Будет ли семинар?

Михаил Алексеевичъ
В жизни бывают ситуации, когда приходится совершать поступки, неоднозначные с правовой и морально-этической точки зрения. Всё зависит от подхода. Релятивизм... Двойные стандарты... Зачастую человек, выполняя свой служебный долг или, будучи связанным какими-то обязательствами с другими, вынужден поступать по отношению к своим близким так, что это расценивается ими как личная обида, а то и вовсе как предательство. Например, гаишник останавливает своего знакомого за незначительное нарушение и составляет протокол. Всё по закону. Прав ли он юридически? Безусловно. Но с морально-этической точки всё не так просто. Как отнесётся к этому его знакомый? Будет ли его любить за это? Или другой пример, который встретился мне в одной из книг. Идёт война. Вы являетесь командиром подразделения, которое должно пройти через мост. Мост заминирован. У вас есть пленный, который знает схему заминирования, но не говорит. Станете вы его пытать, чтобы заполучить необходимые сведения? Или же, руководствуясь юридическими нормами, Международной конвенцией об обращении с военнопленными и вообще гуманизмом, не будете этого делать? Но тогда вы поступите предательски по отношению к своим людям, которые погибнут на мосту.
А ещё бывает, что те люди, по отношению к которым ты честно выполняешь свой долг, причиняя при этом неудобства другим, предают тебя самого, выдавая тебя этим людям, которым ты сделал не очень хорошее дело.
Этот случай произошёл со мной ещё в студенческие годы. Был тогда такой предмет – политэкономия. Лекции у нас читал один профессор, человек с целым рядом странностей, который требовал, чтобы к нему обращались не иначе, как «уважаемый профессор». А практические занятия вела женщина, ассистент. Было ей, наверное, лет 26-27, но нам она тогда казалась взрослой. Ко мне она относилась хорошо и доверяла. И вот однажды, уже не помню почему, но у нас возник такой разговор. Она мне сказала, что на следующий семинар она не придёт, но чтобы я ничего не говорил в группе об этом, пусть не знают и готовятся, как обычно. Я пообещал, что никому ничего не скажу. И я сдержал своё слово, ничего не сказал своим. Все подготовились, как всегда, и пришли на семинар. Который не состоялся. Я, естественно, промолчал. И что же произошло на следующем семинаре, когда уже явилась преподавательница? Она при всей группе спросила у меня: «Ну что, группа не узнала, что меня не будет? Ты никому ничего не сказал?» Ну, такого я не ожидал... Это же предательство. Наши начали возмущаться. Ах, он знал... Ну это ему зачтётся.... Я почувствовал себя достаточно скверно. И до сих пор я думаю, правильно ли тогда поступил? Может, следовало всё-таки рассказать всё ребятам? Нужна ли вообще такая принципиальность?