Мотивация познавательной деятельности студента

Татьяна Какунина
Вместо вступления: Господа гости, в частности преподаватели! Всем нам не нравится, когда студенты скачивают доклады, рефераты, творческие работы. Так почему же Вы сами грешите?! Прекратите копировать мой авторский текст этой статьи и бессовестно вкладывать его в свои "методические копилки", подписывая своими именем! Это не Ваш текст! Очнитесь уже от забвения! Будьте примером, а не мелкими воришками! Этот текст (для сведения) уже опубликован в журнале "Методист". Если вы его бессовестно будете копировать, то Вас поймают за этим скверным занятием. Вопрос времени! ))

Организация учебного процесса требует от преподавателя множественных усилий. Чтобы предоставить студентам достоверную и актуальную информацию, необходимо постоянно расширять свои познания в предметной области. Чтобы сделать занятие интересным для студента, требуется использовать в своей педагогической деятельности современные технологии: личностно-ориентированного, проблемного, проектного обучения. Чтобы оценить ответы студентов и меру овладения ими требуемыми компетенциями, преподаватель должен разработать объективные критерии оценивания. Чтобы организовать самостоятельную работу студента и выполнение им практических и лабораторных работ, требуются методические пособия. Казалось бы, организуя свою работу с учетом вышеописанных задач, удастся добиться намеченной цели – организовать эффективный учебный процесс.

Однако, это далеко не все направления деятельности и личностного развития преподавателя. Сегодня особое внимание требуется уделять проблеме мотивации познавательной деятельности студента. К сожалению, современный этап развития общества оказывает нежелательное воздействие на формирование ценностей, культуры и духовности студента. Пропаганда «бесконечной силы денег» дает студентам ошибочное мнение о ненужности качественных знаний.

Тем не менее, современное общество предъявляет все более высокие требования к будущему специалисту: умение мыслить, решать новые задачи и находить оптимальные их решения, осмысливать последствия своей деятельности для себя и окружающих.

Вопрос развития мотивации познавательных способностей – еще одна профессиональная компетенция преподавателя в системе СПО. Чтобы более подробно его осветить и выделить определенные рекомендации, необходимо дать определение мотивации и раскрыть особенности психологического развития в юношеском возрасте.

Итак, потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида (Романов А.Н «Маркетинг»). У взрослых людей потребность выражается в форме осознаваемого желания. Чтобы его удовлетворить, включается, так называемый, ориентировочный рефлекс, возникает ориентировочно-поисковая деятельность, направленная на поиск лучшего решения. Определенные действия вызываются стимулом, т.е. причиной – для чего мы выполняем какую-либо деятельность.

Из личного опыта педагогической практики могу выделить три типа мотивации студентов. Первым будет самый нежелательный и краткодейственный – принудительный метод мотивирования. Основой такого метода являются: использование власти, угрозы плохих оценок. В данном случае студент, скорее всего, выполнит задание, но сделает это без особой творческости и интузиазма, так сказать, «для галочки».

Второй тип мотивирования – положительное стимулирование. Воздействие происходит, к сожалению, не на саму личность студента, а на внешние блага и обстоятельства. В качестве стимулов используются чаще всего оценки, принуждающие студента выполнять задания.
Третий тип хочется назвать идейным мотивированием. Именно этот тип, основанный на убеждении, внушении, психологическом «заражении», обращается к личным интересам и потребностям студента. Важно отметить необходимость комплексного использования всех трех типов мотивированности студентов! Предпочтительным и лучшим, конечно, является третий тип. Ориентируясь на него, можно выделить те характеристики студента, которые нуждаются в развитии:

• Внимание, память, усидчивость, самоконтроль,
• Потребность к творческой деятельности,
• Умение самостоятельно находить альтернативы и пути решения проблем,
• Организаторские способности,
• Умение общаться и выстраивать эффективные коммуникации в группе.
• Умение обсуждать, регламентировать и доказывать свою точку зрения.
• Критичность и способность давать оценку событиям и действям.
• Умение связывать изучаемое в систему и др.

С целью представить более полную картину чувств и переживаний студента, особенности его личностного и психоэмоционального развития имеет смысл провести анализ его возрастных особенностей.

В юношеском возрасте человек вовлекается во взрослую жизнь, определяет свои личные, гражданские, социальные и политические приоритеты. Все это порой может противопоставляться строго регламентированным правилам колледжа. Проблема затрудняет и замедляет развитие профессионального самосознания, познавательных интересов, коммуникативной культуры.

Юношеский возраст определяется промежуточным положением между ребенком и взрослым. Еще П.П. Болонский и Л.С. Выгодский отмечали, что особенности протекания и продолжительности подросткового возраста заметно варьируются в зависимости от уровня развития общества. С усложнением жизнедеятельности происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, увеличиваются мера самостоятельности и ответственности.

У первокурсника много сил отнимает процесс адаптации к новым условиям, что порой сопровождается отрицательными переживаниями. Внутренняя неуверенность в себе может сопровождаться агрессией, развязностью или даже представлением о собственной неполноценности. Уход из школы, боязнь общественной жизни в колледже, слабый контроль за собственным поведением и деятельностью, сомнения в правильности профессионального выбора  – вот малая часть проблем студентов младших курсов. Назовем этот период первым кризисом.

Второй кризис наступает у студента в момент получения первичных профессиональных навыков или после первой практики. В науке такое явление называется «когнитивным диссонансом» - студент имеет теоретические знания, противоречащие практическим реалиям (перегрузки, проблемы общения на работе, невысокая заработная плата). В этот момент происходит повторное осмысление (переосмысление) профессионального выбора и отношения к учебной деятельности, проводится самооценка себя и своего профессионализма.

Учебная деятельность для студента становится средством реализации жизненных планов. Ведущая деятельность этого периода – профессиональное самоопределение.
Применительно к учебной деятельности с учетом особенностей психологического развития студентов в системе ссузовского образования профессиональную мотивацию можно понять, как совокупность процессов, факторов и реалий, которые, оказывая влияние на сознание, побуждают и направляют личность к освоению будущей профессии. Главный фактор развития студента – профессиональная мотивация.

Учебный процесс относится к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения множество, но все они образуют единую систему с общей целью – повышение эффективности обучения.

Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах (по Л.С. Выготскому):
1. «Первый педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» - Л.С. Выготский (1996).

2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен» - писал Л.С. Выготский (1996).

3. «Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» (Л.С. Выготский, 1996)

Формулируя методы мотивирования, которые лично я использую в своей педагогической деятельности, я не претендую на их новизну или исключительность. Это не научная сенсация, не революция в системе образования, это система стимулов, которая действительно работает.
Для удобства восприятия методы объединены в группы.

Психологические (социальные) методы мотивации:

1. Мотивация личным примером. Интерес студента к изучаемой дисциплине обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами преподавателя. Многочисленные исследования в этой области доказывают, что характер и индивидуальные особенности преподавателя принимаются во внимание при формировании учащимся мнения о предмете в целом. Элементарные правила вежливости и самоорганизация повышают оценку преподавателя студентом. Педагог, который не опаздывает, доброжелательно относится, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет самостоятельные и практические студентов ценится.

2. Сдерживание своих обещаний. Нельзя обманывать студентов. Если обещали показать фильм или сделать интересный тест, провести игру или съездить на экскурсию, необходимо реализовать намеченные цели.

3. Формирование положительного отношения к профессии. Ведущей деятельностью периода юности является выбор своего места в жизни и профессионального предназначения, поэтому необходимо подбадривать и одобрять выбор студентов, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах.

4. Доброжелательный, спокойный тон, создание положительного микроклимата в группе. Задача преподавателя не просто организовать учебный процесс, но и регулировать, упорядочивать возникающие коммуникации в этом сложном процессе. Положительный, приветливый настрой, ровный доброжелательный тон – залог эффективного труда. Интонации должно быть достаточно, чтобы выделить важное, сделать акцент, заставить задуматься. Крик и прилюдное порицание только снизят авторитет, делая преподавателя несдержанным и беспомощным в глазах аудитории.

5. Предоставление максимальной свободы студентам. Конечно, тут свобода понимается в специфическом смысле. Дайте группе возможность выбрать метод текущего оценивания знаний, форму выполнения индивидуальной самостоятельной работы, тему доклада или вариант задания. Пусть вы потом, возможно, и выберете другую форму проверки знаний студентов, объясняя, что именно она будет наиболее эффективной и показательной, но студенты почувствуют свое участие, свою сопричастность к организации учебной деятельности. Еще Дэвид Макклелланд в своей теории мотивации (середина ХХ века)  утверждал, что у человека три потребности: успеха, власти, причастности. Каждый человек желает чувствовать свою сопричастность к какому-то процессу, осознавать, что его точку зрения принимают во внимание – это повышает мотивацию.

6. Отмечать успехи студентов и хвалить публично, демонстрировать достижения студентов. Современная психология отмечает тот факт, что преподаватели почти перестали хвалить студентов. Похвала, особенно публичная, с описание достоинств и отличительных особенностей выполненной работы прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата, со временем его повышая.

7. Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности и их мнением по каким-либо вопросам. Интерес преподавателя к студентам может быть взаимным. Обсуждение каких-либо вопросов, совместное решение возникающих проблем, организация дискуссий и рассмотрение ситуационных задач – важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживания качественных коммуникаций между преподавателем и студентом.

Организация учебного процесса:

8. Четко выработанная система организации учебного процесса является залогом успешной мотивации. Студенты «привыкшие» к преподавателю, к его требованиям будут тратить меньше времени на организационные моменты и осмысление происходящего на уроке. Самоорганизация преподавателя сформирует о нем положительное мнение со стороны студентов.

9. Сообщение целей урока. Информирование в начале занятия о том, чему студенты научатся, внимательно слушая и выполняя задания, направленно на формирование внутренних стимулов мотивации. Можно даже построить процесс сообщения целей методом «от противного», т.е. «отвлекаясь и невнимательно слушая сегодня, Вы никогда не узнаете, что…». Данный способ привлекает внимание даже самых непоседливых студентов.

10. Акцент на непосредственную сферу применения полученных знаний. Сообщению целей может предшествовать какой-то рассказ или жизненная история, главная цель которой, конечно же, смотивировать, т.е. объяснить студентам: где они полученные знания смогут применить на практике. Так называемая «связь теории с жизнью» повышает интерес и внимание студентов.

11. Не читать лекцию с учебника и не сидеть все время за столом. Опять же психологи доказали, что человек с большей успешностью воспринимает разговорную речь, живой рассказ, беседу. Преподаватель, уткнувшийся в книгу, не только не может следить за реакцией аудитории на свои слова, но и производит впечатление несобранного, незнающего, растерянного человека. Находящийся постоянно за собственным столом, преподаватель, отгораживается этим столом от студентов. Создается и визуальный барьер и психологический. Оптимальным будет перемещение преподавателя по аудитории во время объяснения темы, возможна попутная проверка успешности работы студентов (написание конспекта, составление таблиц). Раскладывая во время объяснения наглядный материал, желательно проходить между рядами, уделяя внимание студентам. При ответе у доски докладчика можно присесть на свободное место за парту, став частью слушающей аудитории.

12. Применение различных форм организации деятельности студентов, чередование различных форм деятельности. Упрямая статистка говорит о том, что произвольное внимание в таком возрасте аудитория может удерживать в течение 30-40 минут. Потом в силу эмоциональных и психологических особенностей студент начинает отвлекаться. Задача преподавателя, не дожидаясь момента понижения внимания, сменить вид деятельности: предложить задание для самостоятельной работы, попросить студентов высказать свою точку зрения, переключить внимание на иллюстративный материал.

13. Использование современных методов обучения (проектный, проблемный, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и другие). Разнообразие форм и методов организации учебной деятельности повышает мотивацию студентов.

14. Дифференцированная система заданий позволяет каждому студенту соизмерить собственный уровень овладения материалом со сложностью предлагаемых заданий. Так, возможен выбор карточек с заданиями, за выполнение которых предполагается получение оценки «3», «4» или «5». Преподаватель видит, как студенты оценивают собственную подготовку.

15. Посильные учебные задачи. Задания для практических, лабораторных и самостоятельных работ должны быть соизмеримыми со знаниями студентов и посильными для выполнения. Слишком простые или слишком сложные задания вызывают понижение мотивации и интереса к освоению новых компетенций. Сложность заданий должна быть примерно равна уровню знаний аудитории или немножечко выше, чтобы дать возможность студентам возможность анализировать и искать информацию самостоятельно.

16. Четкое и однозначное объяснение домашнего задания. Очень часто домашнее задание не выполняется только потому, что при выдаче оно не сопровождается подробным пояснением о его выполнении. Студент, не понявший задание, считает самым простым выходом - не выполнить. Предельно ясная формулировка задания и объяснение его практической значимости повышают мотивацию к его выполнению.

17. Опоздавшие вызываются к доске или остаются дежурить. Студенты, входящие в аудиторию после звонка привлекают внимание аудитории и отвлекают, сбивают преподавателя. Эффективным методом борьбы с нарушителями является выдача им задания или ответ у доски. В качестве альтернативного варианта «наказания» можно привлечь опаздывающих к уборке кабинета.

18. Нарушающие дисциплину готовят доклады. Неуемное желание студентов поговорить во время занятий тоже можно «поощрить», направив их энергию в позитивное русло. Такие студенты записывают себе темы докладов по текущей или будущей теме, получая уникальную возможность рассказать о чем-либо всей аудитории.

19. Использование учебных фильмов в процессе обучения, обучение сказками, беседами. Так уж сложилось, что система образования в целом ориентируется на среднего студента, не смотря на то, что в аудитории есть и аудиалы, и визуалы. В процессе личной практики было выявлено, что студенты специальности «Экономика» лучше усваивают материал, представленный в форме рассказа, беседы, сказки. Студенты технологического отделения хорошо воспринимают таблицы, схемы, графики, учебные фильмы.

20. Посещение выставок и музеев. Конечно, различные формы проведения занятий, дифференцированный подход оценки знаний и прочие методы повышения интереса к образовательному процессу эффективны. Но все же группа с удовольствием куда-нибудь поедет.

21. Организация олимпиад, конкурсов, викторин, деловых игр. Применить полученные компетенции на практике и получить одобрение не только преподавателя, но еще и независимого жюри, получить знаки внимания и отличия, заявить о себе и выделиться – факторы, обеспечивающие нашу потребность в самореализации, самоактуализации, самосовершенствовании.

22. Отвечать на вопросы студентов. Преподаватель, который может дать немедленный ответ на возникающие вопросы, тем самым показывает уровень своей профессиональной компетенции. Конечно, допускаются ситуации, когда точный верный ответ дать затруднительно. В этом случае надо записать вопрос и обязательно к нему вернуться в следующий раз, ведь студент, задающий вопрос, так проявляет свою заинтересованность в освоении учебного материала, что очень ценно.

Контроль и оценка знаний:

23. Регулярная и непрерывная система контроля со стороны преподавателя. Чрезвычайно важен систематический контроль знаний учащихся. Система СПО подразумевает проведение большинства занятий в форме комбинированных. Задача преподавателя проводить регулярную проверку уровня усвоения знаний студентов для поддержания мотивации.

24. Доводить до сведения студентов критерии оценки их деятельности. Ответы у доски, письменные работы, тестирование, практические, лабораторные и контрольные работы, домашнее задание – все формы деятельности студентов подвергают оценке. Важным моментом является объяснения студентам критериев оценки их работ. Это позволит добиться справедливости в системе  поощрения и наказания.

25. Публичность успешности каждого студента. В курсе моей дисциплины есть обязательные к выполнению практические работы. Без них студент не допускается до сдачи итогового экзамена. На стенде в кабинете размещена таблица, в ней фамилии студентов и количество работ (с оценками), которые они выполнили. Доступность результатов каждого для всеобщего обозрения мотивирует студентов.

26. Обязательная защита практических работ для тех студентов, которые не были на занятии. Для студентов, не присутствующих в момент написания практической работы введена дополнительная «сложность»: работу надо не только написать, но и защитить (индивидуальная беседа по теме с преподавателем).

27. «Метод закрытой доски». Возможен ответ студента у доски таким образом, чтобы аудитория не видела результаты труда отвечающего. Словарный диктант на знание понятийного аппарата дисциплины или какое-либо другое задание, аудитория делает работу в тетрадях, а потом сверяет с вариантом на доске, производит оценивание и разбор ошибок.

28. Разбирать ошибки тестов, самостоятельных, практических и контрольных работ. Хорошая привычка преподавателя – подробно останавливаться на распространенных ошибках студентов, обсуждать недочеты и совместными усилиями находить верные решения.

29. Привлечение студентов к созданию учебных пособий, к организации учебной деятельности. Хорошо и отлично успевающим студентам можно выдавать индивидуальные задания, связанные с отбором и анализом информации по какому-либо вопросу. Студенты с удовольствием разбираются в новых понятиях, составляют таблицы и даже презентации на выбранные темы. Осознание своей важности и полезности в организации учебного процесса повышает мотивацию.

30. Организация проверки студентами работ своих одногруппников. После написания самостоятельной работы можно предложить аудитории обменяться работами и самим проверить, поставить оценку. Доверие повышает мотивацию.

31. Предоставление студентам возможности оценивать ответы одногруппников. Выступления у доски можно предложить оценить аудитории. В этом случае все будут внимательно слушать ответ, чтоб вынести свой вердикт.

32. Использование 10-бальной системы оценивания студентов. Такую систему разумнее применять в группах с небольшим количеством студентов. Главное правило – систематичность и предельная внимательность преподавателя. Смысл 10-бальной системы заключается в том, что студент, присутствующий на занятии, за занятие может получить максимальное количество баллов – 10. Баллы складываются так:
• Посещение занятия. Максимально возможные 3 балла студент получает, если не опаздывает. Посещение занятия с опозданием оценивается в 1 балл;
• Ведение конспекта – 2 балла. Отсутствие конспекта – 0 баллов, неполные записи – 1 балл;
• Работа на уроке – максимально возможные – 5 баллов. Отсутствие активности – 0 баллов, дополнения других ответов – 2 балла, 3,4 -  в зависимости от качества ответов, полный ответ на какой-либо вопрос или выступление с докладом – 5 баллов.

33. Информирование студентов о результатах их деятельности. Необходимо проводить самую элементарную статистику уровня обученности, успешности студентов после написания ими каких-либо контрольных работ. Аудитория всегда желает знать о результатах своей работы.

Всего получилось сформулировать 33 способа мотивирования познавательной деятельности студентов в системе СПО.

Процесс мотивации – сложная система, имеющая своей основой как биологические, так и социальные элементы. Формирование стимулов – непрерывный процесс, непосредственно связанный с социализацией индивида. Практическое применение методов мотивирования оказывает положительное воздействие на уровень успешности студентов в системе СПО.
Самое главное – заинтересованность всех субъектов образовательного процесса в эффективности обучения: и студентов, и преподавателя.

Закончить хочется словами Дейла Карнеги: «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своём поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутьё, - и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха».