запинался. На этом рейсмусе бригадир сжалился надо мной, опять поставил меня принимающим, один день мы работали вдвоём. На второй день он сказал, что на всех станках я обязан работать один. И покинул меня. Через два дня я уже отлично справлялся с этой работой.

Обдирочный станок представлял собой длинный станок. в котором шкурка непрерывной лентой крутилась двигателем, полируя доску до идеального состояния. Пришлось однажды порвать эту ленту. Ребята научили меня её склеивать. Бригадир смотрел на меня с любопытством.
Ему льстило, что я так быстро всё осваивал. Он даже мне однажды признался, что если бы не лопаты, я бы тут уже давно не работал.

А ведь лопаты-то я сумел хорошо сделать благодаря обучению в институте! И ничего, что прошло с той поры обучения три десятка лет. Талант, как говорится, не пропьёшь!
А резьбой так и не пришлось заниматься. Наша фирма лопнула по самой простой причине. Ночью или в праздник кто-то взломал замок и свистнул пилораму. Денег на её покупку не нашлось, скорее, по причине жёсткой конкуренции.

Нам пришлось разбежаться. Часть столяров образовала новую бригаду и исчезла в неизвестном направлении. Меня же забрал бригадир, по достоинству оценив мою обучаемость. Так что, могу сказать, что три года стажа столяра имею!
Приглашайте!

Ижевск, 2011 год