Дерево жизни

Валентина Куршина
Октябрьский день был не по сезону солнечным и погожим. Высокое небо  сияло ослепительной  синевой.  Природа  окрасилась в оранжево-золотистые цвета.  И хотя листья  уже вовсю опадали, деревья ещё не потеряли пышное убранство.

Две фигуры неторопливо шагали по дорожкам старинного парка, усыпанным красивыми осенними листьями. Это были пожилая женщина и маленький мальчик. Чувствовалось, что они ведут неторопливую беседу.  Не отпуская руку своей немолодой спутницы, мальчик забегал вперёд и что-то говорил, подняв кверху своё лицо. Она же на минуту останавливалась и, наклонившись к нему, отвечала на его вопросы.
    - Бабушка, а когда мы посидим на твоей лавочке, ты покатаешь меня на карусельке?
    - Конечно, мой дорогой, обязательно покатаю.
    - Бабушка, а это действительно волшебная лавочка?
    - Да, Костик, она действительно волшебная. Стоит мне на ней немного посидеть, как  у меня тут же улучшается настроение.
    - Я знаю, знаю – ты на ней с дедушкой сидела, когда вы ещё молодыми были.
    - Ох, Костик, всё-то ты знаешь, прямо маленький профессор, - проговорив эти слова, старая женщина подошла к одиноко стоящей лавочке и тяжело опустилась на неё. Потом,  поправив на голове маленькую шляпку, откинулась  на высокую спинку лавки и закрыла глаза.
               
Мальчик стоял рядом и с тревогой смотрел на неё.
    - Бабушка, ты не умрёшь?
    - Что за вздор! Откуда ты это взял, что я умру? Вот посижу немного,  и пойдём.
    - Но ты же старенькая, а  все старые люди умирают, - в серо-голубых глазах мальчика блеснули слёзы.
Старая женщина притянула его к себе и поцеловала в белобрысый чубчик, торчащий
 из-под вязаной шапочки.
    - Не волнуйся, это случится ещё очень не скоро, я на это  надеюсь. По крайней мере, ты должен будешь вырасти и превратиться во взрослого мужчину.  Согласен на такой вариант?
    - Конечно, согласен. А можно я пока за лавкой побегаю?
Через минуту послышался его звонкий голос:
    - Бабушка, а здесь бабочка летает! Я её сейчас поймаю!

Женщина оглянулась и поманила мальчика к себе:
    - Не делай этого. Может быть, этой бабочке осталось жить всего несколько часов, до вечера. А ты хочешь её поймать. Пожалей  бабочку.
    - Может, она бабушка, да?
    - Тогда тем более оставь её в покое, - в голосе старой женщины послышались строгие нотки.
    - Ты что, сердишься? Говорила, что настроение улучшится, а на самом деле сидишь такая грустная.
    - Нет, дорогой мой, просто нахлынули воспоминания…
    - Расскажи, расскажи, - мальчик уселся рядом на лавочку и прижался к женщине своим маленьким теплым телом.
    - Что же тебе рассказать? Это было очень давно. Тогда ещё на свете не было ни твоей бабушки Вали, ни мамы, ни папы…
    - А ты мама моей бабушки Вали? – перебил мальчик.
    - Да, мама. Значит я тебе кто?
    - Ты моя прабабушка, - весело и громко сказал мальчик.
    - Правильно! Но так громко вслух говорить это не обязательно. Понял? -  Мальчик утвердительно кивнул головой. -  Слово «прабабушка» какое-то длинное и не очень мне нравится. Так вот, именно на этой лавке мы познакомились с дедушкой.  Вот, - женщина протянула руку в сторону, - там был каток. Мы катались на коньках, играла музыка, было очень весело. Я присела на эту лавочку, чтобы зашнуровать покрепче ботинок. Но руки у меня замёрзли, и я никак не могла развязать узел на шнурке. Тут дедушка, тогда он был совсем ещё молодой, высокий, статный, ловкий, предложил свою помощь. Потом мы часто приходили сюда,  и эта лавочка стала нашей. Теперь вот дедушки уже нет, а я всё по старой привычке сюда прихожу. Посижу, повспоминаю и как-то легче на душе становится. И даже грусть  уже не такая тяжёлая, не давит камнем на сердце. Представляешь, я знаю эту скамейку больше пятидесяти лет.  Почти целую жизнь!  И как она  столько лет сохранилась, ума не приложу. – Женщина немного помолчала. - Ну что, пойдём на качели?
    - Бабуля, ты не грусти. Я всегда с тобой буду приходить на эту лавочку. А можно, она будет и моей тоже?
    - Хорошо, родной. Давай помоги мне подняться, раз уж ты сегодня такой галантный кавалер.  И старая женщина,  опираясь на маленькую, но крепкую руку, зашагала по дорожке.

Они шли, держась за руки, и продолжали свой неторопливый разговор.  Она немного прихрамывала, но старалась идти прямо, расправив плечи и гордо  подняв вверх седую  красивую голову. Он же  весело прыгал то на одной, то на другой ноге, забегал вперёд и тянул женщину за собой. Вдвоём они напоминали дерево.  Женщина была похожа на  узловатый корень, который крепко цеплялся за землю. А мальчик напоминал молодой весенний побег. Вместе они  как бы олицетворяли дерево жизни. Она давала ему силу, он ей – надежду и желание жить. И она знала, что пока маленький правнук так крепко держит её за руку, ей ничего  в этой жизни не страшно.
В воздухе медленно кружились осенние листья и бесшумно мягким ковром  ложились им под ноги.