Дачные истории

Антонина Кухтина Бруштунова
Сколько лет мы ждали этого счастья и вот, наконец-то, нам дали дачный участок. Пусть этот непроходимый кусок леса находился более, чем в тридцати километрах от города, пусть туда пока не ходили автобусы, и от ближайшей автобусной остановки семь километров приходилось добираться на попутках или пешком. Но это был НАШ участок, и не какие-то там шесть, а целых пятнадцать соток. С каким энтузиазмом и мы, и наши подросшие дети корчевали этот участок, чистили и обихаживали его. Конечно, первый год у нас было всего две-три грядки, но это были наши грядки, на которых зеленело и кустилось что-то, посаженное нашими руками и обещавшее какой-то наш  урожай. Однако,  далеко не все были согласны с нами. Ведь соседями у нас были не только люди, но и животные, которые жили себе, не тужили на своей, как они, наверное, считали, законной территории. И вдруг появились какие-то двуногие существа, захватили землю и стали наводить свои порядки. Возмутительно! И вот несколько забавных, и не очень, историй из такого сосуществования с зайцами, бурундуками, змеями и медведями я и хочу рассказать.

1. Зайцы.

Я уже говорила, что первый год мы в основном корчевали деревья, кустарники, убирали траву. Но несколько грядок мы всё-таки вскопали и на одной из них посадили редиску. Взошла она быстро, дружно, и, отправившись в очередной раз на дачу, мы уже предвкушали, как будем лакомиться первым собственным урожаем. Подходя к участку, мы вдруг увидели, что на нём почти у самой дороги находилось какое-то серое животное, которое спокойно сидело в траве. Кошка или собака? Но откуда они могли взяться в тайге? Мы стали тихонько, стараясь не шуметь, приближаться, а подойдя почти вплотную, остолбенели. Это был большой упитанный заяц. Мы, четверо взрослых людей,  стояли на дороге, смотрели на него, а он в упор смотрел на нас, но даже не пытался убегать. И только когда мы специально зашумели, замахали руками, он медленно, словно нехотя, поскакал в глубь участка. Возбуждённые встречей, громко переговариваясь, мы пошли проведать нашу редисочку и вдруг остановились, как вкопанные. Грядка с редиской имела очень странный вид. Вся она была покрыта белыми кружочками, как будто кто-то специально нарезал их из белой бумаги и аккуратно кружок к кружку разложил по всей грядке.
Всё оказалось банально просто.  Земля там была хоть и плодородная, но тяжёлая, суглинистая. Первые годы даже нам приходилось прикладывать серьёзные усилия, чтобы выдернуть из неё ту же редиску или морковку. Видно, наш зайчик (а скорее всего, он и не один был), быстро это понял, но очень уж ему наша редиска понравилась, поэтому у каждого кустика он сначала объедал листочки, а потом, сколько мог, отгрызал половинку редиски, оставляя вторую половинку в твёрдой земле. И ведь как аккуратно и тщательно потрудился, грядка как картинка стала.
Много ещё хлопот доставляли нам эти, как оказалось, не очень-то и пугливые, но довольно наглые ушастики. Страдали от них и редиска, и морковка, но особенно доставалось саженцам. Видно, милые зайчики решили, что это мы специально для них всю эту вкуснятину приготовили и зимой пировали вовсю. Ещё много было и встреч с ними, и огорчений, но первое знакомство запомнилось навсегда.

2. Бурундуки.

Бурундуки тоже были очень недовольны нашим присутствием. Они сновали по участку, перекликаясь между собой, а то вдруг застывали на каком-нибудь пенёчке, наблюдая, чем занимаются эти большие странные существа, Потом вдруг начинали громко и недовольно верещать, наверняка обругивая нас самыми последними бурундучьими словами. Их нисколько не смущало, что деревья заменялись грядками, а привычные лесные травы – необычной, но очень вкусной растительностью.
Особенно им нравились семечки и кукуруза. Почти каждый раз, приезжая на дачу, мы обнаруживали хотя бы одного из нахалов, громко шуршащего в кукурузе. Мы раздвигали листья и обнаруживали очередного незваного гостя, с удовольствием поедающего ещё не зрелые початки. Вы думаете, он смущался и тут же исчезал? Как бы не так! Бурундук начинал громко и долго возмущаться. Мы могли спокойно фотографировать его, а когда пытались выпроводить, нахальный зверёк только перемещался из одного конца грядки в другой. Но бурундуки были такие забавные, что мы не могли на них долго сердиться. Вот только кукурузу было жалко. Да и все посеянные с весны подсолнухи к концу лета оказывались начисто вышелушенными. Тогда кто-то посоветовал нам обвязывать головы подсолнухов марлей, чтоб хоть что-то сохранить. Так мы и сделали. Приезжаем в следующий раз и наблю-даем такую картину. Обвязанная голова самого крупного под-солнуха почему-то низко склонилась и ритмично покачивается при полном отсутствии ветра.  Оказалось, что предприимчивый зверёк прогрыз марлю, залез внутрь, улёгся на спинку, как в гамачок, и со всеми удобствами вышелушивает семечки, набивая ими свои защёчные мешки. Ох, как же он возмущался, когда мы попытались изъять его оттуда. И не только возмущался. Целую неделю потом наш папа ходил с руками, перемазанными йодом.  Ну и конечно, остальные подсолнухи постигла та же незавидная участь. Мы ведь могли приехать только в субботу или воскресенье, а остальные пять дней пируй, сколько хочешь!

Вспоминается ещё один случай из тех времён. На второй или третий год был очень хороший урожай кедровых шишек. Муж с сыном набрали их целое ведро. Благо, кедры были почти рядом. Но когда собрались домой, оказалось, что у нас довольно тяжёлые сумки, а нам ведь ещё семь километров топать пешком. Поразмыслив, решили шишки оставить, хорошенько спрятав их. Высыпали в тазик и тщательно прикрыли сверху ветками. Наивные! Нет, в следующий наш приезд всё выглядело абсолютно нетронутым. Даже шишки лежали такой же красивой горкой, абсолютно целые на первый взгляд. Но… ни одного орешка мы в них не нашли. Как можно было так искусно, не потревожив общую картину,  вышелушить каждый орешек и унести их неизвестно куда, до сих пор удивляемся.
В течение двенадцати лет многие из дачников отказались от своих участков. Слишком уж далеко, дорого, плохо с водой, нет охраны. Остались только самые стойкие, но нас среди них нет. Хотя время от времени проезжая мимо, обязательно заглянем на «наш» участок, слишком многое связано с ним. Грустно смотреть, как всё зарастает кустарниками и лесной травой. А, может, в этом и есть высшая справедливость?

Дней пять назад дочь вместе с внучкой и зятем оказались в тех местах.   Зять остался у машины, а дочка с внучкой медленно шли по заросшей дороге между участками. И вдруг прямо перед ними откуда-то выскочил бурундук. Его защёчные мешки были чем-то так набиты, что голова казалась вдвое шире туловища. Увидев перед собой людей, он резко развернулся и побежал от них. Но тут же, видать, одумался, остановился, повернулся, увидел, что мама с дочкой стоят, как вкопанные, боясь его спугнуть.  Тогда, недолго раздумывая, бурундук перебрался в соседнюю колею и немного сбоку … побежал им навстречу.  Даже мимо них он двигался не спеша (!), хотя до него можно было дотронуться рукой, если присесть. Семилетняя внучка была в восторге и уже несколько дней рассказывает всем об этой удивительной встрече. 12.10.11 

3. Змеи.

Такого количества змей я никогда и нигде больше не видела. Первоначально в садоводстве насчитывалось более восьмисот хозяев, и у всех на участках встречались эти пресмыкающиеся. Разных расцветок и размеров (по рассказам тех же хозяев) они появлялись из самых неожиданных мест и также неожиданно исчезали. Кто-то их очень боялся, кто-то пытался даже подкармливать, но змеи вежливо игнорировали такие поползновения. Хотя и жили они рядом с людьми, но своей, затаённой жизнью, причём, многие на постоянных, облюбованных ими местах. Кого-то всё время обнаруживали под топчаном, кого-то – под крыльцом, кого-то … в тазу, ящике или ведре. На участках трудились хозяева, играли дети, бегали кошки и собаки, и порой никто даже не догадывался, что совсем рядом кто-то пристально на-блюдает за ними и, возможно, делает свои выводы. Но за двенадцать лет я помню только один случай, произошедший в самом начале, когда змея покусала человека. И не удивительно! Ведь предварительно за ней гонялись по всему участку, пытаясь её прибить, придавить, уничтожить.  Вот самого рьяного охотника она и укусила в конце концов.
Когда мы появлялись на участке, то хотя бы одна, а то и не-сколько их лежали между грядок, на парниках или корягах. Мы как-то быстро поняли, что просто не нужно устраивать истерик и зря их тревожить. Змеи и сами тут же правильно реагировали, бесшумно исчезали в ближайших зарослях или под теми же корягами. Складывалось такое впечатление, что змеи отлично нас понимают и сами не намерены лишний раз нам докучать, но и покидать излюбленные места они тоже не собирались.
Однажды мне довелось столкнуться, что называется, нос к носу, с одной из них.  Наклонившись возле одного из парников, я пропалывала траву. Потом взялась за бортик парника, поднялась и… обомлела. На парнике лежала змея приличных размеров, свернувшись кольцом. Потревоженная, она приподняла голову, едва не касаясь её моей руки. Мы обе застыли. Вдруг она сделала какое-то неуловимое движение и, юркнув вниз вдоль стенки, исчезла в глубинах парника.
Раньше я, как, наверное, и любой городской житель, просто боялась змей, но вынужденно пообщавшись с ними, я стала их уважать.

3. Медведи.

Как рассказывали бывалые таёжники, когда-то там были самые медвежьи места. И появление шумных беспардонных соседей, конечно же, очень осложнило их существование. Они, наверное, тоже наблюдали не однажды за нами, но себя никак не проявляли. Только вдруг появлявшиеся следы, причем, разных размеров, заломанные ветки или продукты их жизнедеятельности, говорили о том, что здесь снова побывали мохнатые визитёры. Однажды, когда мы на машине поворачивали на нашу улицу, вдруг из кустов выскочил небольшой медведь, видимо, ещё медвежонок, прямо перед машиной перебежал дорогу и скрылся в лесной полосе. В то же время видели его и другие дачники.
Сосед напротив, выйдя в отпуск, решил пожить на даче. К тому времени у них уже был небольшой домик, так что отпуск обещал быть удачным. Однажды, встав рано утром, он подошёл к калитке и… увидел трёх медведей. Совсем как в сказке: один – большой, другой – поменьше и третий – маленький медвежонок. Они спокойно шли по дороге между участками. Следом за хозяином выскочила из домика маленькая комнатная собачонка и … залилась истерическим лаем. Медведи остановились и стали недоумённо озираться. Тут уж хозяин не стал ждать. Схватив собачонку под мышку, он пулей влетел в домик и запер двери. Просидели они так часа три. Снаружи ничего не происходило. Наконец, он решился выйти. Медведи исчезли. Свой отпуск сосед догуливал в городе.
Хозяева с дальнего участка рассказали другой забавный слу-чай. Летом привезли они на участок сломанный холодильник, а окончив осенние работы, сложили в него мелкие инструменты, закрепили дверцу, чтобы не открылась, и оставили на участке. Приехав весной, они ужаснулись. По участку как  Мамай прошёлся. Большая куча земли была вся покрыта следами огромного медведя и не только следами, а холодильник представлял собой очень плачевное зрелище. Весь исцарапанный, искорёженный, но закрытый, валялся он на другом конце участка. Долго видно Мишенька пытался его открыть или хотя бы выяснить, что же это там внутри брякает. Но, увы…
  Ещё один дачник, большой любитель природы, жил  безвыездно всё лето на даче и рассказывал, что каждый вечер недалеко на дереве появлялась… рысь. Ночевала там, а рано утром исчезала. Так продолжалось всё лето. Первое время она пряталась от него, а потом уже не очень-то и таилась. Забегали на участки и косули, и другие неопознанные зверьки. В домиках птички регулярно устраивали гнёзда. Как бы не запирались двери с осени, весной все они оказывались распахнутыми настежь. И приехав весной впервые, мы уже обнаруживали незваных квартирантов: озабоченно мечущуюся пернатую мамашу (возможно, вместе с папашей, но где их разберёшь) и кучу вечно голодных орущих птенцов. Но надо сказать, что вообще-то птенцы сидели затаившись и орали только когда мамаша появлялась в поле их зрения. Что нам оставалось делать? Мы располагались где-нибудь подальше от домика и терпеливо ждали, когда же эта неспокойная семейка освободит так бесцеремонно захваченную чужую жилплощадь. Так что наша дачная жизнь была очень интересная, увлекательная и познавательная.