На улице дождик

Людмила Солма
светлой памяти всех тех, кого давно уже нет с нами,
но кого мы по-прежнему любим и благодарно помним всегда


На улице дождик...
Или вернее будет сказать, что в этот вечер падал редкий снег, который и перешел в дождь. И сейчас он монотонно шлепает в мое окно. В такие-то минуты нас всех, наверное, и посещают воспоминания о чем-то далеком и очень, очень печально-теплом. Но, сначала вот о чем:
несколько часов назад посмотрела документальный фильм о Лидии Руслановой, названия его не знала, т.к. не застала первых кадров. Но, многие возможно его хорошо знают.

Давным-давно, когда была еще школьницей, я не очень-то и любила наши исконно русские, как и любые народные песни вообще.

Мой дед часто по-доброму упрекал меня, что не теми музыками увлечена (мы с друзьями все больше любили слушать Битлз, советскую и зарубежную эстраду - дружественных нам стран Соцлагеря да и не только его. Хорошая музыкальная зарубежность все же просачивалась в наши тогдашне советские уши. Помнится, как случалось глубокими вечерами слушать и запрещенные трансляции - на заглушаемых тогда же, чуждых Стране советов, радио волнах).

«Ты бы лучше послушала русские народные хоры или казачьи песни - вот это настоящее…» - частенько говаривал мне дедушка и добавлял неизменно, что мог бы напеть такие песни, каких в Союзе никто не поет, да и вряд ли знает. Как я сейчас жалею, что тогда эти песни были не столь интересны для меня, городской девчонки. Стыдно признаться, но казались они тогда мне заунывно скучными... деревенскими и даже многие из них казались сверх архаичными...

Прошло время...
Не было уже ни деда, ни отца... не стало и бабушки. В первые дни после её похорон, нам было особенно тяжело. Мама приежала из своего казахстанского далека на похороны. Но, пробыв до первых 40-ка дней, должна была возвращаться и к себе домой. И так все это было печально утратой и расставанием...

Вот тогда-то однажды я и зашла - без особенной цели - в магазин Досуг, что был возле нашего московского дома. Походив по магазину, внезапно остановилась возле прилавка с грампластинками. Взгляд упал на большой диск Лидии Руслановой. И я машинально купила его…

Муж был еще на работе. Маленькие дочурки - на даче у свекрови. И я - в ожидании мужа, пока была одна дома, поставила ту пластинку с песнями Руслановой. И слушала, и хлюпала - да не просто плакала, а выревелась настолько... что все слезы иссякли и много лет спустя у меня их попросту уже не было. Но, не о том ведь я - сейчас. И припомнилось все это не к тому (кому же не случалось-то по жизни вот так же горько оплакивать своих дорогих и любимых). Именно с тех пор я стала вслушиваться - и в мелодию, и в слова народных напевов.

А песни Лидии Руслановой мне особенно дороги и поныне: именно потрясающей проникновенностью, и в то же время особенной необычайной драматичностью её - такого родного, нашенского - российского голоса!
 
24.11.2010 00:55

© Copyright: Людмила Солма, 2010-2011