Как на допросе с пристрастием

Юрий Комболин
В конце декабря прошлого – начале января этого года пришлось проехаться до Архангельска и обратно.
И, если до этого города на Белом море мы ехали ближней дорогой через Лодейное Поле, Каргополь, Плесецк, то обратно – по магистрали через Вологду.
Ближняя дорога оказалась столь глухой и непопулярной у автомобилистов, что за два дня пути – 30 и 31 декабря – встречные и попутные машины  нам попадались только рядом с городами. А так, ехали почти в одиночестве, наслаждаясь величественной красотой зимней тайги, тишиной, которую будили только наши вазовские моторы. Порой возникало ощущение нереальности: вот она, земля, накатанная до блеска зимняя дорога среди заснеженных, высоченных елей и сосен, и никаких следов цивилизации, кроме белого следа самолёта в синем, до боли в глазах, безоблачном небе.
Обратная дальняя дорога, так получилось, выпала на две ночи 4 и 7 января (дни были заняты работой): первая – до Вологды, вторая – до Санкт-Петербурга. И здесь мы на одиночество ни рассчитывать, ни пожаловаться уже не могли. Встречных машин было так много, что казалось – все бросились навёрстывать упущенное за новогодние праздники, решив начать новый год сразу на пике деловой активности.
Мы торопились и в пути до Вологды – надо было многое сделать в этом городе, воспетом группой «Песняры» ещё в советское время, и, особенно, в пути до Петербурга – хотелось успеть к рождественскому столу.
Но, несмотря на спешку, жёстко соблюдали святое правило дальних дорог: стоило увидеть свет встречного автомобиля, фары своего сразу переводили с режима «дальний свет» на режим «ближний». И пока наш путь шёл по территории Архангельской области, водители трудяг-лесовозов, легкомысленных «Жигулей» и даже вальяжных иномарок – все, без исключения, мгновенно отзывались на наши манипуляции со светом, упирая свой под колёса бегущей машины. А если кто и зазевается или пропустит момент переключения (может, любимого человека вспомнил), достаточно было только мигнуть, и статус-кво восстанавливался мгновенно.
Если на этой же дороге нам приходилось обгонять тяжело идущий лесовоз или фуру, водители, стоило нам обойти их, сразу переключали свет на ближний, чтобы не слепить нас через зеркало заднего обзора.
И так, казалось нам, будет вечно.
Ан, нет. На вологодских дорогах встречные переключали свет уже через одного, а на родной питерской земле, исключая Мурманское шоссе, повсеместно не переключали, почти никто. И  особенно этим грешат, увешанные фонарями, как ёлки на Новый год, престижные иномарки, мол, знай наших!
Не переключают, не понимая того, что ослеплённый ими водитель имеет шанс не только вылететь в кювет, но и столкнуться с самим дорожным хамом  - тем, кто его ослепил. Тогда чванство и хамство будут наказаны. Но какой ценой?
Так не проще ли шевельнуть одним пальцем? Это не трудно сделать, даже если они сильно растопырены. Не трудно и не в лом…
Удачи нам на дорогах!
Колонка редактора. Газета «5 колесо», №4, 1999